... В Казани в январе — марте было зарегистрировано 4721 авто — на 578 единиц, или на 14% больше, чем в первом квартале 2016 года
Фото: «БИЗНЕС Online»

ЙОРГ ШРАЙБЕР ДУЕТ НА ВОДУ

Как и надеялись дилеры, первый квартал текущего года принес оживление на российский и вместе с тем на республиканский авторынок. В отличие от продаж люксовых авто, просевших почти на 5%, в целом количество регистраций новых легковых автомобилей в Татарстане выросло на 1922 единиц, или на 16,3% до 13728 авто, следует из отчета агентства «Автостат». В Казани в январе — марте было зарегистрировано 4721 авто — на 578 единиц, или на 14% больше, чем в первом квартале прошлого года.

Такая динамика лучше общероссийской. По данным ассоциации европейского бизнеса, продажи новых машин РФ выросли только на 1% до 322,4 тыс. авто. При этом в январе наблюдалось падение на 5%, в феврале — на 4,1%, и только в марте наконец-то был зафиксирован рост на 9,4%. Правда, стоит помнить, что АЕБ принимает во внимание не только легковые, но и легкие коммерческие автомобили (LCV) и учитывает именно количество проданных, а не зарегистрированных автомобилей.

«Наконец, тренд продаж на российском авто рынке движется в правильном направлении. 9-процентный рост год к году в марте оказался достаточным, чтобы компенсировать потери меньшего масштаба в январе и феврале, превращая суммарный результат продаж в первом квартале в небольшой плюс. Это хорошая новость для нашего рынка, который не видел позитивного результата за квартал более четырех лет. Однако, как говорится, одна ласточка весны не делает. Нужно иметь больше месяцев с положительным результатом, прежде чем мы сможем назвать это прочным трендом», — прокомментировал итоги квартала председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Осторожность Шрайбера понятна. Во-первых, в прошлом году мы не раз видели попытки рынка вырасти месяц к месяцу и даже квартал к кварталу (в январе —марте, что было обусловлено низкой базой 2015 года). Во-вторых, текущее восстановление рынка обусловлено рядом переменчивых факторов, один из которых — валютный курс. Официальный курс рубля в январе — марте в среднем составил 58,68 рубля за доллар, то есть на 21,7% выше, чем в январе — марте 2016 года. Понятно, что стабильность национальной валюты позволяет гражданам лучше планировать расходы, снижает инфляционные ожидания и играет в пользу потребления продукции и услуг, а не сбережения (в первую очередь в твердой валюте). Да и стоимость импортных комплектующих и сырья в рублевом эквиваленте уже не так сильно бьет по карману потребителей.

... LADA зафиксировала рост регистраций на 11,2% до 3632 авто
Фото: «БИЗНЕС Online»

LADA НАКОНЕЦ-ТО «ПОЕХАЛА»

Рассматривать индивидуальные достижения автопроизводителей начнем по традиции с лидера республиканского рынка — вазовской LADA, которая зафиксировала рост регистраций на 11,2% до 3632 авто. Напомним, что позиции бренда из Тольятти начали укрепляться во второй половине 2016 года, причем впервые в истории наших наблюдений. До этого же мы видели — независимо от того, растет рынок или падает — стабильное сокращение регистраций новых легковушек родом из Тольятти. Казанцы, традиционно более скептично настроенные к продукции АвтоВАЗа, приобрели 772 авто — на 15,1% больше, чем в январе-марте 2016 года. Тем не менее в столице республики развернулась жесткая борьба брендов за лидерство, о которой речь пойдет ниже. В целом по стране продажи LADA  по итогам первого квартала выросли на 8% до 61,4 тыс. авто.

Локомотивом тольяттинцев стала Vesta Sedan, спрос на которую в РТ вырос сразу на три четверти до 854 авто. Vesta оформила не только самую большую прибавку, но и стала бестселлером бренда, потеснив более дешевую Granta. Ценник модели в мае, как и в январе, и у «Кан-Авто», и у ТТС начинался от 546 тыс. рублей, а с учетом трейд-ин, утилизацией, подарков и т. п. — от 516 тыс. рублей. Самый доступный вариант с автоматической коробкой передач стоил 596 тыс. рублей.

Хитом номер два АвтоВАЗа стал компактный кроссовер или хетчбэк с повышенным клиренсом XRay, улучшивший результат в 2,6 раза до 451 зарегистрированных авто. Со всеми «плюшками» ценник модели начинался от 520 тыс. рублей, а полная стартовая цена — от 600 тыс. рублей, также без изменений относительно января.

Внесла свою лепту в общую копилку и Priora Sedan. Благодаря выходу на рынок простой комплектации с 8-клапанным двигателем, она смогла добрать 169 голосов до 260 авто. При этом цена модели с января подросла на 10 тыс. рублей до 400 тыс. рублей.

Больше всего — минус 164 единицы до 663 авто — потерял прошлогодний бестселлер Granta Sedan. Цены на самую доступную модель в комплектации 1,6 8-кл. 5-МТ «Стандарт» в мае начинались, как и в январе, от 390 тыс. рублей.

... KIA улучшила прежний результат первого квартала на четверть до 2159 авто. При этом абсолютная прибавка составила 434 новеньких легковушки — на 68 единиц больше, чем у АвтоВАЗа
Фото: «БИЗНЕС Online»

KIA ДОГНАЛА АВТОВАЗ В КАЗАНИ

Один из главных конкурентов LADA  — самый востребованный зарубежный бренд KIA — и в этот раз не ударил в грязь лицом. Бренд в РТ улучшил прежний результат первого квартала результат на четверть до 2159 авто. При этом абсолютная прибавка составила 434 новеньких легковушки — на 68 единиц больше, чем у АвтоВАЗа.

В Казани KIA прибавила 24% до 772 единиц. И если в целом по республике амбициозный «кореец» довольствовался вторым местом, то в ее столице смог догнать  LADA  и разделить с ней первенство. Возникает интрига: кто возьмет «золото» в борьбе за сердца и кошельки казанцев по итогам полугодия. Для справки, в масштабах всей страны продажи новых KIA выросли на 4435 единиц (на 133 единицы меньше, чем у LADA ), или на 13% до 37,3 тыс. авто.

Абсолютным бестселлером KIA остается Rio, регистрации которой в республике выросли на 315 единиц до 1504 авто. Заметим, это 70% всего спроса на марку! Именно  KIA Rio является самой популярной моделью легковых авто в Татарстане. Та же LADA Vesta отстает от нее на 650 машин, и даже если суммировать результаты Granta Sedan и Granta Hatchback (1183 авто), их совокупные продажи окажутся на 321 единицу меньше, чем у лидера.

Что касается цен на Rio, то ее стартовый полный ценник в мае составлял 681 тыс. рублей. При этом в компании, подконтрольной Александру Колесову — сыну генерального директора КРЭТ Николая Колесова, действовала акция «Выпускник». Она обеспечивала скидку в 20 тыс. рублей гражданам, получившим диплом 2014 - 2017 годах. В ТТС минимальный ценник с учетом всех «плюшек» составлял 531 тыс. рублей.

==table1608==

Из других успешных моделей бренда более чем на половину до 193 единиц вырос спрос на Ceed со стартовым ценником от 920 тыс. рублей. Третьим по абсолютному приросту у KIA оказался среднеразмерный кроссовер Sportage нового поколения, набравший сразу 204 голоса (против 167 голосов, ранее отданных предыдущему поколению). Цены на новинку начинаются от 1,25 млн. рублей.

CAPTUR РАЗОГНАЛ СПРОС НА RENAULT

«Бронзу» республиканского зачета взял Renault, добравший 36% регистраций до 1629 авто. В Казани демократичный «француз» зафиксировал прибавку 131 единиц до 613 авто, но довольствовался в городе только четвертой позицией, так как его объехал дерзкий Hyundai. Общероссийские продажи новых Renault, с учетом LCV, в январе — марте выросли на 12% до 26,1 тыс. авто.

Главный «виновник» растущего спроса — свежеиспеченный компактный кроссовер Kaptur, принесший в копилку бренда 398 голосов. Новинку в комплектации 1,6 л (114 л. с.) 4×2, МКП5 Life продавцы предлагали в мае от 879 тыс. рублей — на 20 тыс. рублей дороже, чем в январе.

Неплохую прибавку в 196 единиц до 532 авто показал хетчбэк Sandero, ставший бестселлером марки по итогам первого квартала. В базовой версии Sandero в мае, как и в январе, стоил от 490 тыс. рублей, прошлогодние модели — от 480 тыс. рублей. За самый доступный вариант с «автоматом» покупателям приходилось выложить 640 тыс. рублей. Отметим, что в зачет Sandero идут не только обычные хетчбэки, но и с повышенным клиренсом, Stepway — от 640 тыс. рублей за 1,6 л (82 л. с.) МКП5 Confort. Впрочем, если вы были не против приобрести модели 2016 года выпуска, они обошлись бы по прежним ценам — от 630 тыс. рублей.

==table1609==

Сильнее всего в модельном ряду Renault сдал бестселлер первого квартала и всего 2016 года — внедорожный Duster, растерявший 157 голосов до 396 авто. Прошлогодняя модель, точнее, ее вариант 1,6 л (114 л. с.) МКП5 4Х2 Authentique в Казани стоила от 629 тыс. рублей, а вариант 2017 года выпуска — от 639 тыс. рублей, как и в январе. В средней комплектации Expression 2,0 (143 л.с.) АКП4 4Х4 выпуска 2017 года «дуся» обошлась бы уже от 940 тыс. рублей.

CRETA ОБЕСПЕЧИЛА HYUNDAI САМУЮ БОЛЬШУЮ ПРИБАВКУ

Лучшую абсолютную динамику — плюс 577 единиц до 1623 авто — продемонстрировал в Татарстане близкий родственник  KIA — Hyundai. И если в республике ему удалось занять только 4-е место, то в Казани ускорения на 60% до 638 зарегистрированных авто хватило, чтобы отобрать у Renault «бронзу». При этом российские продажи новых Hyundai с учетом LCV выросли лишь на 3% до 30,3 тыс. авто.

Лидерство в модельном ряду Hyundai занимает, конечно, Solaris, дополнительно получивший 199 голосов до 925 авто. Его цена начиналась от 584 тыс. рублей (на 10 тыс. рублей дешевле, чем в январе) за модель предпоследнего поколения, и от 599 тыс. рублей — за обновленный Solaris. В ТТС с учетом всех скидок и выгод декларировали ценник от 509 тыс. рублей.

==table1611==

За среднеразмерный кроссовер Hyundai Creta в январе — марте проголосовало 442 татарстанских автолюбителя. Судя по отзывам экспертов и целой серии тест-драйвов, машина получилась на редкость сбалансированной, как и заявляет производитель. Похоже, эта модель обречена стать как минимум одним из лидеров в своем сегменте.

Цена горячей новинки в комплектации с механической трансмиссией и двигателем 1,6 л начиналась от 790 тыс. рублей — на 40 тыс. рублей дороже, чем в январе. В «топе» с двухлитровым двигателем и автоматической коробкой передач дилеры в мае просили уже от 1,18 млн. рублей.

Назовем и главного пострадавшего: после заметного роста спроса в 2016 году количество регистраций седанов i40 сократилось на 60% до 35 авто. В самой доступной комплектации за модель просили от 1,12 млн. рублей, в топовой — от 1,4 млн. рублей.

.. Популярность «народного» Volkswagen в республике выросла на треть до 746 авто
Фото: ©Михаил Фомичев, РИА «Новости»

VOLKSWAGEN ЗАПРЯГ TIGUAN, SKODA ВЫЕХАЛА НА RAPID

Популярность «народного» Volkswagen в республике выросла на треть до 746 авто. В результате «немец» обошел свое заклятого конкурента Toyota, заняв 5-ю строчку нашего рейтинга. Впрочем, эти два крупнейших производителя автомобилей делают кассу в РТ на моделях разных классов, мы еще поговорим от этом подробнее. Казанская динамика оказалась сопоставимой — плюс 30% до 313 авто, хотя в целом по РФ продажи новых Volkswagen увеличились лишь на 13% до 17,9 тыс. новых машин.

Бестселлер марки Polo улучшил прошлогодний результат на 22% до 388 авто. На официальном российском сайте модель в мае предлагалась от 600 тыс. рублей. А лучшее ускорение продемонстрировал среднеразмерный кроссовер Tiguan, укрепивший свои позиции в 3,2 раза до 234 авто. Уточним, что здесь в зачет пошли модели двух поколений популярнейшего «паркетника». За Tiguan предпоследнего поколения в мае просили от 1,33 млн. рублей, за обновленную версию — от 1,46 млн. рублей. Похоже, удачно стартовавшая на европейском рынке новинка стала востребованной и у нас.

==table1612==

Не обошлось у Volkswagen и без заметных потерь: спрос на седаны Jetta просел на 56 единиц, или на 60%, до 38 авто. В мае цены на Jetta стартовали от 949 тыс. рублей. Не слишком хорошо себя чувствовали и седаны Passat, которые после обновления производитель в 2015 году стал позиционировать как sub-premium. В Татарстане спрос на модель рухнул на три четверти до трех единиц. Для справки, в мае текущего года минимальный ценник на комплектацию Trendline составлял 1,5 млн. рублей.

Как известно, немецкий концерн представлен на рынке еще одним демократичным брендом — чешской Skoda, спрос на которую в РТ вырос на 31% до 453 авто. Правда, в Казани представитель чешского автопрома зафиксировал прирост лишь на 14% до 181 зарегистрированной машины, но по сравнению с российской динамикой и это выглядит прорывом. В целом по стране продажи новых Skoda выросли всего на 2% до 12,7 тыс. авто.

Львиная доля роста популярности бренда обеспечена самой доступной его моделью Rapid, добравшей еще 113 голосов до 275 регистраций. Цены на бестселлер марки в мае стартовали от 599 тыс. рублей.

Неплохую динамику, особенно на фоне некоторых «одноклассников», показала и Octavia: плюс 37 голосов до 150 авто. Майский ценник модели стартовал от 924 тыс. рублей. А вот дела у кроссовера Yeti (с минимальной ценой от 1,069 млн. рублей) шли не так замечательно: минус две трети голосов до 22 единиц.

==table1613==

TOYOTA ТЕРЯЛА НА «КРУЗАКЕ», НАХОДИЛА НА «РАФЧИКЕ»

Одной из самых любимых нашим средним классом марок, Toyota, показала очень скромный прирост — на 1,7% до 613 авто. В Казани самый востребованный японский бренд прибавил 3,6% регистраций до 289 авто. И вновь на общероссийском фоне это выглядит неплохо: в целом по стране продажи новых Toyota упали на 11% до 19,9 тыс. авто, причем откровенно провальными оказались январь (-37%) и февраль (-20%).

Хит продаж, среднеразмерный кроссовер Rav4, общему настроению не поддался и добрал в Татарстане 26 регистраций до 297 авто. Самый доступный вариант с двухлитровым двигателем, передним приводом и МКП в мае предлагался, как и в январе, от 1,49 млн. рублей, за аналогичную версию с вариатором необходимо доплатить 43 тыс. рублей. Напомним, что в октябре самый доступный «рафчик» стоил на 193 тыс. рублей меньше — 1,3 млн. рублей. Как видим, пока новый ценник не испортил аппетит покупателям.

2-е место в модельном ряду по объему продаж — за бизнес-седаном Camry. Отряд его новых поклонников вырос на 11 покупателей до 130 единиц, а ценник за комплектацию «Стандарт», как в январе, начинался от 1,407 млн. рублей.

==table1614==

Интересно, что в 2,1 раза до 45 авто вырос спрос на Corolla, которая из-за отсутствия локализации и сравнительно высокого ценника за предыдущие два года растеряла былые регалии. Впрочем, на фоне подорожания машин у конкурентов и привыкания покупателей к новым ценовым уровням стоимость от 983 тыс. рублей выглядит уже не столь пугающе.

Главной же «потеряшкой» у Toyota стала одна из самых дорогих моделей — внедорожник Land Cruiser 200, «отминусовавший» 39% до 44 авто. Входной билет в клуб его любителей в мае начинался от 3,99 млн. рублей в варианте «Комфорт», а за топовую комплектацию Executive White с твин-турбо дизелем просили от 5,68 млн. рублей.

... Самые большие потери «в штуках» среди всех участников нашего рейтинга понесли китайские бренды Lifan и Geely — минус 103 и 101 единицы до 118 и 9 регистраций соответственно
Фото: «БИЗНЕС Online»

GM БЕЗ OPEL, ЗАТО С CAMARO

Самые большие потери «в штуках» среди всех участников нашего рейтинга понесли китайские бренды Lifan и Geely — минус 103 и 101 единицы до 118 и 9 регистраций соответственно. Обнулился спрос на Jac, Changan, SsangYong и популярный еще пару лет назад Opel, принадлежащий концерну GM.

Причины провала ряда брендов мы разбирали неоднократно — это прежде всего отсутствие необходимого уровня локализации (а значит, и льгот) и взлетевшие в начале 2015 года цены.

Отметим, что хотя GM и принял решение уйти из России до лучших времен, отдельные его модели все же представлены на рынке. Так, основу спроса на Chevrolet составляет внедорожник Niva, добравший 18 голосов до 308 авто. Цены на народный off-road у того же ТТС начинались в мае от 586 тыс. рублей, а с учетом всех выгод — от 546 тыс. рублей.

При этом на рынке остается далеко не бюджетная модель Camaro, спрос на которую в первом квартале вырос с нуля до четырех авто — вероятно, поклонников вдохновил выход шестого поколения американского «маслкара». Здесь входной билет начинается от 2,89 млн. рублей за вариант с двухлитровым двигателем на 238 лошадиных. За версию вариант с двигателем 6,2 литра на 455 «лошадок» и «шильдиком» SS придется выложить уже 5,77 млн. рублей. Уточним, что два из четырех свежих Camaro припарковались в Казани.

«ЕСЛИ БУДЕМ РАСТИ 9 МЕСЯЦЕВ ПО 7 - 9 ПРОЦЕНТОВ, ТОГДА РЫНОК НАЩУПАЛ ДНО»

Владимир Моженков — вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры»:

— Ситуация наконец-то позитивная — мы растем. Но если брать период года, то я бы пока воздержался, потому что кроме хороших новостей о том, что государство продлило свои госпрограммы, по большому счету больше нет, потому что экономика по-прежнему в стагнации. Поэтому я бы подождал период двух кварталов. Если будем расти 9 месяцев по 7 - 9 процентов, тогда можно будет говорить, что рынок нащупал дно.

АвтоВАЗ, KIA и Hyundai растут, потому что у всех появились новые модели — это раз. Второе — агрессивная ценовая и маркетинговая политика. Третье — очень сильно пострадал средний сегмент. Поэтому те потребители, которые покупали автомобили стоимостью от миллиона рублей до двух, начали покупать автомобили, которые стоят 700 - 900 тысяч, то есть со среднего сегмента пересаживаются на массовый.

«У АВТОВАЗА ДВА СЛАГАЕМЫХ УСПЕХА, ОН ПЕРИОДИЧЕСКИ НА ЭТИХ КОНЕЙ ВСКАКИВАЕТ»

Максим Кадаков — главный редактор журнала «За рулем»:

— На мой взгляд, нельзя говорить, что рынок восстанавливается и оттолкнулся ото дна, это явление скорее точечное. Надо смотреть изменение динамики в процессе. А на всплески продаж влияет множество факторов начиная от погоды в прямом смысле слова, от смены сезонов до предложений конкретных игроков. Иногда два-три крупных игрока делают какие-то предложения, допустим, избавляются от машин прошлого года выпуска, как раз весной, потому что потом они их вообще не продадут, и люди реализуют свой отложенный спрос, многие ждут этих скидок. Это один из факторов, но таких факторов много. Если у нас в июне и июле будет плюс (в чем я очень сильно сомневаюсь), если в августе будет плюс, то мы с вами сможем говорить о какой-то серьезной тенденции. Если говорить в целом по году, самые оптимистичные оценки, которые на рынке произносят, это плюс 20 процентов к прошлому году, что слишком оптимистично, я с таким прогнозом никогда не был согласен. На мой взгляд, мы будем играть в вилке между 0 процентов и плюс 10 процентами к прошлому году. И то это будет прекрасный результат, потому что, если мы посмотрим, что у нас происходит в экономике, у нас нет никаких позитивных сигналов, на которые можно ориентироваться.

У АвтоВАЗа два слагаемых успеха, он периодически на этих коней вскакивает. Первое — это как только проседает спрос на недорогие иномарки по разным причинам, люди обращают внимание на альтернативу — это АвтоВАЗ. Можно сколько угодно говорить, нравится или нет, что в городах меньше покупают, а на селе больше, все равно есть покупатели, у которых кошелек трещит по швам, которые едва-едва вписываются, которые наскребают только на LADA, а китайцев побаиваются, поскольку нет китайского сервиса.

А вторая история сейчас тенденцию обрела — новая модель, в первую очередь Vesta и во вторую очередь X-Ray. Vesta дораскручивалась, оценки были очень скептическими. Это машина дорогая по отношению к традиционной вазовской продукции. И нужно было, чтобы заработало сарафанное радио, потому что машины  LADA продаются во многом через сарафанное радио. Человек первым в своем маленьком городке купил Vesta, все мужчины пришли, в гараже посмотрели, а она и красивая, и удобная, действительно хорошо управляется и едет, прекрасная подвеска для наших дорог — у нее много положительных качеств. В прошлом году продали, по-моему, 55 тысяч автомобилей Vesta, осенью должен выйти универсал, который еще сильнее поддержит этот успех, в том числе на экспорт пойдет машина. Плюс X-Ray, с которым все не так весело, поскольку это специфический, отчасти дублирующий продукт, немножко ненастоящий кроссовер.

У «корейских тигров» злая политика в хорошем смысле слова. Слава богу, что головные офисы KIA, Hyundai в Сеуле рассматривают Россию как один из стратегических рынков. Также «корейцы» предлагают новые программы, демпингуют в ценообразовании для себя — они могли бы на каком-то другом рынке этой машиной зарабатывать больше, а у нас продают по другой цене. Мы можем уже сейчас сказать, что новый Sportage, который выйдет через сколько-то лет, будет одним из бестселлеров. Сейчас вышел новый Solaris, он продается как горячие пирожки во время обеденного перерыва. Creta — это взрыв рынка. Мы можем сказать, что через несколько месяцев появится новый Rio и станет одним из бестселлеров. Так что это правильный подбор моделей для нашего рынка, правильное сочетание цены и качества, различные финансовые программы.

«У КОРЕЙЦЕВ ЕСТЬ УСПЕХИ, НО Я БЫ НЕ ПОРУЧИЛСЯ, ЧТО ЭТА МУЗЫКА БУДЕТ ВЕЧНОЙ»

Алексей Захаров — независимый эксперт:

— Рост продаж в основном обусловлен низкой базой, поэтому и строить какие-то прогнозы по результатам года я не рискну. В любом случае каких-то резких изменений что в плюс, что в минус, я думаю, не будет.

Если говорить об АвтоВАЗе, то на протяжении многих лет, что бы ни случалось с рынком, в числе самой популярной модели на первом месте всегда стояло что-то из Тольятти. А сейчас там что стоит? Это магия цифр — мы в этом году вдвое увеличили продажи: в том году продали 1 тысячу автомобилей, а в этом — 2 тысячи. Это очень смешно, если речь не идет о суперлюксе. Поэтому я не вижу каких-то оснований для того, чтобы петь старую песенку «Дети хлопают в ладоши, папа в козыря попал». Рынок как-то вяло болтается и ничего более. У нас в макроэкономике что-то изменилось? В общем-то, нет.

О корейцах. Мой коллега по автомобильщикам в свое время привел несколько шаржированную модель развития корейских брендов. Они, говорит, сначала гонят демпинг, потом следует банкротство, президента компании сажают за решетку, после чего все начинается по новой. Да, у корейцев есть явные рыночные успехи, но, скажем так, я бы не поручился, что эта музыка будет вечной. Есть объективная реальность, объективная себестоимость производства автомобиля, она, в общем-то, в среднем по больнице одна и та же, говорить, что в Корее все намного дешевле, чем где-либо еще, каких-то оснований нет. Ясно, что они добиваются успеха именно по ценовым показателям. Но как долго они смогут держать эти цены? Надо смотреть финансовые отчеты KIA и Hyuhdai и разбираться профессионально.

Как ни парадоксально, но не очень хорошо идут дела, причем предсказуемо не очень хорошо, у компании, которую всегда называли иконой рынка, — у Toyota. Причем еще энное количество лет назад, когда бы бурный рост, я приехал в представительство Toyota и мне по секрету сказали: «Да у нас на гарантийное обслуживание четверть клиентов уходит к „серым“ дилерам». Вот это был звоночек, потому что все эти оптимальные схемы бизнеса много чего дают, но в какой-то момент (это сугубо мое мнение) они превращаются в самоцель и теряется то, что это вообще делается для клиента, то есть клиентоориентированность этих бизнес-схем становится декларативной. А люди это видят и соответствующим образом реагируют. Ничем иным объяснить положение с компанией Toyota я не могу.

==table1615==

==table1616==