«ГОТОВЫ ПОДЕЛИТЬСЯ ТЕНДЕНЦИЯМИ ОРГАНИЗАЦИИ НОВОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»

В конце сентября в Москве прошла международная выставка, которая является первой и единственной экспозицией в России, комплексно охватывающей все аспекты проектирования, строительства и оборудования детских садов и школ.

Впервые были широко представлены архитектурные проекты школьных и дошкольных зданий нового поколения, демонстрирующие современный подход к проектированию, строительные и отделочные материалы, дизайн интерьеров, техническое оснащение помещений для занятий и отдыха, спортивных залов и бассейнов, игровых комнат, компьютерных классов, медиатек, актовых залов, гардеробов, санитарно-технических помещений.

Татарстан на «Build School 2017»* был представлен ГУП «Татинвестгражданпроект» – головным проектным институтом республики. Первый заместитель генерального директора ГУП «Татинвестгражданпроект» Тимур Ажимов и заместитель генерального директора – главный архитектор ГУП «Татинвестгражданпроект» Максим Быков выступили с докладом и представили казанские школы нового поколения, демонстрирующие современный подход к проектированию.

За три дня деловой программы участники выставки обсудили ход выполнения государственной программы по строительству и реконструкции школ, затронули вопросы актуализации нормативной базы образовательных учреждений и, главное, поделились опытом, что позволило систематизировать достижения современной архитектуры в этой области. 

В рамках выставки состоялся российский смотр-конкурс, в котором было представлено 60 работ от авторских коллективов из России, Великобритании, Голландии, Испании и Латвии.


Нажмите, чтобы увеличить

По итогам конкурса все три проекта, представленные ГУП «Татинвестгражданпроект», были удостоены дипломами:

  • за практику проектирования объекта «Международный образовательный центр по ул. Федосеевской, 52 в г. Казани»;
  • за четкое функционирование и пластичное архитектурно-планировочное решение образовательного центра по ул. Хусаина Мавлютова, 5 в г. Казани;
  • за рациональное и выразительное архитектурно-планировочное решение типового проекта «Общеобразовательная школа в микрорайоне «Седьмое небо» в г. Казани».

О достижениях, которые стоят за дипломами «Build School 2017», рассказал первый заместитель генерального директора ГУП «Татинвестгражданпроект» Тимур Ажимов: «Например, проект повторного применения, включенный в реестр типовой документации минстроя России, по которому построена школа №181 в микрорайоне „Седьмое небо“, был признан высокоэффективным и на сегодняшний день имеет успешный опыт реализации не только в Казани и Татарстане, но и на территории нескольких субъектов Российской Федерации.

Стоит отметить, что в реестр типовой документации минстроя России включен внушительный ряд наших проектов образовательных учреждений: школы на 100, 500, 560, 800 и 1224 места, детские сады на 50, 80, 120, 140, 220 и 260 мест, сельские клубы на 50, 100, 200  и 300  мест. По этим проектам ведется активное строительство по всей России.

Также вместе с дипломами мы привезли идею провести в Татарстане нечто похожее с целью поделиться современными тенденциями организации нового образовательного пространства».

Стоит отметить, что в данный момент ГУП «Татинвестгражданпроект» проектирует для республики 6 новых школ, в том числе 2 – в Казани. Еще в 36 школах республики осуществляются ремонтные работы.

«Современное общество очень динамично, и предугадать требования к школе, например, 2050 года сложно, но мы считаем, что гибкая объемно-планировочная структура школьных зданий – это одно из основных средств преодоления их функционального старения. Важно и то, что мы адаптируем и внедряем новейшие инженерные и энергосберегающие технологии, проектируем по стандартам BIM», – отметил Ажимов.

«ГЛАВНЫЙ ФОКУС НА ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КОМФОРТ ДЛЯ ДЕТЕЙ»

По результатам выставки сразу несколько топ-менеджеров ТИГП подвели итоги и рассказали о планах компании и развитии отрасли на ближайшее будущее.

Заместитель генерального директора – главный архитектор ГУП «Татинвестгражданпроект» Максим Быков:

– Мы привыкли к тому, что чаще обсуждаются вопросы, связанные с системой образования, компетентностью преподавателей, улучшением материально-технической базы и так далее. Вопросы архитектуры современной школы так масштабно и системно были подняты впервые.

Один из круглых столов был посвящен интеграции достижений современной психологии, социологи, урбанистики, экологии в проектную работу. Например, в процессе обсуждения возник вопрос относительно цветового насыщения фасадов и интерьеров школ: «Почему мы, взрослые, решили, что детям это нравится?» На самом деле разнообразие цветов и психологическое спокойствие ребенка находятся в сложной и спорной зависимости. Поэтому применение «цветового шквала», особенно для младших классов, должно быть дозированным, а решение интерьеров – очень деликатным.

Последние 20 лет в зарубежной практике за строительство новых школ берутся архитекторы с мировым именем, что говорит о повышении престижа образовательных учреждений и их важности для западного сообщества. Мы изучаем данный опыт строительства, определяем позитивные моменты, которые можно использовать, и практикуем совместную деятельность. 

Стоит признать, что долгие годы школа была «фабрикой» с четко поставленной идеологией и качеством образования, но, как все мы помним, индивидуальность и личностные отношения были далеко не на первом плане. Сегодня школа, напротив, должна дать максимальную возможность к раскрытию качеств в ребенке, увидеть его потенциал и желание к самовыражению, развить талант и человеческие качества. Понимая необходимость нового подхода, мы приняли решение о совместной работе с иностранной компанией, чтобы увидеть школу в другом ракурсе.

Например, разработка проектов школ по ул. Федосеевской и ул. Мавлютова велась совместно с главным архитектором компании Fielding Nair International Джеем Литманом (США).

При разработке внутреннего пространства учитывается стремление детей к свободной организации своей деятельности, частой смене занятий. В зданиях международных школ (ул. Федосеевская 52, ул. Мавлютова 5 – прим. авт.) получила распространение планировка с большим залом, окруженным помещениями, которые образуют единое пространство для игровой и учебной деятельности.

Очевидно, что многообразная по формам и содержанию архитектура создает положительный эмоциональный заряд у детей, и наоборот, безликая, однородная среда не стимулирует любви к школе, к учению. В фокусе проектирования современных образовательный учреждений – психологический комфорт детей, создание не только пространства для динамичных и коллективных занятий, но и тихих и уютных локаций, масштабных ребенку.

В развитие современного подхода более года назад у нас был создан отдел дизайна и архитектуры, одна из задач которого – изучение передового опыта как в России, так и за рубежом и интеграция в нашу проектную деятельность, сотрудничество с опытными проектировщиками и привлечение молодых и креативных архитекторов.

Материалы для статьи предоставлены ГУП «Татинвестгражданпроект»

*18+