МОЛОКО ПО ПРЕДОПЛАТЕ

Выкупленный удмуртским ОАО «Милком» (молочным субхолдингом «Комос Групп») Казанский молочный комбинат (КМК) после 2,5 месяцев простоя, наконец, возобновил свою работу. В субботу совладелец холдинга Андрей Шутов сообщил в «Фейсбуке», что в Казани выпущена первая пробная продукция. А сегодня, как сообщили нам на заводе, продукция под новым татарстанским брендом «Казанский молочный комбинат» и уже известном на рынке брендом «Молочная речка» впервые ляжет на прилавки магазинов. Компания договорилась о поставках с торговыми сетями «Бахетле», «Августина», Metro. С федералами — X5 и «Магнитом» — переговоры пока идут, но на заводе рассчитывают, что через неделю товар появится и там.

Генеральным директором ООО «Казанский молочный комбинат» стал 33-летний ижевчанин Александр Габдрахимов, который уже переехал с семьей в Казань. Как рассказал Габдрахимов газете «БИЗНЕС Online», в структуре «Комоса» он работает более 10 лет, в последнее время занимал пост начальника финансового управления головного холдинга. «Я курировал работу с банками, кредитными организациями, занимался вопросами финансирования, курировал сделки по приобретению активов, в том числе и покупку Казанского молочного комбината, также заведовал вопросами инвестиций в холдинге», — говорит новый директор КМК.

Более 300 работников из тех, что трудились во времена управления заводом УК «Просто молоко» Марата Муратова, были заново приняты на работу. Ранее на КМК трудились порядка 600 человек, но, как пояснил директор, прежде в штате был довольно большой блок водителей, которые занимались доставкой продукции, новое руководство посчитало содержать их в штате делом нецелесообразным. Тем более что автопарк КМК, по его словам, весьма ветхий. Теперь молзавод будет доверять транспортировку сторонним перевозчикам на условиях найма. Были «подчищены» избыточные должности и незанятые ставки.

Как сообщил гендиректор КМК, сегодня первоочередная задача для него — это выстраивание долгосрочных взаимоотношений с производителями молока. «У нас есть опыт эффективного взаимодействия с хозяйствами в Удмуртии и Пермском крае. Мы придерживаемся принципа авансирования, когда поставщики получают деньги в долг и позже возвращают их в виде молока», — говорит он. Предприятие уже начало собирать молоко с молочных ферм республики, к концу года планируется довести объем закупаемого сырья до 250–300 т в сутки. Благо мощности предприятия позволяют перерабатывать до 1 тыс. т молока в сутки, но в последние годы они были серьезно недозагружены — перерабатывалось порядка 180 т молока в день.

«Проблем [с закупкой молока] нет никаких. Хозяйства в очереди стоят, у них [„Милком“] пока цены немного выше, чем у остальных, контракты заключаются», — прокомментировал в беседе с «БИЗНЕС Online» замминистра сельского хозяйства и продовольствия РТ Назип Хазипов.

Особенность работы «Милкома» в том, что он не планирует работать с молочными трейдерами — компаниями, собирающими молоко с молочных ферм и поставляющими его на перерабатывающие заводыНажмите, чтобы увеличить

«ЗВОНОЧЕК» МОЛОЧНЫМ ТРЕЙДЕРАМ

Особенность деятельности «Милкома» в том, что он не планирует работать с молочными трейдерами — компаниями, собирающими молоко с молочных ферм и поставляющими его на перерабатывающие заводы. Сырье «Милком» традиционно собирает, используя свой парк техники. Этому очень рад минсельхоз: по словам замминистра, звено перекупщиков вокруг Казани будет отмирать, а фермеры — получать больше денег. «Это будет по закупочным ценам шаг вперед. Трейдерам, которые вывозят наше молоко за пределы РТ, трудно будет работать. Им придется или поднимать закупочные цены... [или уходить с рынка]. Этого момента мы очень ждем», — говорит Хазипов. Политика «Комоса» уже начала приносить свои плоды в виде растущих закупочных цен на молоко-сырье, о чем всегда радеют чиновники. Сейчас они составляют 22,8 рубля за литр, а к зиме ожидается еще повышение.

Хазипов надеется, что, глядя на удмуртов, аналогичную политику начнут перенимать и другие производители молочки в РТ. Тогда для трейдеров начнутся по-настоящему черные дни. «Трейдеры — это что такое? Это 1,5–2 рубля с литра молока, ничего не делая. Просто взял молоко, погрузил, реализовал и положил деньги в карман», — рассуждает замминистра.

Сами же трейдеры (а таковых в Татарстане десятки), как выяснил «БИЗНЕС Online», пока не видят серьезной опасности для себя и своего бизнеса со стороны «Комоса». «Рынок емкий, место для всех найдется. Частично приход на рынок „Комоса“ на нашу работу повлияет, но, возможно, не очень сильно. Явной угрозы в этом мы не видим. Я думаю, сыграет роль еще и человеческий фактор. Вот летом, когда никого нет на рынке, мы помогаем нашим хозяйствам, денежно их поддерживаем. А тут практически зимой пришел новый игрок и предлагает какие-то цены... Наши цены не хуже! Почему они как-то на нас должны повлиять?» — уверенно заявил нам Айрат Хакимов, соучредитель ООО ГК «Канталь», собирающего молоко в Пестречинском и Рыбно-Слободском районах.

Директор ООО «Молочная индустрия» Денис Сорокин (места сбора молока — хозяйства в Арском, Атнинском и Мамадышском районах) также уверен, что работать трейдеры будут как прежде. «У нас есть свои партнеры, с которыми мы работаем уже много лет, и я не думаю, что наши давнишние партнеры будут размениваться на других каких-либо участников этого рынка. „Комос“ это будет или кто-то другой... Мы просто работаем уже много лет с организациями, они себя надежно проявили, так что я не думаю, что кто-то на них повлияет с приходом „Комос Групп“», — говорит Сорокин.

«МОЛОЧНАЯ РЕЧКА — КАЗАНСКИЕ БЕРЕГА»

Поэтапный перезапуск производства на КМК начался еще с конца августа. «24 августа был пущен цех сухих молочных продуктов — сыворотка молочная сухая, сухое обезжиренное молоко. А 18 сентября, в соответствии с планом, состоится запуск мощностей по производству цельномолочной и кисломолочной продукции, а также творога», — рассказывает гендиректор КМК.

Продукцию, произведенную на Казанском молочном комбинате, «Милком» решил делать в бело-синей упаковке «Молочной речки» — такие цвета привычны потребителю компании «Просто молоко», продукция которой упаковывалась в аналогичной цветовой гамме. Бренд на рынке молочки не новый, но был адаптирован специально для рынка Республики Татарстан, как объясняют на предприятии, и теперь будет звучать как «Казанский молочный комбинат — Молочная речка». Игривый шрифт, выбранный для названия, не имеет ничего общего с лаконичной ТМ, разработанной Муратовым. На этикетке можно будет разглядеть веселых коровок, купающихся во всплесках молока. А вообще, согласно сайту «Милкома», региональная торговая марка «Молочная речка» известна покупателям с 2006 года. Ассортимент «Молочной речки» — более 10 наименований классических молочных продуктов нижнего ценового сегмента: молоко, кефир, сливки, творог и даже мороженое.

По словам Габдрахимова, в перспективе на производственных мощностях комбината может быть налажен выпуск продукции под федеральной торговой маркой «Село Зеленое», но она большей частью пойдет на федеральные продажи.

Кстати, с первых же дней прихода ижевчан власти Татарстана приняли инвестора в свои теплые, но железные объятия. На радостях от удачной покупки новое руководство КМК уже взяло на себя обязательства по обеспечению горячей водой и теплом домов, «питающихся» от котельной молзавода. Напомним, что из-за остановки котельной КМК в конце июня пяти домам по улицам Олонецкой, Ново-Азинской и Арбузова грозило полное отключение горячей воды и отсутствие тепла осенью и зимой. «Большое внимание мы уделяем ремонту теплотрассы и котельной для своевременного обеспечения населения прилегающих к комбинату районов теплом в осенне-зимний период», — заявил Габдрахимов.

Андрей Шутов: «Комос Групп» и представители поставщика оборудования Tetra Pak обсудили вопросы модернизации и реконструкции имеющихся площадей, установку новых линий и расширение молочного производства»Фото: prav.tatarstan.ru

«КОМОС» РВЕТСЯ В ТРОЙКУ КРУПНЕЙШИХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕРАБОТЧИКОВ МОЛОКА

КМК достался «Милкому» не в лучшем виде. Едва совершив покупку, удмурты начали капитальный ремонт склада готовой продукции, ремонт кровли зданий цехов, а также приступили к восстановлению технологического оборудования. «В перспективе мы планируем провести масштабную модернизацию производственных мощностей комбината и его инфраструктуры. Общую сумму затрат на техническое перевооружение предприятия мы оцениваем в 1,5 миллиарда рублей в ближайшие три года. Это позволит нам к июлю 2020 года на базе Казанского молочного комбината перерабатывать в сутки 1 тысяч тонн молока», — заявил Габдрахимов нашему изданию.

Для инвестирования будут привлечены средства банков, сейчас идут переговоры с тремя банками. Габдрахимов, кстати, добавляет интриги — он не исключает, что у «Комоса» могут быть и новые покупки в Татарстане. Напомним, что в 2016 году «Комос» купил свинокомплекс в татарстанском Шемордане.

В сентябре «Комос Групп» во главе с Шутовым уже провел рабочую встречу с представителями поставщика первоклассного оборудования Tetra Pak на Казанском молочном комбинате, сообщается на сайте агрохолдинга. «Стороны обсудили вопросы модернизации и реконструкции имеющихся площадей, установку новых линий и расширение молочного производства», — говорится в сообщении. Как пояснил Габдрахимов нашему изданию, каких-то конкретных соглашений по КМК с Tetra Pak подписано не было, но даже если будет решено поставить на завод новые упаковочные линии, то сроки их поставки и запуска составляют от 6 до 9 месяцев. Сейчас у КМК уже есть две линии Tetra Pak, и первое время производство будет осуществляться на имеющихся мощностях.

После выхода Казанского молзавода на полную мощность в 1 тыс. т в сутки молока «Комос Групп» планирует получить на рынке реализации молочной продукции по Республике Татарстан долю в 30% рынка. А по России планы весьма амбициозные. «Что касается Российской Федерации, то после выхода Казанского молочного комбината на заявленные тысячу тонн молока в сутки агрохолдинг „Комос Групп“ станет национальной компанией №1 по переработке молока, поскольку крупнейшие переработчики молока — Danone и PepsiCo — являются транснациональными компаниями», – говорит Габдрахимов.

И действительно, по данным центра изучения молочного рынка The DairyNews, крупнейшими производителями молочной продукции в РФ являются ГК Danone (объединилась с «Юнимилком» в 2010 году), которая имеет по стране объем молокопереработки в объеме 1,6 млн т ежегодно, и «Вимм Билль Данн» (PepsiCo) с 1,5 млн тонн. ОАО «Милком» перерабатывает 378 тыс. т молока в год (данные по итогам 2016 года) и, по сведениям Tetra Pak, занимает четвертое место среди производителей жидких ультрапастеризованных молочных продуктов. Если компания будет следовать своему плану, то уже через три года вплотную приблизится к ближайшему конкуренту объемом переработки в 1,3 млн тонн. Любопытно, что УК «Просто молоко» в прошлом году шла на четвертом месте в стране, сразу после «Милкома», но ввиду известных событий по итогам 2017 года, вероятно, будет резко откинута во вторую, если не третью десятку переработчиков молока в РФ.Нажмите, чтобы увеличить

«КОМОС» — СЕРЬЕЗНЫЙ ИГРОК, ОН МОЖЕТ И ПОДДАВИТЬ ПО ЦЕНЕ»

Казанский молкомбинат — это один из самых привлекательных бывших активов «Вамина». В последние годы он перерабатывал 66–68 тыс. т в год молока (примерно 180 т в сутки). На предприятии работали линии по производству молока, кефира, ряженки, творога, йогурта и др. В 2015 году Казанский молзавод произвел 42,2 т молока, 86 т сыра и 1520 т масла. К нему приценивались и «Башкирское молоко», и итальянский Parmalat (входит во французскую группу Lactalis), а также глава «Нэфис» Ирек Богуславский, холдинг «Агросила», близкий к Ильшату Фардиеву, и «Эссен Продакшн» Леонида Барышева. Как считают источники «БИЗНЕС Online», проблема оказалась в цене — «Татагролизинг» заломил за актив 1,1 млрд рублей, но отпугнул этим татарстанских покупателей. Для «Агросилы» КМК оказался неудобным по местоположению, т. к. холдинг развивается в основном в Закамье. В итоге Казанский молзавод достался удмуртскому ОАО «Милком». По данным источников на рынке, стоимость покупки составила 1,2 млрд рублей.

«Комос Групп» — многопрофильный производственный агропромышленный холдинг, поставляющий свою продукцию в 59 регионов страны. Молочное направление ижевского холдинга представлено пятью заводами в Удмуртии и Пермском крае и теперь — в Казани. Конечными бенефициарами компании выступают предприниматели Андрей Осколков (через ООО «Аграрий Прикамья») и Шутов (через ООО «Село Зеленое»). «Комос» перерабатывает 365 тыс. т молока в год и производит более 350 наименований молочной продукции под брендами «Варвара краса», «Ижмолоко», «Молочная речка», «Село Зеленое», «Топтыжка» и др.

«Планы „Комоса“ по расширению бизнеса вполне предсказуемы. Тем более что они давно в молочном бизнесе и знают, как его вести, — говорит Людмила Маницкая, исполнительный директор молочного союза России. — Считаю, что для Татарстана приход этих компаний — гарантия для республики остаться в лидерах молочного производства и переработки».

«В целом приход крупных игроков из других регионы для рынка — это хорошо. Прежде всего „Просто молоко“ было одним из лидеров снижения закупочной цены на молоко-сырье, для этого прилагались все усилия. А поскольку больше нет государственной компании, которая может требовать от производителей продавать молоко дешево, в перспективе оно станет продаваться дороже, — говорит генеральный директор и владелец консалтинговой компании „Брайт Консалтинг“ (специализируется на повышении эффективности коммерческих служб крупных компаний FMCG-сферы и ретейла) Мария Яшенкова. — „Комос“  — это серьезный игрок, он может и поддавить по цене, но, думаю, не будет этого делать. Может зайти и с предоплатой, чтобы получить объективно дешевую цену, чтобы переориентировать на себя местный поток молока, потому что в Татарстане нехватка молока. Если молоко качественное, то всегда есть Danone, готовый его купить».