«ПОКА ВОПРОС ОБСУЖДАЕТСЯ. НАДО ВЫБИРАТЬ ИЗ ДВУХ ЗОЛ МЕНЬШЕЕ»

Накануне вечером в Торгово-промышленной палате РТ прошла первая после летнего перерыва встреча союза пострадавших вкладчиков Татфондбанка и ИнтехБанка. На нее пришло не так много народа — порядка 30 человек. Речь шла о том, что уже сделано и предстоит сделать союзу, о текущих проблемах и последних новостях. Самой свежей оказалась новость о том, что агентство по страхованию вкладов оценило движимое и недвижимое имущество Татфондбанка в 3 млрд рублей. Именно такую сумму конкурсный управляющий рассчитывает получить на торгах.

«Это не все имущество. Такого не может быть! — сказала Юманова, уточнив, что в АСВ от союза направлено 15 запросов, в том числе с просьбами об оспаривании сомнительных сделок, которые могли бы увеличить конкурсную массу. — В ответах две формулировки — либо банковская тайна, либо то, что у них не сформирован план работы, который утверждается в Москве. Пополнения конкурсной массы пока не происходит».

Глава союза также сообщила, что власти РТ хотят предложить АСВ в качестве организатора торгов по продаже имущества ТФБ и ИнтехБанка площадку АО «Агентство по государственному заказу РТ» вместо московской организации, как это бывает обычно.

«По опыту других банков мы знаем, что АСВ не важно, как продается имущество, ему важно продать, — сказала Юманова. — На рынке это имущество может стоить миллиард, а они его за 100 миллионов продают. Пока вопрос обсуждается. Надо выбирать из двух зол меньшее».

Руслан Титов: «Разбирая документы ИнтехБанка, мы выяснили, что его акционеры активно брали кредиты в ТФБ и наоборот. Понятно, что на бумаге не написано, но аффилированность явная»

«ОНИ КАК В ТАНКЕ, НИЧЕГО НЕ МОГУТ ДАТЬ»: ВКЛАДЧИКИ «ИНТЕХА» СНОВА ИДУТ В СЛЕДКОМ

По словам члена союза пострадавших вкладчиков, члена совета кредиторов ИнтехБанка Руслана Титова, 4 октября прошло заочное заседание комитета кредиторов ИнтехБанка по согласованию будущих и прошлых расходов. По обоим вопросам Титов как представитель кредиторов проголосовал против обеих смет, так как АСВ отказалось предоставлять договоры по смете расходов, но большинство из состава комитета кредиторов проголосовали «за».

«Конкурсный управляющий, АСВ, когда с ними общаешься, как в танке, ничего не могут дать», — поделился впечатлениями Титов.


В союзе пострадавших вкладчиков изучили документы временной администрации и сделали выводы о том, что за четыре дня до введения временной администрации в ИнтехБанке из банка будто бы вывели активы на 900 млн рублей. «Выводились средства в компании с плохой историей. Начали разбирать акционеров ИнтехБанка, и есть подозрения, что некоторые из акционеров ИнтехБанка и ТФБ — это обнальные конторы, — рассказал Титов. — Разбирая документы ИнтехБанка, мы выяснили, что его акционеры активно брали кредиты в ТФБ и наоборот. Понятно, что на бумаге не написано, но аффилированность явная».

Из тех же документов вкладчики узнали, что у некоторых кредиторов ИнтехБанка все же есть живые активы — квартиры и прочая недвижимость. «Но АСВ почему-то не наложило обременение, мы подали такое требование в АСВ, чтобы эта недвижимость не ушла и ее не вывели из-под залога», — сказал Титов. Юридически это может происходить, например, потому что печать другой фирмы, подпись не та или подделана. Несколько случаев превращения залоговых кредитов в беззалоговые в союзе уже выявили.  «Наглости нет предела! — эмоционально сообщил Титов, уточнив, что требование к АСВ написано с указанием конкретных компаний. — Надеемся, что они примут его к исполнению».

Из  документов вкладчики узнали, что у некоторых кредиторов ИнтехБанка все же есть живые активы — квартиры и прочая недвижимость

«Воровство на глазах!» — воскликнула женщина из зала. В целом встреча с вкладчиками проходила в формате отчета, вопросов задавали мало, лишь в самые острые, обидные моменты люди громко высказывали с мест свое недовольство.

Справедливости ради стоит отметить, что, судя по арбитражной деятельности, АСВ, наоборот, вцепилось в залоговые активы мертвой хваткой и оспаривает все, что можно оспорить ради пополнения конкурсной массы. Как неоднократно писал «БИЗНЕС Online», агентство начало с крупных залогов, но постепенно руки доходят и до имущества помельче: в конкурсную массу утягиваются земельные участки, доли компаний и даже уже выданные вклады. Оспаривается и ряд стартовавших после краха банков банкротств их заемщиков. Однако у союза вкладчиков впечатления от работы АСВ совсем другие.

«Как говорит Айрат Рафкатович, деньги получат все, у кого на счету было не более 288 тысяч рублей. А остальные? Когда?»Фото: «БИЗНЕС Online»

«МУСИН В ИЗОЛЯТОРЕ ИЛИ НЕТ? НАДО УДОСТОВЕРИТЬСЯ»

Титов не доволен и тем, что по ИнтехБанку не заведено уголовное дело. «По заявлениям, которые мы подавали в следственный комитет несколько месяцев назад, дело не возбудили, — сказал он. — По заявлениям, которые подали на прошлой неделе, предполагаю, тоже не возбудят».

Вся надежда на заявление, которое Титов передал в следком, с обозначением конкретных фактов, указывающих на виновность руководства ИнтехБанка в его крахе. «Я приходила в следственный комитет, написала заявление, а они мне говорят, что возбуждать пока не будут — ждут как можно большего количества заявлений вкладчиков», — рассказывала о своем походе в СК одна из вкладчиц еще до начала встречи, но представляться «БИЗНЕС Online» отказалась.

«Вот сидит Мусин, а можно посмотреть, в изоляторе он или нет? Нам же неизвестно, где он находится, надо удостовериться», — спросила одна из пострадавших вкладчиков. Но Юманова сказала, что это невозможно, и под конец пригласила всех на ближайший митинг 14 октября — традиционно в парк им. Петрова.

«Я приходила в следственный комитет, написала заявление, а они мне говорят, что возбуждать пока не будут — ждут как можно большего количества заявлений вкладчиков», — рассказывала  одна из вкладчиц

Напомним, последний митинг обманутых вкладчиков Татфондбанка собрал лишь сотню человек, а его главным героем стал помощник президента РТ, глава совета республиканского фонда поддержки Айрат Нурутдинов. Активисты требовали, чтобы с ними рассчитались как можно быстрее, и сетовали, что власти перестали с ними общаться.

Так совпало, что встреча прошла буквально за день до объявления республиканского фонда поддержки на страницах «БИЗНЕС Online» о начале выплат пострадавшим вкладчикам. На прошедшей встрече Юманова так оценила деятельность республиканского фонда помощи: «Никак, на ноль, — сказала лидер союза. — Фонд был создан после того, как Минниханов съездил к Путину, это было 26 апреля. Прошло пять месяцев! Человек, который переживает за граждан своей республики, мог хоть немножко денег положить в фонд». Сегодняшняя новость не умерила этот скепсис. «Это мало денег, — сказала в утреннем разговоре с „БИЗНЕС Online“ Юманова. — Как говорит Айрат Рафкатович, деньги получат все, у кого на счету было не более 288 тысяч рублей. А остальные? Когда? Отношение мое к фонду не поменялось от этого. Вот когда фонд или государство выплатит деньги всем кредиторам, тогда это будет итог. А пока это скромный промежуточный результат. Нужна большая сумма, не 10 миллиардов, она гораздо больше».

Александра Юманова: «Я знаю, что я кредитор, участвовала в первом собрании, я есть в реестре, но я не могу пойти подать документы в фонд без уведомления АСВ»

По словам Юмановой, в союзе никого не отговаривают подавать документы в РФП, но и не отслеживают, сколько членов организации принесли заявления. «Не ставим себе такую задачу, но моя организация туда не дошла, — сказала лидер пострадавших вкладчиков. — У меня уведомления нет о том, что я кредитор, мне АСВ не прислало. Я знаю, что я кредитор, участвовала в первом собрании, я есть в реестре, но я не могу пойти подать документы в фонд без уведомления АСВ. Это несложно, это вполне законное требование. Как только мой шеф (руководитель фирмы, интересы которой представляет Юманова — прим. ред.) даст мне указания, и я этим займусь [подачей документов в РФП]. Если я получу деньги, то неплохо, но я свою борьбу не остановлю». Напомним, у фирмы супруга предводительницы обманутых вкладчиков на счете зависло порядка 300 тыс. рублей.