Конференция «Современные инженерные системы в архитектуре здоровья» была призвана ответить на вопросы о том, как должна выглядеть современная поликлиникаФото: Максим Кирилов

«ЕСТЬ ОГРАНИЧЕНИЯ ПО СТОИМОСТИ. У НАС ИДЕИ-ТО БОЛЬШИЕ, НО В УСЛОВИЯХ РОССИИ...»

Сегодня в Казани на площадке «Гранд Отеля» открылась международная научно-практическая конференция «Современные инженерные системы в архитектуре здоровья». Мероприятие, организованное межрегиональным клинико-диагностическим центром (МКДЦ) и новичком выставочного рынка «Казань Экспо», было призвано ответить на сокровенные для министра здравоохранения РТ Аделя Вафина вопросы о том, как должна выглядеть современная поликлиника. На конференцию поделиться опытом пригласили с десяток зарубежных спикеров — из Нидерландов, Швеции, Германии, Франции и Сингапура. Участниками мероприятия, помимо республиканских врачей, стали также и многочисленные студенты, видимо, медицинского вуза. Стоит заметить, что участие в конференции в качестве слушателя было платным — тысяча рублей за место.

На главном пленарном заседании выступили вице-премьер РТ Василь Шайхразиев, министр строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Ирек Файзуллин, глава минздрава РТ Вафин, а также трое зарубежных гостей: директор по развитию голландского медцентра университета Радбуд Рене Бликер, архитектор и директор сингапурской компании Broadway Malyan Эд Бейкер и архитектор Dutch Hospital Design Арнольд Бургер. Первыми свои места поспешили занять иностранцы, татарстанские чиновники слегка припозднились, отчего обсуждение началось чуть с опозданием. Модератор сессии — гендиректор ООО «ГК Хоссер» Сергей Фурманчук  не успел огласить весь состав президиума пленарной сессии, как Василь Гаязович сразу соскочил со своего места и поспешил к микрофону.

«Мы в первую очередь думаем об оказании быстрой медицинской помощи в части оздоровления, реабилитации. Но мы прекрасно понимаем, что без новых архитектурных строительных требований делать это невозможно», — задал тон всей дискуссии Шайхразиев. Он зачитал и обращение к участникам конференции от имени президента РТ Рустама Минниханова, которые не смог лично присутствовать на мероприятии. В послании главы республики кратко рассказывалось о новых объектах и планах по изменению облика еще более 200 медицинских объектов в ближайшие пару лет. 

Папочку с приветственным словом вице-премьер вручил Вафину. В ответной речи глава минздрава подробно остановился на том, какой ему удалось выстроить тандем с Файзуллиным и его командой. «Нам по плечу самые амбициозные планы. Если в большую программу модернизации мы провели капитальный ремонт на площадях более 200 тысяч квадратных метров, построили дополнительно еще 70 тысяч «квадратов», то по программе нашего президента за два года мы должны отремонтировать 197 объектов общей площадью более 300 тысяч квадратных метров. Но это не самое главное. Наши больницы не просто ремонтируются, они становятся эффективнее, — подчеркнул Адель Юнусович, акцентируя внимание на широкой реновации татарстанских больниц. — Лет пять назад специалисты из Германии говорили: „Чем отличается проектирование клиники в Германии и России?“ Ответ был ими же предоставлен: „Мы проектируем для больных, вы проектируете для врачей“. Сегодня благодаря тому тандему, который есть, мы делаем наши больницы пациентоориентированными».


Тут модератор внезапно поинтересовался у Вафина, какие же все-таки трудности есть сегодня у него при строительстве новых поликлиник. «Сложности, конечно, есть, — откровенно отвечал глава минздрава. — Есть ограничения в части стоимости работ. У нас идеи-то большие, планы грандиозные, но в условиях России эти ограничения надо учитывать». По его словам, несмотря на жесткие бюджетные рамки, все-таки удается добиваться желаемого. Например, в большую модернизацию медучреждений нормативы затрат составляли 10 тыс. рублей на квадратный метр. «Но как за эти деньги отремонтировать роддом, которому 30 лет? Или областную больницу? Это невозможно!» — признался Вафин, добавив, что в последующем из республиканского и федерального бюджета удалось все же увеличить эти нормативы в 1,5 раза. Но за эти деньги все равно почти невозможно что-либо построить в силу, например, изменения цен на инженерные системы.

О недостатке финансирования заговорил также и Файзуллин, попутно рассказывая об успехах своего проектного бюро, документацию по новым больницам которого используют аж в 36 регионах страны. Фурманчук после выступления главы минстроя также решил поинтересоваться, какие у Ирека Энваровича есть проблемы в тандеме с Вафиным. «Сложности всегда возникают с лимитом стоимости объекта в строительной и технологической части», — признался Файзуллин, По его словам, несмотря на это, все-таки удается достигать компромисса при строительстве новых и ремонте старых медучреждений. Вафин на это лишь слегка пожал плечами, нахмурился и понимающе покивал головой.

Нажмите, чтобы увеличитьФото: Максим Кирилов

«НЕПРАВИЛЬНО СОЗДАВАТЬ ТАКУЮ СРЕДУ, ЧТОБЫ ЧЕЛОВЕК ХОТЕЛ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В БОЛЬНИЦУ»

Далее слово передали приглашенным зарубежным гостям. С подготовленной презентацией к трибуне вышел директор компании Broadway Malyan Эд Бейкер, рассказавший, как проектируют клиники в Сингапуре. Но начал он издалека, остановившись на мировой тенденции — старении населения планеты. Заслуга в том, что люди стали дольше жить (по крайней мере в Сингапуре), по его словам, принадлежит современным клиникам с новыми подходами к больным. Будущее, по мнению Бейкера, за «умными» городами и внедрении новых принципов лечения людей. Клиника этого smart-city будет целиком обслуживаться роботами, которые будут выполнять роли медсестер и информационных панелей. Управлять медпалатами и следить за своим здоровьем можно будет с помощью специальных мобильных приложений, первые прототипы которых, к слову, уже есть на рынке. Приоритет в больницах должен отдаваться на профилактике заболеваний. С этой целью каждую клинику предлагается переоборудовать в зеленые сады: установить на крышах небольшие фермы, где бы каждый больной мог, копаясь в грядках, проходить реабилитацию. «Больница — это прежде всего еще и гостеприимство. Надо ориентироваться на социальное взаимодействие, делая персонал более дружелюбным», — отметил Бейкер. Будучи главным образом ландшафтным дизайнером, он предложил акцентировать внимание на логистике помещений и освещении в поликлиниках будущего — сделать его мягче, как в отелях. В заключение своего доклада сингапурский гость призвал татарстанские власти уделять больше внимания комфорту пациентов, а не врачей.

Адель Хуснутдинов рассказал, что существующие законодательные нормы сильно сдерживают архитекторов больницФото: tatarstan.ru

«У нас в зале присутствует гендиректор ГУП „Татинвестгражданпроект“ Адель Хуснутдинов, который занимается тем же самым, что и вы, но только на территории Татарстана. Я бы хотел задать ему вопрос. Как в рамках такого подхода к созданию современного объекта российского проектировщика ограничивают нормы?» — поинтересовался Фурманчук. Адель Хуснутдинов, вставший в первом ряду, ответил, что существующие законодательные нормы сильно сдерживают архитекторов больниц. «Все, что касается дизайна, освещения, создания атмосферы и среды, это уже вопрос финансовых возможностей данного объекта. Это в первую очередь», — отрезал главный проектировщик республики. Тут неожиданно вмешался Вафин, заявив, что он может устроить кафе на крышах двух больниц. Видимо, это относилось к заявлению Бейкера о садах на крышах. Не оценили присутствующие мысль о необходимости превращения больниц в отели: «Неправильно создавать такую среду, чтобы человек хотел возвращаться в больницу».

Остальные гости были менее разговорчивы, чем их коллега. Бликер призвал участников конференции обратить внимание на логистику и улучшение внутреннего больничного пространства. Бургер же сразу сказал, что был восхищен докладом Бейкера, попутно хвастаясь, как в голландских больницах пациентов выписывают уже через 4,5 дня вместо средних 10 суток в Европе. Основной секрет — в профилактических мерах: делать так, чтобы граждане вообще не попадали в лечебные учреждения.

Оказалось, что иностранные гости накануне посетили МКДЦ, где осмотрели современные подходы к организации больниц в Татарстане. «Мне кажется, что ландшафт вокруг больницы можно было бы сделать лучше», — слегка покритиковал казанскую клинику Бейкер. «Все руководители больниц в России с удовольствием бы создавали среду, которая необходима для того, чтобы пациент чувствовал себя комфортно. Но мы просто ограничены где-то в средствах», — заметил в ответ Фурманчук. Сам же директор МКДЦ Рустем Хайруллин позже в беседе с журналистами отметил, что Бейкер еще их зимнюю ландшафтную иллюминацию не видел. Увидел бы — так не говорил.

Нажмите, чтобы увеличитьФото: Максим Кирилов

«ДУМАЮ, ЧТО КЛАСТЕРЫ — ЭТО ПРОЕКТЫ БЛИЖАЙШИХ ДВУХ ЛЕТ...»

Общаясь с журналистами после пленарного заседания, Адель Юнусович раскрыл некоторые детали появления новых объектов в медицинском кластере рядом с ДРКБ. О том, что рядом с клиникой появится высокотехнологичный центр детской реабилитации, стало известно накануне. В частности, сообщалось, что центр будет создан российским фондом прямых инвестиций и Interhealth Saudi Arabia из Саудовской Аравии. Проект хотят реализовывать через систему государственно-частного партнерства совместно с финансовой группой IPEK при поддержке минздрава РТ. Только на первом этапе планируется вложить в этот проект 550 млн рублей.

Оказалось, что центр детской реабилитации будет не единственным проектом, который войдет в состав создаваемого медицинского кластера в Казани. Второй и самый крупный проект — это клиника «Мать и дитя» от одноименной группы компаний Марка Курцера за 3,2 млрд рублей. «В настоящее время идут проектно-изыскательские работы по одной из крупнейших клиник этого кластера — клиники „Мать и дитя“. Это многопрофильная детская клиника со всеми современными репродуктивными технологиями. Это высокотехнологичный центр будет. Второй проект — это современный детский реабилитационный центр на 100 коек стационарных, 110 коек дневного стационара и 36 тысяч амбулаторных посещений», — сообщил Вафин в кулуарах конференции. По его словам, сейчас активно ведется проектирование реабилитационного центра. «Думаю, что кластеры — это проекты ближайших двух лет, когда мы уже сможем эти проекты реализовать, открыть, чтобы они приступили к своей работе», — уточнил глава минздрава.

«В последующем еще есть планы по расширению этого кластера. Но эти планы касаются другого ведомства, поэтому я пока считаю преждевременно говорить. Когда будет проектно-сметная документация, то мы обязательно сообщим», — сообщил также Вафин, добавляя таинственности.