Перед советом для казанских гостей провели экскурсию по кабинетам Центра по поддержке и развитию предпринимательства района Перед советом для казанских гостей провели экскурсию по кабинетам центра по поддержке и развитию предпринимательства района

ОКРЫЛЕННЫЕ БИЗНЕСМЕНЫ, КОТОРЫЕ НЕ ЗНАЮТ ЗАКОНОВ

В Нижнекамске отметили год со дня основания местного совета по предпринимательству при главе Нижнекамского района. На этот небольшой праздник приехали министр экономики РТ Артем Здунов, уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов, заместитель прокурора РТ Марат Долгов. На встречу приглашали местных бизнесменов — обзвонили всех, с кем контактировал центр по поддержке предпринимательства Нижнекамска за последнее время. Откликнулись около 50 человек. Были и представители органов власти. Модерировал встречу заместитель руководителя исполкома Радмир Беляев, который удостоился похвалы от Нагуманова — «суперактивный чиновник, открытый бизнесу».

Перед советом для казанских гостей провели экскурсию по кабинетам центра по поддержке и развитию предпринимательства района. В фойе гостям показали фото с прошедших мероприятий, организованных центром, Нагуманов отметил, что на снимках все получаются очень деятельными. Долгов посетовал, что не хватает антикоррупционного стенда, где можно было бы написать «С меня взятку требуют». Гостю пообещали, что появится. Беляев пытался донести до гостей: «Мы работаем по принципу одного окна». Девушки-специалисты, которые работают с обращениями предпринимателей, отчитались перед Нагумановым о том, как проходят их консультации. Больше всего обращений связано с вопросами о том, как открыть свое дело. «Они (предприниматели — прим. ред.) приходят воодушевленные, окрыленные...» — начала было девушка свой рассказ. «А вы их приземляете...» — шутя прервал ее омбудсмен. По словам специалистов, бизнесмены зачастую не знают налогового и трудового законодательства. «У них такие большие глаза, когда они узнают, что с фонда оплаты труда надо платить налоги», — замечает работница центра. Нагуманов все интересовался у сотрудников, приходят ли к ним предприниматели с проблемами или жалобами, однако ни в одном кабинете уполномоченному об этом подробно так и не рассказали.

. По мечте омбудсмена, контролеры не должны разговаривать с бизнесменами с позиций силы, а за первое нарушение надо выносить только предупреждение, а не штраф

Открыл мероприятие Беляев. Он пояснил, что совет в Нижнекамске работает по принципу республиканского — без постоянных членов, с возможностью выступить любому. Нагуманов же, в свою очередь, рассказал, как появилась идея создать «неклассический» представительский орган: «Впервые два года назад у нас был реализован принцип „совет без членов, без постоянных представителей“. Идея эта родилась спонтанно. Обсуждали, как сделать совет современным органом — не в классическом понимании, не просто представительным, но и рабочим, и у нас как раз и родилась идея сделать совет в таком формате: предприниматель работает в нем и является его членом. Как только он перестает работать — статус исчезает».

Здунов по программе должен был выступить с докладом о тенденциях развития предпринимательства в районе, но решил рассказать о стратегической программе, которую выбрали для Нижнекамска, чтобы развивать местный бизнес. По мнению Здунова, основа успеха в этом деле — хорошая инфраструктура: «Параметры развития по-нашему — это хорошая инфраструктура. Прежде всего это налоговые льготы. Поэтому первым делом решили, что нам нужен ТОСЭР. Но об этом будем говорить, когда получим статус. К второму моменту мы уже приступили — это промышленный парк „Нижнекамск“. Получили добро на привлечение федеральных средств, в ближайшие полтора-два года будем строить, привлекать резидентов» — рассказал министр. По его мнению, продуманная инфраструктура для бизнеса избавляет предпринимателей от многих проблем (не надо лимиты по электричеству выбивать) и снижает коррупционные риски.


«РЕЙТИНГ НАГУМАНОВА»

От Нагуманова ждали разъяснений, почему Нижнекамск находится на 40-м месте из 45 по деловой активности и на 17-м — по деловому климату. Предварил выступление омбудсмена мэр города Айдар Метшин шуткой: «Это теперь „рейтинг Нагуманова“ называется». «Нижнекамский и Альметьевский районы вышли с нами на связь еще до того, как мы презентовали итоги рейтинга, причем с позитивной повесткой, — рассказал Нагуманов. — Некоторые коллеги критикуют нас: методика неправильная и так далее. А от представителей Нижнекамска и Альметьевска про методику вопросов не было вообще. Коллеги сразу же попросили суть — что не так и на что надо обратить внимание. Этот рейтинг рождался не для того, чтобы поделить всех на зеленых, белых и красных. Мы это все равно сделали, потому что рейтинг требует деления. Но основная задача была в том, чтобы показать, в каком направлении надо двигаться».

По деловой активности город находится в красной зоне рейтинга. «В Нижнекамске основной параметр, который повлиял на активность, — доступность финансовых ресурсов, — объяснил омбудсмен. — Здесь, как и в некоторых других городах, высокая готовность к инвестициям с одной стороны, но такой высокий спрос не подкрепляется высоким предложением». Есть в Нижнекамске трудности со сбытом продукции и услуг, в том числе и рекламных. 63% нижнекамских предпринимателей недовольны взаимоотношениями с властью: «По телевизору говорят о поддержке, но мы этого не видим». Недовольство высокой арендной платой — 90%, высокими тарифами на коммунальные услуги — 60%. Многие бизнесмены при опросе рассказали о том, что их прибыль и выручка сокращаются.

. Тимур Нагуманов: «Почти ни в одном районе у местных органов власти нет даже базы своих предпринимателей»

Далее Нагуманов приступил к советам. Главный — начать общаться с предпринимателями напрямую, без посредников: «Сегодня на вопрос „Знаете ли вы своих предпринимателей?“ местная власть должна говорить уверено, что она знает всех бизнесменов. Почти ни в одном районе у местных органов власти нет даже базы своих предпринимателей. Коллеги, старые формы работы, когда мы создавали советы с 10 членами и через них пытались донести информацию, когда мы общались с особо избранными... Эти времена давно прошли. Тем более что молодое поколение предпринимателей ждет прямой коммуникации. В некоторых районах список бизнесменов ограничивается теми, с кого на Сабантуй деньги собрать раз в год. В Нижнекамске не так, но и сказать, что вы знаете всех и со всеми общаетесь, тоже нельзя». Далее Тимур Дмитриевич сел на свой излюбленный конек — презумпцию невиновности предпринимателя. По мечте омбудсмена, контролеры не должны разговаривать с бизнесменами с позиций силы, а за первое нарушение надо выносить только предупреждение, а не штраф. «Перезагрузка контролеров» — это то, что, по мнению Нагуманова, должно произойти.

«ПРОКУРАТУРА ВСЕГДА ПОДДЕРЖИТ»

Долгов посетовал на неоднозначное положение прокуратуры: «Мы, безусловно, защищаем ваши права, законные интересы, с другой стороны, мы орган государственного надзора. Нам немного неприятно, когда идет противопоставление „злые контролеры — бедные предприниматели, которых обижают“». По его словам, государство сейчас «нащупывает» баланс в работе надзорных органов, чтобы и закон соблюдался, и бизнес не страдал. Одно из доказательств такой перестройки — тот факт, что контролеры, отчитываясь в своей работе, не должны стремиться к росту статистики по проверкам, выписанным штрафам. «Категорически запрещено оценивать контрольный орган по числу проведенных проверок по сравнению с прошлым годом, не секрет же, как раньше было: „меньше, чем в прошлом году, нельзя“, по количеству наложенных взысканий и штрафов. Сейчас это запрещено категорически», — отметил заместитель прокурора РТ. То есть мечты Нагуманова постепенно сбываются. В этом году прокуратура опротестовала 58 взысканий — их можно заменить на предупреждения.

Марат Долгов: «Нам немного неприятно, когда идет противопоставление «злые контролеры — бедные предприниматели, которых обижают» Марат Долгов: «Нам немного неприятно, когда идет противопоставление «злые контролеры — бедные предприниматели, которых обижают»

Также Долгов упомянул проблему задолженности муниципалитетов перед предпринимателями за исполнение работ или услуг по тендерам. В Татарстане она некритическая — 10 млн рублей, тогда как в соседних субъектах сумма достигает миллиарда. Однако и эти показатели не устраивают прокуратуру. По мнению зампрокурора РТ, виной всему неформальные взаимоотношения между властью и отдельными бизнесменами: «Главы у нас хорошие, предпринимателей своих знают, работают с ними хорошо, есть так называемая работа на доверии. Это, наверное, хорошо с точки зрения главы и предпринимателя, но с точки зрения закона — нет. Если нет контракта, если не проторговали, то и вы подставляетесь, и глава. „Сделай, мы потом у президента письмо подпишем, все оплатим“. Есть случаи, когда не получилось, не подписали, не оплатили. Это неправильно, от этого надо уходить, такие вещи есть в каждом районе, я уверен, они есть и в Нижнекамске. Бизнес — это как социализм у Ленина — учет, порядок, акты КС2, КС3, возможность разрешения спора в судебном порядке. Мы же всегда открыты к сотрудничеству. Если есть какие-то факты криминального давления, нарушения ваших прав и свобод экономических, пожалуйста, обращайтесь. Прокуратура всегда вас поддержит и поможет».

МОЛЧАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Бизнесу также дали слово на совете. От предпринимателей выступил гендиректор ООО «Бакелит» Фанияр Закиров, который рассказал о барьерах для развития бизнеса. Однако в своих выводах он продублировал выводы Нагуманова: контролеры, постоянно меняющиеся законы, недоступные кредиты и пр. Поэтому доклад скорее был из разряда «для галочки», т. к. бизнес должен был выступить на совете.

От предпринимателей выступил гендиректор ООО „Бакелит“ Фанияр Закиров, который рассказал о барьерах для развития бизнеса От предпринимателей выступил гендиректор ООО «Бакелит» Фанияр Закиров, который рассказал о барьерах для развития бизнеса

Далее по плану шли 20 минут на вопросы от предпринимателей, однако ни одной руки не поднялось. Вопросов у бизнеса не оказалось. Надо отметить, что и во время прошлогоднего „Откровенного разговора“ нижнекамские бизнесмены не были разговорчивыми. Возможно, вопросов не было еще и потому, что на встречу приглашали обзвоном тех, кто уже успел обратиться в центр поддержки за консультацией или «Лизинг-грантом». А так как все «свои», то и проблемы более-менее всем уже известны.

На вопрос, почему нижнекамский бизнес молчит, Нагуманов ответил в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online»: «На самом деле в опросе, который мы проводили в рамках исследования, нижнекамские предприниматели участвовали активно. Нет, анонимность тут ни при чем. Результаты исследования не говорят о том, что здесь есть какие-то проблемы, связанные с тем, что им нужна анонимность. Это менталитет. Возможно, есть некое другое ожидание от взаимоотношений с властью. Возможно, где-то предприниматели не готовы говорить. Нет такой практики. Никогда не было форматов, когда можно было бы говорить». Тут можно возразить, что «Откровенные разговоры» в большинстве районов проходят активно и только в Нижнекамске бизнес отмалчивается. «Надо уточнять, — заметил бизнес-омбудсмен. — У меня нет ответа».