В аппарате Бориса Титова считают, что сумму страховки надо увеличивать до 5 млн. рублей В аппарате Бориса Титова считают, что сумму страховки банковских вкладов бизнеса надо увеличивать до 5 млн. рублей Фото: kremlin.ru

СТРАХОВКА ДЛЯ СРЕДСТВ БИЗНЕСА В 5 МЛН. РУБЛЕЙ И АСВ — В ТРЕТЬЮ ОЧЕРЕДЬ

«Поддержать и внести в ГД РФ подготовленный институтом уполномоченного проект федерального закона, направленный на распространение системы страхования вкладов в банках РФ на денежные средства юридических лиц, относящихся к категории малого и микробизнеса, в пределах до 5 миллионов рублей», — предлагает команда бизнес-омбудсмена Бориса Титова.

В свете банковского кризиса в Татарстане, а также в связи с непрекращающейся чисткой в среде кредитных организаций предложения относительно защиты средств бизнеса, лежащих на банковских счетах, от кого только не поступали. Но в правительстве долгое время давали сдержанные комментарии и высказывали сомнения по поводу необходимости введения такой системы. Однако вскоре настроения переменились — в конце марта в Центробанке нашему изданию подтвердили планы введения страхования средств на расчетных счетах малого и среднего бизнеса. В апреле глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков сообщил, что подготовил законопроект, согласно которому малый бизнес может рассчитывать на страховку в 1,4 миллиона. Впрочем, этот документ на рассмотрение Госдумы до сих пор не внесен.

Как видим, в аппарате бизнес-омбудсмена считают, что сумму страховки надо увеличивать до 5 млн. рублей. Кроме того, предлагается ужесточить ответственность как самих банков, так и Банка России за «ненадлежащее осуществление расчетов, особенно в период функционирования временной администрации». Тут же предприниматели отмечают свое недовольство тем, что требования агентства по страхованию вкладов при процедуре банкротства удовлетворяют в первую очередь, как и физлиц, а кредиторы-юрлица вынуждены ждать третьей очереди, которой, как правило, уже не остается ничего. «Система страхования вкладов получает „компенсацию расходов“ за счет предпринимателей, их сотрудников, контрагентов», — указывает команда Титова. Так что вполне резонно требует включить АСВ также в третью очередь кредиторов.

... Принимать законопроекты, регулирующие отношения в сфере предпринимательской деятельности, не чаще одного раза в год с обязательным переходным периодом Фото: duma.gov.ru

УСМИРИТЬ БУЙСТВО НОРМОТВОРЧЕСТВА

«Перейти на „пакетный“ принцип работы по законопроектам (за исключением неотложных случаев), регулирующим отношения в сфере предпринимательской деятельности. Принимать такие законопроекты не чаще одного раза в год с обязательным переходным периодом», — требуют предприниматели.

Прошлый созыв Госдумы окрестили «бешеным принтером» недаром, он стал рекордным по числу не только внесенных законопроектов, но и по количеству принятых: в 2012 - 2016 годах внесли 6012 законопроектов, а приняли 1817. Команда бизнес-омбудсмена вела свою статистику. В итоге получилось, что с 2002 года в КоАП были внесены изменения 404 федеральными законами, во вторую часть Налогового кодекса — 359 отдельными федеральными законами. «С 2003-го по 2014 год число ежегодно принимаемых только на федеральном уровне нормативно-правовых актов (НПА), регулирующих деятельность МСП, выросло в 3,5 раза. Общее количество НПА удвоилось: в 2011 - 2016 годах шестым созывом ГД РФ приняты 1817 федеральных законов, из них 294 вносили изменения в КоАП (в среднем одно изменение в неделю), 106 — в УПК РФ, 171 — в НК РФ. То есть каждый шестой федеральный закон, принятый этим созывом Госдумы, вносил изменения в законодательство об административной ответственности, каждый десятый менял налоговое регулирование», — говорится в докладе. Спрашивается, о какой стабильности для бизнеса может идти речь?

Чтобы наконец остановить этот снежный ком законодательных изменений, предприниматели также предлагают распространить процедуру оценки регулирующего воздействия на все законопроекты, хоть как-то связанные с бизнесом, а также не допускать к рассмотрению документы, которые не содержат оценку их социально-экономических последствий для бизнеса, а также без подзаконных актов.

... Игорь Шувалов (слева): «Мы услышали на съезде РСПП от предпринимателей: «Не меняйте ничего, у нас очень хорошая налоговая система. Самое большое достижение, если вы все оставите как есть»
Фото: kremlin.ru

УВЕЛИЧЕНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ ЗА СЧЕТ РАСШИРЕНИЯ НАЛОГОВОЙ БАЗЫ

Россия входит в группу стран с наиболее высокой налоговой нагрузкой — на 7,2 п. п. выше, чем среднемировые показатели, подсчитали в аппарате Титова. При этом общая налоговая нагрузка включает в себя налог на прибыль, на фонд оплаты труда, а также прочие налоговые сборы. По данным исследований PWC, общая налоговая нагрузка в стране в 2007 - 2016 годах снизилась с 51,4% до 47,4%, в то же время нагрузка на ФОТ, напротив, поднялась на 4,5%, достигнув 36,1%, — по этому показателю Россия превышает среднемировой показатель в 2,2 раза.

Как известно, после 2018 года в России должна заработать новая налоговая система. По крайней мере, так было объявлено на высшем уровне. Свои предложения на этот счет есть, кажется, у каждого министерства. И у предпринимателей тоже. Например, когда на съезде РСПП министр финансов РФ Антон Силуанов сообщил, что один из вариантов — это налоговый маневр 22/22, бизнес-сообщество встретило такое предложение весьма осторожно. «Мы услышали на съезде РСПП от крупнейших предпринимателей: „Не меняйте ничего, у нас очень хорошая налоговая система, мы к ней так привыкли. Самое большое достижение, если вы все оставите как есть“», — вспоминал на заседании коллегии минэкономики первый вице-премьер Игорь Шувалов.

«Новая налоговая политика должна быть нацелена на увеличение налоговых поступлений в бюджет не за счет повышения ставок и изъятия денег из экономики, а за счет расширения налоговой базы», — считают эксперты Титова. Сделать это можно, полагают они, за счет стимулирования увеличения деловой активности и количества предприятий, роста производительности и диверсификации экономики. «Потенциал к снижению совокупной ставки соцвзносов можно оценить в 10 п. п. Потенциал к снижению НДС параллельно с ростом собираемости налога через внедрение АСК НДС-2 составляет 6 п. п. (до 12 процентов)», — прогнозируют эксперты.

Также среди предложений бизнеса значатся распространение моратория на введение неналоговых платежей на региональном уровне, разработка новой системы налоговых льгот, которая бы стимулировала приток частных инвестиций, введение такого вида налоговой ответственности, как «предупреждение», которая бы стала основным способом наказания для малого бизнеса.

УВЕЛИЧИТЬ ФИНАНСИРОВАНИЕ МСП И ЛЕГАЛИЗОВАТЬ САМОЗАНЯТЫХ

«Необходимо в разы увеличить объем финансирования государственной программы поддержки предпринимательства для масштабного охвата МСП с конкурентоспособными продуктами и услугами. Рассмотреть вопрос сохранения финансирования программы поддержки МСП в 2017 году на уровне 2015 года (18,5 миллиардов рублей)», — считает уполномоченный по защите прав предпринимателей. По его подсчетам, программа по поддержке МСП крайне эффективна, поскольку каждый вложенный в нее рубль принес 7 рублей дополнительных налоговых поступлений, а вклад в ВВП составил 39 рублей на 1 рубль вложений. Поэтому в докладе предлагается увеличить долю федерального софинансирования в программах поддержки МСП до 70 - 80%.

Тут же Титов предлагает решение проблемы самозанятых, с которой не справился принятый в конце прошлого года законопроект. Бизнес-омбудсмен считает необходимым закрепить механизм легализации самозанятых предпринимателей. Для этого надо разрешить регистрацию в режиме одного окна через МФЦ, выдачу патента сроком от одного месяца до года, установить фиксированную стоимость налога — 0 рублей — и единый платеж в страховые фонды не более 10 тыс. в год и прочее.

СОХРАНИТЬ ТАРИФ «ПЛАТОНА» ДО 2019 ГОДА

«Обеспечить сохранение действующего тарифа „Платона“ до 1 января 2019 года... Не допускать распространения системы на дороги регионального значения», — предлагается в докладе. Последнее повышение тарифа произошло 15 апреля, но не в два раза, как сначала планировалось, а лишь на 25% до 1,91 рубля.

Тем не менее бизнесменов не устраивает неопределенность перспектив повышения тарифов, которые влияют как на рынок потребительских товаров, так и на развитие рынка логистических услуг. Так что до Путина бизнесмены надеются донести идею нового подхода по изменению обязательных платежей (не только «Платона»), когда между принятием конкретного решения и его применением проходило бы не менее 8 - 12 месяцев.

... Александр Ткачев не спешит перераспределять финансовые потоки в пользу микро- и малых агропредприятий, фермерских хозяйств
Фото: kremlin.ru

В ПРИОРИТЕТЕ ФЕРМЕРЫ НАД АГРОХОЛДИНГАМИ

«Переориентировать государственную аграрную политику, в том числе по государственной поддержке, на микро- и малых сельскохозяйственных товаропроизводителей», — просят предприниматели, недовольные тем, что Россия идет вразрез с мировой практикой, отдавая предпочтения крупным агрохолдингам. Тем временем глава минсельхоза Александр Ткачев, казалось бы, не спешит перераспределять финансовые потоки в пользу микро- и малых агропредприятий, фермерских хозяйств. В конце февраля на съезде ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов он рисовал будущее отрасли АПК таким образом, когда бы 60% финансовых средств по-прежнему шли крупным предприятиям и только 40% — фермерам.

У бизнесменов позиция иная. Они предлагают уже в этом году принять приоритетную программу по развитию фермерских хозяйств и кооперативов до 2025 года, а с 2018-го выделить господдержку малых форм хозяйствования в отдельное направление с увеличением финансирования, как и прописать отдельной строкой средства по поддержке фермеров, семейных животноводческих ферм. А чтобы регионы развивали село не только на словах, просят в критерии оценки деятельности губернаторов добавить показатели развития сельских территорий, то есть динамику миграции населения из села в город, изменение числа сельских населенных пунктов, создание КФХ и кооперативов.

Наконец отдельно прописаны меры по бесперебойному обеспечению АПК кредитными средствами. Среди прочего команда Титова попросила создать специальный федеральный фонд поддержки малого и микробизнеса в сфере АПК, который бы смог предоставлять займы от 1 до 50 млн. рублей, перераспределяя финансовые потоки корпорации МСП да при этом увеличить в принципе объем средств для субсидирования краткосрочных кредитов под 5% для предприятий АПК.

ПЕРЕПРОШИТЬ «УМНЫЕ» ВЕСЫ НА ДОРОГАХ

«В рамках тестового режима приостановить наложение штрафных санкций за фиксацию нарушений весогабаритных параметров грузовых автотранспортных средств посредством автоматизированной системы весогабаритного контроля как на федеральных трассах, так и в регионах», — пишут президенту предприниматели. «Умные» весы, которые заработали осенью прошлого года сначала на дорогах Вологодской области, а потом и в ряде других регионов, не устроили бизнес. Говорят, мол, взвешивают неправильно, зато огромные штрафы начисляют исправно. «В некоторых регионах автоматизированное оборудование работает некорректно, что уже публично признали его производители, при этом участники рынка получают реальные штрафы по статье 12.21 КоАП РФ до 400 тысяч рублей за нарушение», — жалуются бизнесмены. Водители и предприниматели, лишенные возможности оспаривать выписанные «рамками» штрафы, просят дать им, наконец, хотя бы такую возможность. Кроме того, указывают, что неплохо было бы ввести для этих «умных» «рамок» тестовый период, в течение которого наложение штрафов было бы недопустимым.

Тем временем в Росавтодоре планировали уже к 2020 году покрыть всю страну системами автоматического взвешивания фур. А оператор системы «Платон» — компания РТИТС — предлагала и вовсе отдать этот глобальный проект ей: там мечтали вшить весы в свои «рамки», тем самым как бы экономя бюджетные средства. Впрочем, по последним данным, от этой идеи решено отказаться, по крайней мере, на время президентской кампании.

ПОВЫСИТЬ ЦЕНУ НА ВОДКУ И РАЗРЕШИТЬ ПРОДАЖУ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

«Утвердить новые минимальные цены на крепкую алкогольную продукцию исходя из экономических реалий, стоимости сырья и комплектующих», — предлагает бизнес. В существующие минимальные розничные цены на крепкий алкоголь ни одна компания не может уложить себестоимость, так что и о доходности говорить не приходится. Отметим, что минимальные цены на этот вид продукции устанавливаются в России с 2009 года — так решили бороться с теневым производством. На сегодня самая дешевая бутылка водки стоит 190 рублей, однако уже в информационном поле проскакивают сообщения о повышении минимальных цен то до 205, то до 219 рублей. Сами же производители алкогольной продукции просят задрать планку еще выше — до 230 - 240 рублей.

На свое трудное положение президенту также жалуются владельцы мини-пивоварен и мелкие производители сидра и вина. «После внедрения системы «ЕГАИС» и увеличения акцизного сбора фактически не выдерживают фискальной нагрузки, что ставит их на грань выживания и выталкивает предпринимателей в теневой сектор», — подчеркивается в докладе Титова. Выход для себя они видят в патентной системе налогообложения.

Наконец, предлагается еще и бороться с теневым сектором в виртуальной реальности, разрешив продавать алкоголь через интернет. Пока же там процветают нелегальные производители. Естественно, бизнесмены не настаивают на том, чтобы, как говорится, пускать козла в огород: определенные правила быть все-таки должны. «На этот вид деятельности должны быть разработаны отдельные лицензионные требования, а сами предприятия должны быть объединены специальным реестром, находящимся в открытом доступе», — отмечается в докладе.

В итоге, рассуждая об акцизных товарах, предлагают не забывать о табачном рынке, где уже давно пора бы навести порядок, поскольку, по самым осторожным оценкам, доля нелегальной продукции и фальсификата уже достигает 35 - 40%. Так что сам бизнес просит принять законы, которые бы и легальному бизнесу подсобили, с одной стороны, а с другой — ввели жесткий контроль и наказание для криминальных групп, занимающихся незаконным производством, контрабандой и продажей табачной продукции.