Муслима Латыпова: «Нельзя превращать жизнь только в работу — это неправильный подход»

«ЕСЛИ Я СЕЙЧАС МОСКВУ НЕ ПРОДАМ, ТАК И БУДУ ЖИТЬ В САМОЛЕТЕ»

— Муслима Хабриевна, сегодня для многих было новостью сообщение о продаже «Бахетле» за 10 миллиардов рублей. Как вы сами на нее отреагировали?

— Для меня сегодняшние утренние звонки с просьбами прокомментировать ситуацию стали неожиданностью. Как сказал Черчилль, «Ложь успевает обойти полмира, пока правда надевает штаны». Это тот самый случай. Когда мне задали вопрос: «Муслима Хабриевна, что вы думаете по поводу продажи сети?» — у меня сразу возникла мысль: а что я буду с этими 10 миллиардами делать? Стать в один час владелицей 10-миллиардного состояния... Они всю сеть оценили!

Доля правды в этом есть. Но именно что доля правды, и она состоит в том, что мы действительно рассматриваем вопрос продажи «Бахетле» по Москве. И только по Москве.

— Что стало причиной такого решения?

— «Бахетле» — это абсолютно частный бизнес, без бюджетных или каких-либо других вливаний, который сам себя поднял и развивался за счет своей уникальности. В 2018 году будет 20 лет с момента создания. И вот эта уникальность сегодня пришлась по душе Москве. Наша сеть там очень популярна. Мы находимся там в хороших местах, это в основном офисные центры класса А. Но пришло время, когда надо продавать.

В Москве у нас сейчас 8 супермаркетов, в Татарстане — 18. Изначально, когда в 2006 году мы шли в столицу, бизнес-модель предусматривала последующую продажу бизнеса. Мы ставили себе цель открыть сеть, сделать ее успешной, поставить на траекторию устойчивого развития и продать. Я это говорила и раньше, повторю и сейчас, потому это, в общем-то, не новость. Нам не раз поступали предложения о продаже московских магазинов. Еще в 2009 году такое предложение поступило со стороны одной из сетей, которая ставила задачу быстрого развития. Это вообще нормально — бизнес создается, покупается, продается, и мне всегда интересно, как его оценивают другие. Но наше желание продать Москву — это одно, а желание крупных федеральных сетей купить всю сеть «Бахетле» — совершенно другое.

«Мы ставили себе цель открыть сеть, сделать ее успешной, поставить на траекторию устойчивого развития и продать»

— Но вы сказали, что сейчас пришло время продавать...

— Да, сейчас пришло время. Во-первых, мы видим, что рынок вышел на подъем, растет спрос. Во-вторых... Я уж не хотела говорить, но ведь информация открытая: мне в этом году будет 66 лет. Это уже определенный возраст, когда хочется больше отдыхать, уделить время своему здоровью. С возрастом ведь никто ничего не может сделать — ни с какими деньгами.

Я четко понимаю, что длина денег совершенно не определяет длину твоей жизни. Заниматься здоровьем, продлить жизнь для своей семьи — это одна из задач, наверное, каждого человека. А у меня отдыха чистого не бывает. Всегда параллельно приходится уделять время работе. В Москву на неделе летать приходится по два раза. Если я сейчас Москву не продам, так и буду жить в самолете. Помните фильм «Приключения итальянцев в России», где герои все время летают?.. И когда же я буду жить? Нельзя превращать жизнь только в работу — это неправильный подход.

Все должно быть в пределах нормы, чтобы было время для работы, для семьи, для здоровья. Чтобы в один миг, как робот, не сломаться.

— То есть говорить, что у вас какие-то проблемы, допустим, с сетью в Татарстане и вы продаете часть бизнеса, чтобы поддержать другую, ее материнскую часть, будет неверно?

— Да. Это не какая-то паника, не какое-то спонтанное решение. В Москве мы прицениваемся давно. Если бы ко мне официально подошли, спросили месяц назад, два месяца назад, даже три года назад, я бы сказала: да, мы готовимся потихоньку к продаже.

«Бахетле» — это спрос «здесь и сейчас»: завтрак, обед... Можно легко спуститься, купить все, что нужно, чтобы угостить посетителей, чтобы поесть самому, — всегда свежее»

«НАШ ПОКУПАТЕЛЬ В МОСКВЕ ИМЕЕТ ДОХОД, КОТОРЫЙ НЕ ЗАВИСИТ ОТ КРИЗИСА»

— Какова особенность вашего бизнеса в Москве?

— Особенности есть. Если в Татарстане у нас все помещения в собственности, то в Москве — в аренде. И там надо выстраивать отношения с собственниками помещений, с людьми, с которыми мы работаем на протяжении 10 лет.

— Одно из предположений экспертов о причинах продажи, которое было высказано, связано с особенностями модели «Бахетле» — высокая доля собственного производства и высокая арендная плата в Москве.

— В Москве ситуация усложнилась после масштабной девальвации рубля, и это коснулось не только «Бахетле», а ретейла в целом. Курс доллара вырос вдвое. Вы, наверное, заметили, что тогда опустели площади даже на Тверской — появились вывески «аренда, аренда, аренда». Вы едете, видите — сплошь предложения по аренде. Арендные ставки половины наших магазинов номинированы в рублях, остальные — в валюте, это обычная практика арендодателей. Но мы занимаем большие площади — не 100, не 200 квадратных метров. И конечно, владельцы помещений дали хорошие скидки. Никто не заинтересован в потере арендаторов, а мы же раскрываем свои показатели, бизнес уникальный, интересный, привлекательный. И что бы имел собственник помещений, если бы мы ушли?..

— Можно ли назвать обороты сети в Москве?

— Да, это примерно 2,5 миллиарда рублей.

«Это уникальный бизнес, который никто не может повторить уже на протяжении 20 лет»

— А средний чек?

— Думаю, оценивать его некорректно — и это опять-таки особенность нашего формата. В бизнес-центрах много приезжих из других городов России, иностранцев, профессионалов высокого класса. Это арендаторы, у которых мало времени, но достаточно средств, это люди с большими доходами и высокими запросами. Естественно, у них нет возможности готовить дома — и вот тут «Бахетле» предоставляет свои удобства. Это разнообразие продукции собственного производства, в Москве — до 50 процентов в обороте. И наша сеть востребована, наш формат удобен для людей. Наши покупатели имеют доход, который мало зависит от кризиса, если вообще зависит.

Отсюда и модель поведения покупателя. Это не гипермаркет на выезде из города, когда люди закупают продукты на несколько дней и берут тележками. Это спрос здесь и сейчас: завтрак, обед... Можно легко спуститься, купить все, что нужно, чтобы угостить посетителей, чтобы поесть самому, — всегда свежее. Вечером можно зайти, купить продукты, готовые блюда для ужина и спокойно ехать домой. Естественно, что по выходным мы видим рост выручки. Вот поэтому стоимость чека в бизнес-центрах размывается по сравнению с гипермаркетом на выезде из города.

«В нашем случае кризис прошел, по статистике рынок торговли на 1,3 процента идет на подъем, количество покупателей растет»

— Что получит потенциальный покупатель сети?

— Мы продаем бренд. У нас хороший дизайн — красивые магазины, что стоит определенных денег. Кроме того, мы продаем сложившийся, устойчивый бизнес с большим потоком покупателей. У нас нет кредитов: в Москве сеть чиста от заемных средств, это чистый бизнес без долгов, это где-то 1700 сотрудников. И он рентабелен. Наша модель пережила несколько кризисов — мы открылись в 2006 году, пережили кризис 2008 года, пережили девальвацию 2014 года.

Если бы мы продавали в 2014 году, были бы неизбежны разговоры, что «Бахетле» продается в кризис. Бывает ведь так, что продают часть, чтобы спасти большее. Но в нашем случае кризис прошел, по статистике рынок торговли на 1,3 процента идет на подъем, количество покупателей растет.

«Мы продаем бренд. У нас хороший дизайн — красивые магазины, что стоит определенных денег»

«ПОСТРОИТЬ ИМПЕРИЮ И ПЕРЕДАТЬ В УПРАВЛЕНИЕ? НЕТ, ЭТО НЕ МОЕ»

— А что с сетью в Татарстане?

— Сеть в Татарстане я, конечно, сохраняю. У меня достаточно сил, желания, энергии, чтобы работать дома. Продажа всей сети даже не обсуждается.

— А почему бы вам, допустим, не нанять профессиональных менеджеров — и пусть себе управляют...  

— Это мое детище, я с этим живу, я хочу еще долго работать. Кроме того, супермаркет домашней еды полностью оправдывает свое название. Это очень четко — бизнес, зависящий от контроля качества. Ну и еще я в силу своего характера не могу вот так поступить — построить империю и передать в управление. Нет, это не мое... Это уникальный бизнес, который никто не может повторить уже на протяжении 20 лет. Вот это зерно личного контроля качества — никто не может его взять и пересадить. Конечно, ситуации разные бывают — вы знаете, что и дома, когда готовишь, не всегда получается, но вот поэтому качество надо держать под контролем.

— Каким будет дальнейшее развитие «Бахетле»?

— Мы рассматриваем выход в Уфу. Но это связано с тем, что нас просят об этом наши хорошие партнеры.

«Почти 20 лет мы работаем на рынке, пережили не один кризис и ни разу не задержали ни платежи партнерам, ни зарплату людям»

— И тогда вам вместо Москвы придется летать в Уфу...

— Мы не можем отказать, потому что ребята просят открыть халяль-магазин. Им очень нравится халяль в Казани, а в Уфе его нет. Халяль — это дело святое, поэтому я и сказала: хорошо, я помогу, даже с подбором топ-менеджмента. Примерно так мы сделали в Новосибирске, где тоже есть «Бахетле», работающее по такому принципу. Но до этого, наверное, еще как минимум год. Сейчас мы занимаемся проектированием — помещение там примерно 1,5–1,6 тысячи квадратных метров. Чтобы обеспечить хорошее качество, надо потратить больше времени — это естественно.

Кроме того, есть планы и в республике, но об этом пока рано говорить. Вы понимаете, что невозможно стоять на месте — все вокруг становится ярче, красочнее, надо развиваться. Я думаю, что мы на правильном пути. Почти 20 лет мы работаем на рынке, пережили не один кризис и ни разу не задержали ни платежи партнерам, ни зарплату людям. И это, думаю, говорит о том, что мы верно выбрали концепцию своего развития.

Фото: bahetle.com