Останется ли Ринат Закиров председателем исполкома ВКТ и кто достоин возглавить главную национальную организацию, которая отмечает в этом году свой четвертьвековой юбилей? Депутат Госдумы РФ Фатих Сибагатуллин в своем блоге для «БИЗНЕС Online» пытается проанализировать все плюсы и минусы работы конгресса и наводит читателей на определенные мысли...
«КАК ТАК, НАЦИЯ ОДНА, А ОРГАНИЗАЦИЙ — ТРИ?»
Всемирный конгресс татар — очень нужная организация. Хочется выразить благодарность Минтимеру Шаймиеву, который, будучи президентом, подписал указ о его создании. На первоначальном этапе, когда председателем исполкома ВКТ был Индус Тагиров, он очень хорошо начал работу. С Индусом Ризаковичем рука об руку трудился и наш прокурор республики Кафиль Амиров, вместе они в Удмуртию ездили, Амиров — человек с татарской душой. Почему я так говорю? Таких как он патриотов у нас хоть и не так много, но они есть. Мы их не используем, не уделяем им внимание, почему-то к ним не обращаемся. Скажем, можно было обратиться к директору Института истории Рафаэлю Хакимову, его ученику Радику Салихову, есть в ИЯЛИ симпатичные парни, но не видно их. Писатель Ркаил Зайдулла сколько ходил без дела, недавно нашли ему место главного редактора журнала «Гаилә һәм мәктәп» — таких людей тоже можно привлечь к национальной деятельности. Два брата Гилязовых, сыновья Аяза абый — один писатель да драматург, другой институт татарской энциклопедии возглавляет. Начнешь пересчитывать — таких людей предостаточно. Истинный татарин, поэт, автор множества песен Роберт Миннулин — о нем сейчас ничего не слышно, а мог бы любое дело возглавить. Очень компетентный человек. Есть еще парень — красавец, на ком, говоря по-татарски, можно пахать и пахать, это Табрис Яруллин. Что-то к конгрессу их не подпускают.
Когда председателем исполкома ВКТ был Индус Тагиров, он очень хорошо начал работу
Говоря по правде, пусть те, кто привык обижаться — обижаются, это не страшно. Но мало пользы от того, чтобы два раза в год, пристегнувшись к Минниханову, ездить на федеральные Сабантуи. Да, на ТНВ есть программа «Татарлар», но этого недостаточно. В любой организации есть план работ, существует контроль за их исполнением, его проверяют, вносят исправления. Во всемирном конгрессе татар Ринат Закиров сам председатель исполкома, грубо говоря, сам берет, потом распределяет деньги, сам же их тратит. Со стороны тоже ходят — собирают финансы. Мне много раз приходилось из-за этого краснеть. На меня выходили из Оренбурга, Мордовии, жаловались. Недавно из Тюмени обратились, там три татарских организаций. Одна — Аширова, человека, считающего себя муфтием Сибири, вторая — подразделение культурной автономии, подчиняющееся Ильдару Гильмутдинову, и третья, которая находится под патронажем Закирова, то есть всемирный конгресс татар. Как так — нация одна, а организаций три? Они обращаются ко мне как к депутату, патриоту, болеющему душой за татар, автору книг. Чтобы ни говорили, но организация Гильмутдинова — это организация, созданная Владимиром Путиным. Президент России собирает их раз в квартал.
Думаю, что Закиров не соответствует званию главного татарина, это должен быть солидный человек, ученый, уважающий других интеллигент
ГЛАВНЫЙ ТАТАРИН — ЭТО ДОЛЖЕН БЫТЬ СОЛИДНЫЙ ЧЕЛОВЕК, УЧЕНЫЙ, УВАЖАЮЩИЙ ДРУГИХ ИНТЕЛЛИГЕНТ
У нас нет единства. Возьмем конгресс — почему он не работает с нашими писателями, с татарскими борцами и другими выдающимися людьми? В прошлом году были в Балтасинском районе, в деревне Бурбаш. Наш казый там проводит детский мусульманский Сабантуй, целью которого является воспитание будущего поколения. Никто там водку не пьет, даже не курит. Представляете, на весь Сабантуй — ни одного курящего. В позапрошлом году лишь я, наверное, курил — и то прячась от стыда, а после этого вообще бросил сигареты, сейчас избавился от вредной привычки. Минниханов, побывав на этом Сабантуе, предложил провести аналогичные мероприятия в четырех районах. Первый такой Сабантуй прошел в Аксубаево. Почему туда Закиров не приехал? Даже чуваши посетили праздник, а руководителя ВКТ там не было. Единственный, кто там участвовал, — это руководитель казанского отделения конгресса Фарид Мифтахов, а ему слова даже не предоставили. Думаю, что Закиров не соответствует званию главного татарина, это должен быть солидный человек, ученый, уважающий других интеллигент. Можно было бы предложить кандидатуру председателя Госсовета Татарстана Фарида Мухаметшина или министра сельского хозяйства Марата Ахметова. Вон Тагиров насколько был компетентен в свое время...
У каждой организации должен быть совет. Минниханов, для примера, является председателем совета директоров «Татнефти» — и там все под контролем. В совете всемирного конгресса татар должно быть по меньшей мере 100 человек. Входить туда должны только заслуженные люди — и из Австралии, и из Нижнего Новгорода, например. Необходимо избрать президиум, там достаточно 25 человек, которые будет собираться раз в квартал. Пусть они утверждают программы, например против курения: татары ведь в древние времена не курили, поэтому можно объявить, что татары должны быть некурящей нацией. Или что каждый татарский мальчик должен заниматься борьбой, знать татарский язык. Что, нас Путин должен учить родной речи? Конгресс ничего не делает для сохранения татарского языка. Мой сын ходил в русский детский сад, русскую школу, родной язык ему не преподавали, несмотря на это, он не только чисто разговаривает, но даже на гармони играет и поет, в шесть лет читал наизусть «Шурале» Тукая. Татары Финляндии, что ли, учатся в татарской школе? Нет. Болтуны все раздувают: надо учить татарский, подписывать договор, а кто, кроме Разиля Валеева, в Госсовете на татарском выступал? Конгресс должен поднимать эти вопросы, там должны быть ответственные за это люди. Главная линия ВКТ в том и заключается. Можно ведь того же Яруллина привлечь к работе.
Раньше в Казани было такое место — его называли «пятачок». Там пели, танцевали... Можно ведь такой пятачок организовать? Я об этом говорил — ипподром пустой стоит, можно там по пятницам, субботам, воскресеньям развлекательные мероприятия проводить.
Есть еще парень — красавец, на ком, говоря по-татарски, можно пахать и пахать, — это Табрис Яруллин
«МЕНЯ НИКОГДА НЕ ПРИГЛАШАЮТ НА ИХ ЗАСЕДАНИЯ, Я ВЕДЬ ВСЕГДА ПРАВДУ ГОВОРЮ»
Татарская организация должна быть на всю Россию одна. Я могу подсказать рецепт объединения остальным законным образом — и ВКТ, и организации Гильмутдинова хватит мест, но ответственный должен быть один. А сейчас ни контроля, ни работы нет. Совет, президиум и ревизионную комиссию обязательно нужно создавать. Я навскидку могу человек 200 назвать лидеров татарского народа. В Москве живет порядка 800 тысяч татар, а с ними никто не работает. В столице страны очень много заслуженных людей. Взять хотя бы хирурга Рината Саитгареева — только за пять месяцев он пересадил 73 сердца. Кто об этом знает? Ринат Шакирьянович работает в научно-исследовательском институте трансплантологии и искусственных органов имени академика Шумакова, заведует первым хирургическим отделением. Вспомним, что Рената Акчурина тоже не конгресс открыл, а Борис Ельцин.
Я написал 10 исторических книг, в которых подробно описывается, откуда мы произошли, рассказано о многих известных татарах. Почему конгресс не способствует пропаганде этих трудов? Сейчас вовсю идет дискуссия о продлении договора между Татарстаном и Россией, но это прямая обязанность ВКТ. Они должны были уже с января ехать в Москву, жить там, способствовать подписанию договора. Почему конгресс не собирает в Москве татарских депутатов Думы, нас ведь уже 15. Ни разу такого не было, я уже 10 лет в столице.
Меня никогда не приглашают на заседания ВКТ, потому что боятся. Я ведь всегда правду говорю. И того же Амирова почему не приглашают? Почему он не востребован? Почему конгресс чурается религиозных деятелей? Где ответственные за работу с муллами? Вон, ураза прошла — хоть один представитель ВКТ был на ифтаре? А там ведь татары собираются. Так дальше жить нельзя...
Фатих Сибагатуллин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 285
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.