Ключевым элементом текущей экономической ситуации является так называемый "план Полсона", разработанный группой товарищей под руководством этого самого Полсона (секретаря казначейства США, то есть министра финансов этой страны) и одобренный президентом Бушем. Суть этого плана в его изначальной редакции состояла в том, что конгресс (парламент США) должен увеличить лимиты госдолга и в их рамках выделить министерству 700 миллиардов (семьсот миллиардов) долларов США, для того чтобы купировать идущий финансовый кризис. Путем выкупа у отдельных финансовых институтов "плохой" задолженности. При этом важной составной частью плана являлось то, что Полсон категорически требовал, чтобы никто и никогда не мог получить информации, куда и как были эти деньги потрачены. Если к этому добавить, что сам Полсон, до того, как стать министром финансов США, был руководителем одного из крупнейших банков Уолл-стрита, ГолдманЗакс, то все это выглядело еще более завлекательно.

Я попытался себе представить, что бы было, если бы с таким планом пришли к нам в Думу. И пришел к выводу, что, скорее всего, в результате сумма выросла бы до триллиона, причем "лишние" 300 миллиардов были бы по итогам поделены между депутатами (всего по трети миллиарда каждому, если делить поровну) и министерством и все бы были довольны. Но в США уровень демократии все-таки повыше, а свободы, как понятно, поменьше, чем у нас, поэтому конгресс отказался выдать Полсону запрашиваемые суммы на его условиях! И изменил их следующим образом: выделяется "всего" 250 миллиардов, потом, по итогам отчета об их использовании, может быть выделено еще 100, а уж нужно ли будет выделять еще, будет решаться дополнительно, после тщательного изучения всех отчетов.

Таким образом, Полсон не смог решить своей главной задачи - "отбить" от ответственности себя и своих сотрудников. Поскольку понятно, что когда речь идет о выкупе "плохих" (то есть уже не имеющих практической цены на рынке) бумаг, то широта возможностей по определению цены необыкновенна. А если сюда еще добавить оценку того, какие именно из финансовых институтов спасать необходимо, а какие можно спокойно обанкротить, то получается, что по итогам практически любого участника процесса можно будет посадить за нецелевое использование бюджетных денег и злоупотребление доверием налогоплательщиков. Если еще учесть, что выборы еще не прошли и поэтому сегодня сказать, какие именно налогоплательщики будут, по их итогам, что называется, на коне, ситуация для Полсона становится совсем неприятной, поскольку ничего не делать тоже невозможно.

Самое смешное состоит в том, что читателям этого сайта должно быть совершенно понятно, что вся эта активность, что называется, ни к селу ни к городу, поскольку никакого долгосрочного эффекта дать просто не может. Ибо главной проблемой американской экономики является структурный кризис, то есть несоответствие структуры потребления (спроса) структуре производства, и товаров, и услуг.

Более подробно. Для того чтобы обеспечить очередной технологический рывок, власти США в начале 80-х начали стимулировать конечный спрос, сначала государства, а потом и домохозяйств (так называемая политика "рейганомики"). Причем делалось это за счет прямой эмиссии. Под этот спрос были созданы мощности, которые сегодня составляют где-то 12-15% американской экономики, а с учетом того, что они сами обеспечивают спрос, общий объем экономики, который зависит от этого спроса, равен примерно 30-35%, или трети от общего ее объема.

Экономическая суть событий последнего года в США состояла в том, что из-за возросшей инфляции и падения доходов домохозяйств давать им кредиты стало затруднительно. Но треть экономики-то все равно нуждается в деньгах! И те ресурсы, которые затребовал Полсон, – это просто компенсация недовыданных потребителям кредитов, объем которых должен составлять примерно 200-250 миллиардов долларов в месяц – для того, чтобы американская экономика не начала ощутимо падать.

Так что 700 миллиардов – это максимум на три месяца. Не больше. На самом деле – меньше, потому что их вброс в экономику приведет к росту инфляции, то есть обесценению этих самых миллиардов, эффект от воздействия которых по мере роста цен будет все время уменьшаться. И по истечении трех месяцев, то есть к новому году, все придется начинать сначала, причем в еще худших условиях.

Впрочем, скорее всего, самого Полсона это уже не очень интересует. "Горизонт планирования" для него и его "команды" на сегодня – 5 ноября, день выборов президента США. Если выиграет Маккейн, то задача выполнена, если победит Обама, то уже, по всей видимости, все равно. Впрочем, ждать осталось недолго, так что будем смотреть, как развивается ситуация.

(fintimes.ru, М.Хазин, 30.09.08)