40 МИНУТ МЕЖДУ ЖИЗНЬЮ И СМЕРТЬЮ

Вчерашний футбольный матч между «Рубином» и «Локомотивом», завершившийся ничьей со счетом 1:1, принес трагедию в судейский корпус республики — в начале игры себя плохо почувствовал мужчина в синей клетчатой рубашке. Внимание стюартов криками привлекли болельщики, после чего один из администраторов «Рубина» вызвал фельдшера и службу скорой помощи. ЧП произошло на центральной трибуне, в секторе А103. Ряды болельщиков, сидевших на 14–15-х рядах расступились, пропустив носилки, на которых лежал бледный пожилой мужчина, державший левую руку на груди. Им оказался председатель кассационного состава гражданской коллегии Верховного суда РТ Вячеслав Грицков. Судью доставили в машину скорой помощи, где наготове ждало оборудование для реанимации, но помочь уже не смогли — мужчина умер, предположительно, от сердечного приступа. 

Очевидцы матча утверждают, что все службы отработали ЧП довольно четко и профессионально. Корреспондент спортивной редакции «БИЗНЕС Online» стал свидетелем трагедии и в момент оказания болельщику экстренной медицинской помощи находился за воротами вблизи машины скорой помощи. В общей сложности медики боролись за жизнь болельщика около 40 минут: Грицкова доставили на носилках в машину примерно в середине первого тайма, а констатировали смерть в середине второго. К тому моменту как Грицков был доставлен до медицинского автомобиля, он уже находился без сознания.

В социальных сетях обсуждалось, почему мужчину не повезли в одно из медучреждений города, а пытались спасти прямо на территории стадиона. Появилась даже версия, что машина скорой банально не заводилась. Однако нашему корреспонденту медики заявили, что машина в порядке, просто в данном случае делать реанимацию на ходу было нецелесообразно. Вместе с тем есть вопросы к работе стюартов, которые отнюдь не молниеносно достали носилки: с того момента, как Грицков себя почувствовал плохо, до того, как ему начали оказывать помощь врачи скорой помощи, прошло минут 10. До этого времени фельдшер его осмотрел и измерил давление, начал делать массаж сердца. Впрочем, если бы остановка сердца произошла дома, скорость получения медицинской помощи была бы значительно ниже.

Заметим, что по регламенту чемпионата России матч не начинается, если две укомплектованные комплектами дефибрилляторов и всем необходимым оборудованием бригады скорой помощи не дежурят на стадионе. Врач клуба, который принимает игру, должен проверить работу оборудования и готовность врачей и сделать запись в официальном протоколе делегата матча. Не только зрителям, но и футболистам может стать плохо: довольно много случаев, когда игроки погибали на поле — чаще всего именно от сердечного приступа. Так что разговоры о неготовности техники или врачей скорее пустые выдумки.

Новость о смерти болельщика, безусловно, стала главной по итогам игры. Со слов соболезнований начал пресс-конференцию обычно немногословный наставник «Рубина» Курбан Бердыев. «Хотелось бы выразить соболезнования [близким] болельщика, который скончался», — сказал Бердыев журналистам. Позже свои соболезнования семье умершего болельщика выразили и клуб, и стадион «Казань Арена».


СЛЕДСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ НЕ БУДЕТ ПРОВОДИТЬ ПРОВЕРКУ ПО ФАКТУ СМЕРТИ БОЛЕЛЬЩИКА

Тем временем в социальных сетях вокруг смерти болельщика разгорелась дискуссия. Большая часть болельщиков скорбит и соболезнует семье Грицкова, часть — критикует действия медперсонала.

«Слишком долго ждали медпомощь...» — пишет в комментариях одной из групп болельщиков «Рубина» пользователь Наташа Каюткина. Кто-то утверждает, что Грицкову якобы делали массаж сердца, но не делали искусственного дыхания, потому, дескать, смерть 60-летнего болельщика на совести медиков. Но в квалификации медицинских работников сомневаться не приходится, в отличие от экспертов из социальных сетей. Верный признак того, что к сотрудникам стадиона и медперсоналу нет претензий, заключается в том, что правоохранительные органы не собираются проводить доследственных проверок. Об этом корреспонденту «БИЗНЕС Online» заявил старший помощник руководителя управления СКР по РТ Андрей Шептицкий.

Смерть Вячеслава Грицкова — не первый трагический эпизод на матчах «Рубина». Аналогичный случай произошел чуть более двух лет назад. Тогда в перерыве матча «Рубин» — «Урал» 17-летний болельщик казанской команды Ильхам Харисов был госпитализирован врачами скорой помощи. Уже в машине медиков, которая направлялась в больницу, молодой человек потерял сознание. Врачи около часа пытались вернуть Харисова к жизни, однако все закончилось летальным исходом. По некоторым данным, у молодого человека были проблемы с сердцем. Стоит отметить, что матч проходил не на «Казань Арене», а на стадионе «Рубин» в Соцгороде. Игра, к слову, завершилась победой казанцев со счетом 2:1, а команда посвятила 3 набранных очка памяти скоропостижно скончавшегося болельщика. 

«ЭТО БОЛЬШАЯ ПОТЕРЯ НЕ ТОЛЬКО ДЛЯ ВЕРХОВНОГО СУДА, НО И ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ В ЦЕЛОМ»

В атмосфере скорби сегодня работает и Верховный суд Татарстана. Рано утром пресс-служба ВС опубликовала на своем сайте официальное обращение. «9 августа 2017 года скоропостижно ушел из жизни наш коллега Вячеслав Грицков. В наших сердцах останется светлая память о нем как о человеке, обладающем исключительными деловыми и нравственными качествами, первоклассном судье и опытнейшем правоприменителе, который пользовался непререкаемым авторитетом у коллег.

Коллектив Верховного суда Республики Татарстан выражает глубокие соболезнования родным и близким в связи с безвременной кончиной Вячеслава Анатольевича», — указано в обращении.

Грицков начинал свой профессиональный путь с должности помощника прокурора, затем был следователем и прокурором района, затем занимался адвокатской деятельностью. В судебную систему он пришел 17 лет назад. В 2000 году был избран на должность мирового судьи Ново-Савиновского райсуда, а уже через 8 лет, в 2008 году, назначен на должность судьи Верховного суда республики.

«Не верится. Смерть всегда приходит неожиданно, — рассказывает корреспонденту „БИЗНЕС Online“ начальник отдела по взаимодействию со СМИ Верховного суда РТ Наталья Лосева. — Это большая потеря не только для Верховного суда, но и для судебной системы республики в целом».

Грицков был председателем судебного состава кассационной инстанции ВС Татарстана по гражданским делам, всего в кассационной инстанции суда вместе с ним трудились 9 судей. До того он был удостоен звания «Заслуженный юрист Республики Татарстан». А в 2015 году Грицков был победителем проводимого в Татарстане профессионального конкурса «Судья года» среди судей по гражданским делам.

«Это один из самых профессиональных судей, мегазвезда в профессиональном плане», — отмечает Лосева.

В атмосфере скорби сегодня работает и Верховный суд Татарстана В атмосфере скорби сегодня работает и Верховный суд Татарстана Фото: Александр Гавриленко

«Я НЕ ЗНАЛ ЕГО КАК БОЛЕЛЬЩИКА, ДЛЯ МЕНЯ БЫЛО УДИВИТЕЛЬНО, ЧТО ОН ПОШЕЛ НА ФУТБОЛ»

Заместитель председателя Верховного суда РТ по гражданским делам Марат Хайруллин вчера за несколько часов до матча «Рубин» — «Локомотив» беседовал с Грицковым. «Он вчера только вспоминал выражение своего прежнего руководителя — прокурора: „Человек должен быть самостоятельным в принятии решений“, — вспоминал Хайруллин в разговоре с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — И сам он неукоснительно этому правилу следовал, был очень самостоятельным в принятии решений судьей. Он знал закон, понимал закон и всегда отстаивал дух закона. Он был председателем судебного состава, возглавлял кассационную инстанцию по гражданским делам, а все гражданские дела интересны с правоприменительной точки зрения. Он говорил, что для него нет простых и сложных дел. Я и другие коллеги постоянно с ним советовались и прислушивались к его словам».

Главным человеческим качеством покойного коллеги называют интеллигентность. «Он был уважаем в профессиональной среде, был интеллигентом в душе, — заметил Хайруллин. — А как человек был неформальным лидером. Таких людей сейчас очень сложно найти. Да простят меня мои коллеги, но это невосполнимая утрата для судебной системы...»

Между тем увлечение близкого коллеги футболом удивило собеседника издания. «Я не знал его как болельщика, поэтому для меня было удивительно, что он пошел на футбол, — отметил Хайруллин. — Зато он был заядлым рыбаком, мог долго эту тему обсуждать».

У Вячеслава Грицкова остались жена, дочь, сын и внуки. «Недавно только вторая внучка родилась, он очень трепетно относился к детям, и семья у него очень дружная. Основательный, цельный человек. Всегда мог найти слова утешения. Светлая память и земля ему пухом» — заключил он.

Сегодня в фойе Верховного суда был установлен траурный стенд с фотографией Грицкова, кратким некрологом и букетом красных гвоздик. Под фотографией с именем скончавшегося надпись: «Коллектив Верховного суда Республики Татарстан выражает искренние соболезнования родным и близким». Там же сообщается, что гражданская панихида состоится 11 августа в 11 часов на Чистопольской, 15. Заходящие в суд люди удивленно обращают внимание на некролог, а некоторые, видимо, знавшие покойного, останавливаются, словно не веря своим глазам.

ЧЕЛОВЕК САМ ДОЛЖЕН АДЕКВАТНО ОЦЕНИВАТЬ СОСТОЯНИЕ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ

По мнению экспертов «БИЗНЕС Online», человек сам должен решать, насколько волнительным для него будет посещение того или иного мероприятия. А где лучше больному находиться во время сердечного приступа — дома или на стадионе, сейчас большой разницы нет.

Альберт Галявич — главный кардиолог минздрава РТ:

— Скорая приезжает примерно за 14 минут, и неважно, где находится человек — дома или в общественном месте. Но самое главное, что человек сам должен адекватно оценивать состояние своего здоровья, потому что, я думаю, наверняка какие-то признаки сердечного заболевания у этого погибшего были. И если у человека высокое давление, надо принимать лекарства и, думаю, не посещать такие высокострессовые мероприятия.

Сердечная смерть развивается очень быстро, она происходит в течение нескольких секунд. У нас, врачей, после появления первых симптомов есть только 4–5 минут, чтобы спасти человека, поэтому больным лучше просто не посещать такие высокострессовые мероприятия.

Ильяс Нуриев — генеральный директор Клиники Нуриевых, заслуженный врач Республики Татарстан:

— Не думаю, что, ставя, к примеру, диагноз «гипертония», мы должны серьезно ущемлять качество жизни пациентов, запрещая им посещать подобные мероприятия. Мы даем больным рекомендации контролировать давление, контролировать состояние сердечно-сосудистой системы. Но посещать или не посещать такие мероприятия — решать ему самому. Это он должен решать — продолжать ли ему курить, нарушать ли прописанный врачом режим. Это право самого пациента. Но как врач я обязан предупредить, информировать, что все это может пагубно сказаться на его здоровье. Но, повторюсь, у каждого человека свое видение качества жизни. Мы рекомендуем, а люди после этого сами определяют, как им жить.

Я думаю, что такие больные могут посещать подобные мероприятия, но под медикаментозным прикрытием. Брать с собой лекарства, прописанные врачом, более внимательно относиться к своему здоровью, по возможности измерять артериальное давление. Пациент сам должен знать, насколько глубоки будут его переживания на футбольном матче, и, исходя из этого, принимать решение.

А помощь, я думаю, будет достаточно быстро оказана и дома, и на стадионе. Согласно правилам медицинского страхования такая помощь должна быть оказана в течение 20 минут после вызова. Так что по большому счету разницы нет, откуда поступит вызов.