Фестиваль мусульманского кино стартовал накануне уже в 13-й раз Фото: Ирина Ерохина

«ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО МЫ МОЖЕМ ОСТАТЬСЯ БЕЗ ПРЕЗИДЕНТА...»

«Быстрее, быстрее!» — исполнительный директор казанского фестиваля мусульманского кино (КФМК) Миляуша Айтуганова подгоняла ведущих церемонии на ковровой дорожке, дополняя сказанное характерными круговыми движениями рукой. Год назад у Айтугановой выдался довольно нервный дебют в новой роли, когда ей пришлось с бумагами в руках под дождем буквально вручную рулить порядком выхода гостей из автобусов и представительского класса авто. 

На этот раз хозяйка кинофеста и руководитель «Татаркино» чувствовала себя гораздо увереннее, хотя без легких накладок не обошлось. Впрочем, судя по всему, без них такие церемонии вряд ли возможны. Например, министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, не самый большой поклонник публичности, всегда любит максимально незаметно «отстреляться» на красной дорожке. Вот и сейчас ведущие объявили его имя в тот момент, когда след главы культурного ведомства уже простыл в коридорах «Пирамиды».

Несмотря на холодную погоду, открытию КФМК традиционно везет на всевозможные погодные катаклизмы, народу здесь собралось достаточно. Сначала встречали своих, причем довольно тепло. «О-у-еее!» — именно таким возгласом дама средних лет, стоявшая рядом с корреспондентом «БИЗНЕС Online», приветствовала появление Ильдара Ягафарова — режиссера фильма «Байгал» и главы союза кинематографистов РТ. 

Возгласом «О-у-еее!» приветствовала публика появление Ильдара Ягафарова Фото: Ирина Ерохина

«Байгал» пока не готов, на фестивале пройдет лишь презентация картины, что, впрочем, не отменяет интереса к одному из самых амбициозных кинопроектов республики последних лет. Первой из дам, напомнивших, что красная дорожка — это еще и парад женской красоты и красивых нарядов, стала актриса Атнинского драматического театра Гузель Гафарова в бордовом платье, снимающаяся сейчас в фильме «Мулла». Еще запомнился выход одного из актеров короткометражки Ильшата Рахимбая «Представь», который, в отличие от коллег, появившихся в компании жен и дочерей, пришел, как объявили ведущие, «со спутницей Лялей».

«Исповедь мизантропа», «Похоронить Ленина?», «Электрический стул» — бодрыми и звонкими голосами были произнесены названия картин, которые будут участвовать в секции «Россия молодая». Причем автор «Похоронить Ленина?» Екатерина Данченко из Ростова-на-Дону, стала, пожалуй, автором самого креативного выхода на красную дорожку — она оказалась на ней, держа в руках постер своего фильма.

Первой из дам, напомнивших, что красная дорожка — это еще и парад женской красоты и красивых нарядов, стала актриса Атнинского драматического театра Гузель ГафароваФото: Ирина Ерохина

Через некоторое время неподалеку появилась прекрасно выглядевшая в черном (кстати, многие дамы для церемонии выбрали этот беспроигрышный цвет), но чем-то явно озабоченная замминистра культуры РТ Гузель Шарипова. Отойдя чуть подальше от места, где гремела музыка, она оказалась на расстоянии вытянутой руки от корреспондента «БИЗНЕС Online», который стал невольным свидетелем ее телефонного разговора с неизвестным собеседником. «Вы знаете, что у президента есть всего 20 минут... Вы понимаете, что мы можем остаться без президента... Значит, надо еще быстрее...» — стало понятно, что Шарипова требует от организаторов побыстрее закончить с превью, чтобы начать церемонию открытия в компании главы Татарстана. Следовательно, самого Рустама Минниханова на красной дорожке можно было уже не ждать.

Автор «Похоронить Ленина?» Екатерина Данченко из Ростова-на-Дону, стала, пожалуй, автором самого креативного выхода на красную дорожку Фото: Ирина Ерохина

В общем, слова заминистра культуры республики возымели действие, через некоторое время в начале Булака даже образовалась небольшая очередь из машин представительского класса. Церемония на ковровой дорожке оказалась слегка скомканной, что, впрочем, не помешало пройти по ней самым узнаваемым для публики лицам — Ольге Остроумовой, Светлане Светличной, Владимиру Конкину, Марату Башарову. Особенно удивила Светличная своим довольно смелым нарядом, учитывая возраст звезды «Бриллиантовой руки», а также статус фестиваля мусульманского кино.


ШАРАПОВ — ТАТАРСКАЯ ФАМИЛИЯ

Впрочем, уже в фойе «Пирамиды» никто публику особо не торопил. Одна очаровательная дама из числа организаторов даже успела провести фотосессию. «Ноги нормально получились?» — спрашивала она фотографа. Вскоре к ней присоединилась и один из членов жюри. В итоге две ослепительной красоты блондинки минут пять радовали часть зрителей, особенно из числа иностранцев, позируя на камеру возле буфета. За его меню, кстати, в последнее время на фестивале внимательно следят. Поэтому вчера в «Пирамиде» можно было выпить только кофе или чай, сок или воду.

Фото: Сергей Елагин

Айтуганова на VIP-балконе готовилась дать сигнал начинать и, наконец, махнула рукой. Причем, как показалось, к этому моменту Минниханов в зале еще не появился, только успел сверкнуть как всегда лучезарной улыбкой его помощник, президент Болгарской академии Камиль Исхаков. В итоге идентифицировать президента удалось лишь во время первого танцевального номера — его выдал свет от модного гаджета. Сидел Минниханов на балконе между президентом фестиваля Равилем Гайнутдином и председателем жюри, режиссером «Маленького гиганта большого секса», «Штрафбата» и «Завещания Ленина» Николаем Досталем.

Ведущих церемонии открытия было трое — актер театра им. Камала Ришат Ахмадуллин, радиоведущая Лилия Оранжевая и special guest star Конкин. Естественно, не обошлось без шуток о татарской фамилии Шарапов, кроме того, член союза писателей РФ Конкин прочел кое-что из своей прозы.

Член союза писателей РФ Владимир Конкин прочел кое-что из своей прозы Фото: Сергей Елагин

Затем слово дали президенту Татарстана, появление которого на фестивале прежде всего связано с тем, что возглавляемая им группа стратегического видения «Россия — исламский мир» стала в этом году официальным партнером КФМК, учредив свой приз в одноименной секции размером в 200 тыс. рублей.

«Казань вновь стала центром пересечений и взаимообогащения мировых культур и духовных традиций, точкой притяжения для профессионалов и любителей кино», — зачитывал свое приветственное слово Минниханов. «Убежден, что казанскому международному фестивалю мусульманского кино предстоит долгая творческая жизнь», — добавил глава республики. В конце выступления он посетовал, что, видимо, его речь должны были переводить, но ничего: «Thank you very much барыгызга!» Так Минниханов сказал спасибо всем собравшимся.

После чего президент Татарстана покинул церемонию, вслед за этим на VIP-балконе уже не было видно ни Исхакова, ни муфтия Татарстана Камиля Самигуллина.

Рустам Минниханов: «Убежден, что казанскому международному фестивалю мусульманского кино предстоит долгая творческая жизнь» Фото: president.tatarstan.ru

«ДРУГОГО ФЕСТИВАЛЯ МУСУЛЬМАНСКОГО КИНО В МИРЕ НЕ СУЩЕСТВУЕТ»

Следующим выступающим стал президент фестиваля, глава ДУМ РФ Гайнутдин. Но незадолго до того внимание корреспондента «БИЗНЕС Online» привлек юноша, которого действо на сцене никак не отвлекало от просмотра на смартфоне футбольного матча и переживаний по поводу подвисающего интернета. Через некоторое время удалось идентифицировать — шла прямая трансляция отборочного матча к чемпионату мира – 2018 в азиатской группе: Иран принимал Сирию, причем гости забили первыми. Удивительно, но футбол перекликался в этот момент и с искусством, существующим вопреки всем трудностям и проблемам. Как оказалось, сборная Сирии (страны, раздираемой гражданской войной) не только играет поединки отборочного цикла, но и до сих пор имеет шансы поехать в Россию на мундиаль. Впрочем, Иран туда уже отобрался.

«Азмун!» — чуть вскрикнул наш юноша-фанат прямо во время речи Гайнутдина. Это нападающий казанского «Рубина» Сердар Азмун сравнял счет. Когда руководителя ДУМ РФ провожали с трибуны, по TV показывали повтор гола лидера сборной Ирана, создавая ощущение, что зрители аплодируют Гайнутдину и Азмуну одновременно. Забегая вперед, форвард «Рубина» во втором тайме сделал дубль, но сирийцы отыгрались на последней минуте (2:2).

Равиль Гайнутдин: «Я горжусь тем, что мы учредили фестиваль мусульманского кино. Этот фестиваль — единственный в мире. Другого фестиваля мусульманского кино в мире не существует. Существует в многонациональной, многорелигиозной стране — в России» Фото: Сергей Елагин

Что же до одного из лидеров мусульман России, то он был необычно для себя лаконичен. «Я горжусь тем, что мы учредили фестиваль мусульманского кино. Этот фестиваль — единственный в мире. Другого фестиваля мусульманского кино в мире не существует. Существует в многонациональной, многорелигиозной стране — в России, — сказал Гайнутдин и, как и многие спикеры, вспомнил девиз КФМК. — Через диалог культур — к культуре диалога».

«МЫ ОБЯЗУЕМСЯ БЫТЬ БЕСПРИСТРАСТНЫМИ, НО СУБЪЕКТИВНЫМИ»

Были и традиционные концертные номера, случился даже небольшой бенефис композитора Эльмира Низамова, его песни исполнила Эльмира Калимуллина, а затем и капелла мальчиков. Но самые бурные аплодисменты собрали акробаты — братья Калуцких, которые показали сумасшедшие номера на грани человеческих возможностей.

Режиссер картины «Наш проповедник» Магди Ахмед Али признался, что его фильм запрещен к показу во многих арабских странахФото: Сергей Елагин

Режиссер картины-открытия фестиваля «Наш проповедник» египтянин Магди Ахмед Али признался, что его фильм запрещен к показу во многих арабских странах: «Я удивлен, потому что приехал в страну, где показывают мусульманские фильмы, тогда как в моей стране многие против такого кино». А один из членов жюри, иранский режиссер Алиреза Шахрохи, напомнил о кровопролитии в Мьянме, а также обратился к Минниханову с просьбой увеличить денежные призы фестиваля, впервые появившиеся только в этом году для секции «Россия — исламский мир» и секции национального татарстанского кино.

Актер Сергей Маховиков в своем выступлении с удовлетворением заметил, что на фестивали православного и мусульманского кино приезжают одни и те же люди. Звезда фильма «А зори здесь тихие» Остроумова заметила, что она из Самары, поэтому для нее любой волжский город — это родина. Светличная читала Максимилиана Волошина, а Башаров спел по-татарски.

Звезда фильма «А зори здесь тихие» Ольга Остроумова заметила, что она из Самары, поэтому для нее любой волжский город — это родина Фото: Сергей Елагин

В конце церемонии на сцену вышли члены жюри КФМК, которых оказалось так много, что Досталь пошутил, что по количеству участников это жюри претендует на попадание в Книгу рекордов Гиннесса. Как оказалось, из-за обилия конкурсных лент в этом году решено было поделить зоны ответственности. Например, известный киновед, многолетнее лицо канала «Культура» Кирилл Разлогов возглавил жюри киноведов и кинокритики. А среди тех, кто будет судить «Секцию национального кино», оказалась соучредитель фонда «Живой город» Диана Сафарова.


Напомним, что всего на фестиваль было прислано 782 заявки из 61 страны. Конкурсную программу этого года составят 60 фильмов из 27 стран мира. «Мы обязуемся быть беспристрастными, но субъективными. И когда такое количество субъективных мнений соберется, будет объективное решение», — заверил собравшихся 71-летний режиссер Досталь.

Уже на улице редкий из гостей форума отказал себе в удовольствии запечатлеть ночной вид, открывавшийся от «Пирамиды» на Кремль и мечеть «Кул Шариф». Картинка и впрямь была насколько красивой, настолько и кинематографичной.