Сегодня во время вручения Казани туристического «Оскара» Ильсур Метшин сделал неожиданное заявление: «небольшую квартиру» на месяц и 10 - 15 тыс. рублей на питание может предоставить казанская мэрия писателям, решившим сделать столицу РТ одной из героинь произведений. «БИЗНЕС Online» узнал подробности проекта у инициатора — нижегородского писателя с татарскими корнями Ильдара Абузярова. Как выяснилось, речь идет об общемировой практике. Вопрос — кто продолжит дело Максима Горького и Александра Дюма?
Мэру Казани Ильсуру Метшину вручили премию международной федерации журналистов, пишущих о туризме, «Золотое яблоко» — эквивалент «Оскара» среди наград в сфере туризма
ТУРИСТИЧЕСКИЙ «ОСКАР» ДЛЯ КАЗАНИ
Сегодня утром в центре семьи «Казан» столице РТ в лице мэра города Ильсура Метшина вручили премию международной федерации журналистов, пишущих о туризме (FIJET), «Золотое яблоко» — эквивалент «Оскара» среди наград в сфере туризма. Награду вручил экс-министр туризма Туниса, президент FIJET Тиджани Хаддад. Казань, к слову сказать, стала третьим российским городом, получившим «Золотое яблоко» за 47 лет существования премии. Господин Хаддад отметил, что прошлогодний тур в Татарстане произвел на него неизгладимое впечатление: «Мы были потрясены богатством культурного наследия республики, мирным сосуществованием представителей разных религий и национальностей, добродушием и гостеприимством казанцев». Он также похвалил природу республики и «динамичную и профессиональную команду, которая делает все, чтобы сделать город центром притяжения туристов».
Метшин в свою очередь отдал должное журналистам и писателям, у которых «власти больше, чем у чиновников, потому что они влияют на умы людей», и тут же в присутствии пишущей братии из Бельгии, Сербии, Франции, Хорватии, Турции, Египта, Туниса и России проанонсировал появление в городе нового чрезвычайно любопытного городского проекта. Как выяснилось, в мэрии собираются предоставлять писателям из разных городов и стран квартиру в столице Татарстана на срок от двух недель до двух месяцев, а также небольшие гранты на питание. По итогам работы писатели оставят эссе и воспоминания о Казани, которые станут достоянием республики. По возвращении на родину многие поработавшие в Казани писатели опубликуют свои работы, расскажут о пребывании в городе в интервью. Все это будет работать на имиджевую и туристическую привлекательность республики, на узнаваемость столицы Татарстана.
«Путешествия потеряли бы половину своей прелести, если бы о них нельзя было бы рассказывать», — процитировал градоначальник на церемонии слова известного русского путешественника Пржевальского.
Как оказалось, идея проекта принадлежит российскому писателю Ильдару Абузярову, известному своими романами «Хуш», «Мутабор», экранизированной в 2014 году повестью «Курбан-роман». Уроженца Нижнего Новгорода, 41-летнего Абузярова часто представляют как единственного писателя-татарина среди лауреатов престижной Пушкинской премии. Буквально в марте в известном издательстве «Эксмо» вышла его новая книга прозы «Концерт для скрипки и ножа в двух частях». Он и предложил мэрии Казани приглашать в город писателей по примеру того, как это делается во многих странах мира, но до сих пор не практикуется в России.
В беседе с нашим изданием Абузяров сообщил о том, что проект позволит раскрутить миф о Казани, придать ему мировой известности, усилить туристическую привлекательность. «Здорово, что мэр откликнулся на мое предложение. У меня эта идея родилась, когда я сам хотел написать роман о Казани, причем с исторической составляющей. Я просто бредил этим романом, но не знал и не видел Казани, не чувствовал ее духа, и поэтому идею пришлось забросить. Существует правило — нельзя писать о том, что ты не прочувствовал, не пережил сам. В творчестве необходимо опираться на собственный опыт и эмоции. Теперь я хочу, чтобы о Казани писали многие и многие талантливые писатели и поэты-эссеисты», — объяснил он свой порыв.
«Мифы о том или ином явлении — это именно то, что и остается в памяти, — считает идеолог проекта. — Ведь, к примеру, об Отечественной войне 1812 года мы знаем благодаря тому, что написал Толстой в „Войне и мире“, а об СССР сталинской эпохи — по впечатлениям Ромена Ролана и Герберта Уэллса. Казань XIX века известна благодаря Максиму Горькому и заметкам, которые оставил побывавший здесь Александр Дюма». Теперь писатель, заручившийся поддержкой мэрии, хочет расширить этот благородный список.
«Я с удовольствием поддержу этот начинание, мы будем публиковать работы, труды писателей, через которые о Казани и Татарстане узнает еще больше людей. Я в это верю», — сказал на церемонии награждения Метшин. Глава комитета содействия развитию туризма Казани Дарья Санникова в общении с корреспондентом «БИЗНЕС Online» сообщила о том, что в комитете только начали разработку программы, а потому о ее параметрах (финансировании, дате запуска) пока говорить рано.
«ПОНЯТНО, ЧТО НЕ ВСЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ БУДУТ ШЕДЕВРАМИ, НО...»
Источники «БИЗНЕС Online» пояснили, что речь не идет о больших суммах. Материальные ресурсы, необходимые для запуска проекта, — это квартира с хорошим видом из окон и подъемные на питание от 10 до 15 тыс. рублей в месяц. С учетом коммунальных платежей и суммы на проживание весь проект ежегодно будет стоить порядка 300 тыс. рублей.
«Это все довольно скромные финансовые вложения, — считает Абузяров. — Наверное, нам тяжело было бы пригласить Маркеса, у которого при жизни график был расписан на годы вперед, а сейчас будет тяжело позвать Прилепина. Но если мне поручат этим заниматься, я обещаю, что приглашенные писатели дадут результат, будь то крупная или малая [художественная] форма. Понятно, что не все произведения будут шедеврами, но за качество я могу отвечать». В числе тех, кто может приехать, идеолог проекта назвал писателей Романа Сенчина, Андрея Аствацатурова и Сергея Шаргунова. «Это все известные люди у себя на родине, даже если вам имена пока ничего не скажут», — так сказал о приглашении литераторов Абузяров.
В обмен на это писатель должен, погостив, оставить в подарок городу эссе или рассказ о Казани или Татарстане. «Я лично готов курировать проект: отбирать писателей, общаться с ними, призывать в Казань и вести с ними разъяснительную работу, на общественных началах проводить экскурсии по городу и рассказывать об истории татар», — взял на себя ответственность инициатор. Приезжие писатели, в свою очередь, смогут проводить мастер-классы в книжных магазинах и на общественных площадках, в школах и университетах. По условиям гранта литератора можно обязать на одну-две обязательные встречи, считает Абузяров.
«ДАЖЕ ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК НЕ НАПИШЕТ О ВАШЕМ ГОРОДЕ СРАЗУ, ЭТО БУДЕТ В ГОЛОВЕ У НЕГО КРУТИТЬСЯ»
Опрошенные нашим изданием писатели и эксперты по-разному отнеслись к инициативе казанской мэрии: кто-то с воодушевлением, а кто-то — с очевидным скепсисом.
Евгений Водолазкин — писатель, победитель премии «Большая книга» за 2013 год:
— Я никогда не был в Казани, и мне было бы действительно интересно приехать в этот город. Но, к сожалению, у меня настолько расписано все ближайшее время в отношении разных поездок, что я даже не знаю, смог бы я воспользоваться таким приглашением, поэтому я даже теряюсь, что мне ответить, потому что есть вещи, которые мне действительно интересны, и, если бы я располагал своим временем в полной мере, я бы, безусловно, согласился. Но я бы так сказал: в общей форме это совершено верная идея, так как это способно привлечь людей творческих. Я уж не знаю, можно ли за два месяца узнать город настолько, чтобы написать о нем что-то по-настоящему стоящее. Но тут ведь такая история: не обязательно писать в это же время. Даже если человек не напишет о вашем городе сразу, это будет в голове у него крутиться. У меня так часто бывает. Я что-то вижу, потом это уходит куда-то в подсознание. Как с лесным ручьем, который течет на поверхности, неожиданно уходит под землю, а потом появляется еще более полноводным.
Я думаю, что Казань, даже по тому, что я о ней знаю понаслышке, — это город, о котором интересно писать. А вообще мне эта инициатива ваших властей нравится тем, что литература должна ощущать поддержку. Наши писатели в массе своей не имеют больших финансовых возможностей для путешествий, а такого рода приглашения ценны и сами по себе как возможность поездки и знак того, что власти не забывают о культуре, о литературе...
Виктор Ерофеев — писатель, ведущий:
— Это хорошая инициатива, она основана на международном опыте, и этот опыт достаточно успешный. Писателей приглашают в разные города. Меня вот, например, так пригласили на остров Капри. А чем Казань хуже Капри? Казань — замечательный город, я его очень люблю, поэтому поддерживаю эту инициативу вашего мэра. Давайте я к вам приеду на месяц — на два, поживу и с удовольствием потрачу этот грант на пребывание в этом городе. Так что зовите, я с удовольствием приеду.
Римзиль Валеев — журналист, блогер:
— Сама идея, заинтересованность в осмыслении нашего города творческим, креативным человеком, с разных точек зрения — идея нормальная. Многие писатели бывали в Казани — и Евтушенко, и Дюма, в эвакуации известные писатели жили у нас — Маршак например... Так что такую затею и такой подход можно только приветствовать. Но у меня некоторое удивление вызывает, что к нам приглашают писателей, так сказать, со стороны. Человек приглашенный, знакомящийся с городом по специальной программе, получающий из рук мэра жилье, — это совсем не то, что современный писатель или журналист, которые информацию из разных точек получают. Журналисты и писатели предпочитают самостоятельно выбирать точку зрения, быть независимыми, неприкормленными я бы даже сказал, поэтому я скептически отношусь к этой идее. Ну да, приезжал к нам Уэллс, о чем-то даже с Лениным разговаривал, моментально придумал фразу «Россия во мгле», назвал Ленина «кремлевским мечтателем». Прозвучало хорошо, но все остальные поездки к нам писателей-иностранцев не были такими интересными. А ведь у нас есть и свои писатели — и русские, и татарские, и классики чувашской литературы у нас вырастали, все они были успешными. Так что свои люди, которые здесь живут, с широким кругозором, лучше и глубже видят Казань и ее обитателей, чем экскурсант.
Мадина Маликова — писатель, лауреат премии им. Тукая:
— Я в полной растерянности от вашего сообщения. Я думаю, что наши, местные, писатели не хуже и им можно было бы какие-то заказы делать. Ведь сейчас труд писательский со стороны государства у нас не оплачивается. Местные же больше знают о Казани, им этот город к сердцу ближе. Писательское дело, как и любовь, — дело сердечное. Так что литератор должен ехать туда, куда его сердце влечет. А тут по заказу приехать и писать. Нет, любви по заказу не бывает. Я сама свой роман на русский язык перевела, много откликов было. У нас есть талантливые русскоязычные писатели, но они невостребованные, по-моему. Надо бы и их как-то вдохновить на описание Казани. Напишем мы...
Инна Яркова — директор фонда поддержки современного искусства «Живой город»:
— По большому счету мы в рамках наших театральных лабораторий занимаемся чем-то подобным. Скоро на «Город АРТ-подготовку» приедет драматург Михаил Дурненков, он будет писать текст о Казани, по которому будет ставиться эскиз. В прошлом году другой известный драматург Юрий Клавдиев жил в Свияжске и написал пьесу об острове, по которой Роман Феодори поставил спектакль «Единственный берег» — его мы показывали на лаборатории в Свияжске, а теперь он вошел в репертуар нашей площадки «Угол».
Важный момент: мне бы хотелось, чтобы эти писатели еще бы обучали наши местные кадры, которые бы через те же самые мастер-классы помогали нашим ребятам писать тексты о Казани — это тоже способствовало бы созданию городского мифа. Мне кажется, что такой вариант сотрудничества был бы еще более продуктивным.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 157
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.