ИЛЬДАР ХАЛИКОВ ПРЕДЛОЖИЛ СДЕЛАТЬ ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ БОЛЕЕ ОТКРЫТЫМИ: ЧТОБЫ СВОБОДНЫЕ ГРАЖДАНЕ МОГЛИ ВИДЕТЬ, ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ИХ ЖИЗНЬ ОТ ЖИЗНИ В НЕВОЛЕ

Вчера на коллегии УФСИН по РТ подводились итоги деятельности татарстанской уголовно-исполнительной системы. В череде отчетов различных ведомств, данный, пожалуй, звучал наиболее самокритично. Начальник УФСИН Дауфит Хамадишин, проинформировав, как водится, об успехах ведомства, не умолчал и о недостатках, имеющих место в системе, и о явных провальных моментах в работе.

С 17 КРИМИНАЛЬНЫХ АВТОРИТЕТОВ «СЛЕТЕЛА КОРОНА»

Вчера на коллегии УФСИН, проходившей с участием премьер-министра РТ Ильдара Халикова, начальник управления федеральной службы исполнения наказаний по РТ генерал-лейтенант внутренней службы Дауфит Хамадишин доложил о том, каких показателей достигли учреждения уголовно-исправительной системы в 2010 году, а также сообщил о болевых точках системы.

Но сначала о цифрах и фактах. Итак, с 2003 года в исправительных учреждениях Татарстана не было допущено ни одного побега. 2010 год – не исключение. Сегодня охрана спецконтингента осуществляется не только людскими ресурсами, но и при помощи современных технологий. Так, сообщил Хамадишин, на интегрированные системы безопасности было израсходовано 45 млн. рублей. Отдельно начальник управления отметил проект, который внедряется с помощью ведомства министра информатизации и связи РТ Николая Никифорова в ИК №3. Установленная там система позволит вести наблюдение за периметром и внутренними территориями объекта, с передачей видеосигнала дежурным контролерам. Кстати, сегодня  на объектах УИС уже установлено 404 камеры наружного видеонаблюдения, 5 из них – купольных.

Отметил Хамадишин и бдительность сотрудников УИС. В частности, сотрудниками учреждений было перекрыто 14 каналов проникновения наркотических веществ на территорию исправительных учреждений, задержано 659 литров алкоголя, более 700 единиц холодного оружия, а также деньги и сотовые телефоны. Последних – более тысячи штук. Кроме того, проводилась работы по нейтрализации влияния уголовных лидеров на основную массу осужденных. В 2010 году силами сотрудников УИС было разобщено 22 группировки, а с 17 криминальных авторитетов «слетела корона».

В разрезе инициированного президентом страны реформирования системы исполнения наказаний, особенно важным является занятость осужденных. Это способствует не только социализации людей за колючей проволокой, но и дополнительной возможности себя обеспечить. Как отметил Хамадишин, в 2010 году предприятиями УИС было выпущено товаров и оказано услуг на колоссальную сумму – более 1 млрд. рублей, выше, чем в докризисный период. Причем чистая прибыль составила 50 млн. рублей – на 25 процентов больше, чем в 2009 году.

Сегодня в исправительных учреждениях содержится 15043 осужденных, на учетах в инспекциях состоит более 15 тыс. человек. В 2010 году была применена практика раздельного содержания впервые оступившихся от лиц с криминальным прошлым.

«НЕ СУЕТИТЕСЬ ПОД КЛИЕНТОМ!»

Далее глава ведомства начал разбор полетов. В частности, речь о чрезвычайном происшествии в двух колониях, которые привели к смерти осужденных. Ситуация была спровоцирована продолжительными конфликтами, о которых, резко сказал генерал-лейтенант, сотрудники учреждений – ИК №18 и ИК №2, знали, но мер к предотвращению трагедии не приняли. В результате, один из руководителей учреждений был уволен. А второму – начальнику ИК №2 (имя которого неоднократно называлось в свете недостатков в работе) было фактически поставлено на вид.

– Товарищу Галлямову пора сделать соответствующие выводы, – выговорил начальник УФСИН своему провинившемуся подчиненному - начальнику ИК-2 Фаргату Галлямову.

В ходе коллегии неоднократно поднимались с мест и другие руководители учреждений. Хамадишин отчитывал за плохое обеспечение противопожарной безопасности, за элементарную правовую безграмотность, которая ведет к ущемлениям прав человека на спецобъектах.

Эстафету нареканий принял заместитель прокурора республики Фарит Загидуллин. С тревогой он сообщил, что прокуратуру беспокоит высокий уровень преступлений в учреждениях УИС, и особенно – преступлений, которые совершают сами сотрудники учреждений. В 2010 году в отношении 11 сотрудников уголовно-исполнительной системы возбуждены дела за взяточничество, превышение служебных полномочий, причастность к незаконному обороту наркотиков. В ходе прокурорских проверок было вынесено 33 представления, 82 протеста, отменено 11 незаконных взысканий.

Кстати, в отношении взысканий, зампрокурора позволил себе довольно рискованное высказывание, вызвавшее заметное оживление в зале. Рассказав об очередном нарушении по применяемым мерам взыскания к осужденным, выявленном у одного из руководителей учреждений и так и не устраненном, Загидуллин сказал: «Он и продолжает, как говорит наш шеф (прокурор РТ Кафиль Амиров – ред.), суетиться под клиентом. Если и дальше будет подобное головотяпство, – возникнут неприятности, осужденные станут добиваться один за другим отмены тех решений, которые на них накладывали. А это добром не кончится!»

Озабоченность прокуратуры вызывают и некоторые странности в кадровой рокировке в отношении проштрафившихся руководителей. Так, сообщил Загидуллин, в мае 2009 года Кафиль Амиров провел выездную проверку бугульминского изолятора, в ходе которой была обнаружена масса нарушений. Причем совсем недетских. На представление прокуратуры внимания никто не обратил, а начальника изолятора быстро перевели руководителем колонии в Альметьевск. Уже в 2010 году всплыли новые факты по бугульминскому изолятору, в том числе и финансовые нарушения, и злоупотребления. В общем, дело дошло до генеральной прокуратуры…

ГОСЗАКАЗ ДЛЯ УИС

Премьер также не обошел вниманием вопросы грубых нарушений дисциплины: «Факты предательства интересов службы необходимо жестко искоренять. При этом нельзя скрывать эти факты, ведь они свидетельствуют о том, что и руководство, и служба собственной безопасности занимается этими пробелами, нужно жестче реагировать на оперативную информацию».

Что касается всей пенитенциарной системы Татарстана, Халиков отметил неудовлетворительное обеспечение трудовой занятостью – всего 23% осужденных имеют оплачиваемую работу. Причем, премьер обратил внимание на систему госзаказа, которая действует не только в Татарстане, но и в смежных регионах: «Руководитель должен знать эту систему, эти сайты. Ежедневно их изучать. И те ответственные лица, что отвечают за коммерческую составляющую, за сбыт продукции. А сегодня только это сдерживает развитие данного направления».

Премьер также отметил ряд важных факторов, необходимых к реализации в исправительных учреждениях РТ: изменение условий содержания спецконтингента, обеспечение трудовой занятости, условий для получения образования, в том числе и высшего, правовое просвещение. А еще Халиков предложил сделать исправительные учреждения более отрытыми для общественности. Для скорейшей реабилитации осужденных, ну и, так сказать, в качестве меры профилактики – чтобы свободные граждане могли видеть, чем отличается их жизнь от жизни в неволе.

Елена Фадеева
Фото и видео Ильи Лавриненко