«ПО МНОГИМ ПАРАМЕТРАМ МЫ ПРЕВОСХОДИМ СОСЕДНИЕ КЛИНИКИ»

– Айдар Наилевич, можете провести сравнения, какой была ваша клиника лет 10 - 15 назад и какой стала в настоящее время?

– У нашей клиники богатая профессиональная история, и за последние полтора десятка лет здесь многое изменилось. Нам есть с чем сравнивать. 15 лет назад у клиники, кроме двух небольших зданий,ничего не было, и оказывали мы помощь исключительно горожанам — жителям Казани. С тех пор у нас появилось два больших современных корпуса, клиника выросла с 2 тысяч квадратных метров до 12 тысяч. Втрое увеличился коллектив: сегодня у нас трудится порядка 400 сотрудников. На базе нашей клиники работают кафедры двух медицинских вузов: КГМУ и КГМА. На сегодняшний день наша больница обслуживает весь Татарстан, к нам приезжают и из других регионов Поволжья. Пожалуй, самое главное достижение в том, что пациенты сегодня делают выбор в пользу нашей клиники. Еще лет 10 назад, когда мы проводили соцопрос на предмет, куда люди поедут лечиться, если вдруг у них обнаружится заболевание, 90 процентов опрашиваемых отвечали, что в Чебоксары. Сегодня картина кардинально поменялась: пациенты, наоборот, выбирают татарстанскую офтальмологическую больницу. Мало того, в прошлом году порядка 700 жителей Чебоксар приехали к нам на лечение. Технологии у нас появляются фактически одновременно с Москвой.

– То есть вы успеваете за теми технологиями, которые появляются в мире?

– И не только успеваем, мы применяем их практически в режиме онлайн. Технологическая цепочка инноваций выглядит следующим образом: сначала новшество появляется в США, потом — в Европе, затем — в Москве. И только через пару лет — в регионах. Мы же пропускаем один из промежуточных этапов: осваиваем новые технологии одновременно с Москвой и в каких-то моментах даже их опережаем. В прошлом году, к примеру, впервые в России апробировали новейшую систему по проведению операции по катаракте. В этом году ставим трифокальную линзу.

Фото предоставлено ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ»

– А чем сегодня гордится клиника?

– Своей школой. Клиника образовалась в 1922 году как трахоматозный институт. В те годы трахома была страшным заболеванием, об этом сегодня уже никто и не вспоминает. Но вот уже 50 лет и кафедра, и школа работают в другом направлении — глаукоме. Благодаря нашей школе ситуация с этой болезнью в Татарстане гораздо лучше, чем в целом по России. И количество пациентов в терминальной стадии — минимальное количество. Это говорит о том, что нам удается «отловить» заболевание на начальной стадии.

»У НАС НЕТ НЕСОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ ЛЕЧЕНИЯ»

Какие современные методы лечения внедрены в вашем учреждении?

– У нас нет несовременных методов лечения. Вы знаете, есть такое понятие «высокотехнологичная медицинская помощь» (ВМП). На самом деле это скорее бухгалтерский термин. Мы, врачи, просто не имеем права лечить по-другому, мы всех должны лечить хорошо. Поэтому современные методики — все, которые существуют в мире, используются и у нас. Как только они регистрируются в России, тут же берутся на вооружение в нашей клинике. Это ежедневная работа. Но есть и эксклюзив: в клинике создан отдел клинических испытаний, где мы проводим испытания новых препаратов и новых методик. Эти исследования дают возможность изучить препарат еще до того, как он появился в продаже.

– Испытываете препараты на людях?

– Это исследования, которые прошли все предварительные испытания, одобрены и Комитетом по этике и разрешены к проведению минздравом России. Проводятся они только с согласия пациентов. Все очень строго. Для нас исследования — возможность понять, как работает тот или иной препарат еще до того, как он поступит в продажу. Мы знаем, что через пять лет появится этот препарат, значит, тогда какой-то прибор будет не нужен или, наоборот, понадобится. Это дает нам колоссальное временное преимущество.

– С кем вы сотрудничаете? В России, за рубежом?

– Если говорить о бизнесе, то это так называемая Big five – «большая пятерка», то есть основные мировые производители медикаментов. Все самые передовые разработки производятся ими, они выбирают клинические базы для испытаний своих препаратов. В России у них несколько баз, среди которых и наша клиника. Если говорить о России, то сотрудничаем с крупными центрами, где можно чему-то научиться и нам. Это Москва, Екатеринбург, Самара, Чебоксары, Краснодар — те города, куда ездят наши специалисты за опытом. Ну а за нашим опытом приезжают со всей России.

– Вы отметили, что в своей работе клиника использует только передовые технологии. Но для этого необходимо постоянно поддерживать инфраструктуру больницы на высоте, приобретать современное оборудование. Удается инвестировать в модернизацию клиники?

– Самая мощная модернизация нашей клиники произошла в 2007 году. Тогда по республиканской программе модернизации здравоохранения правительство Татарстана нам выделило 100 миллионов рублей — огромные по тем временам средства! На тот момент у нас был один многолетний долгострой — лечебный корпус, который начали строить еще в начале 90-х. На эти средства нам достроили корпус, оснастили его и запустили в работу. Если говорить об инвестициях, то все, что мы зарабатываем, вкладываем в клинику: ежегодные инвестиции составляют порядка 50 - 60 миллионов рублей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ФОРУМ ПО НОВЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ

– Используете ли в своей работе возможности такого современного направления, как телемедицина?

– В нашем случае речь идет о «живой медицине» — это трансляции оперативных вмешательств в аудиторию, когда хирург передает опыт «из рук в руки»*, позволяет сфокусировать внимание слушателей на важных моментах и обсудить эффективность тех или иных подходов. Фактически врачи в аудитории участвуют в процессе вместе с хирургом в операционной. Это очень удобный и наглядный формат обучения, передачи практического опыта. А телемедицина, как понимает этот термин государство, — это консультация пациентов на расстоянии. К примеру, есть сложный пациент в каком-то районе, местные доктора могут выйти с нами на связь и посоветоваться с коллегами. Но пока, к сожалению, полноценно воплотить этот процесс трудно, поскольку он требует специального оборудования, оснащения, которыми районные клиники не обладают. Тем не менее я полагаю, что за телемедициной большое будущее, но она связана с технологическим прорывом.

Фото предоставлено ГАУЗ «РКОБ МЗ РТ»

– На днях в Казани состоялась большая Всероссийская научно-практическая конференция офтальмологов*, которую организовала ваша клиника. Чему был посвящен профессиональный форум, кто на него приехал, какие вопросы и темы обсуждались?

– Мы ежегодно проводим профессиональный форум офтальмологов, на котором каждый раз обсуждаем что-то новое. Но в этот раз событие было более грандиозного масштаба. Всероссийская научно-практическая конференция офтальмологов была посвящена сразу нескольким юбилейным датам: 150-летию кафедры офтальмологии КГМУ, 95-летию кафедры офтальмологии КГМА, 110-летию со дня основания Казанского Общества офтальмологов и 95-летию со дня основания Республиканской клинической офтальмологической больницы. Как видите, поводов для встречи более чем достаточно.

Тема конференции — «Новые технологии в офтальмологии». Это масштабный форум, на который приехали порядка 1,5 тысячи коллег со всей страны и из-за рубежа. В конференции приняли участие светила в офтальмологии, ведущие доктора, хирурги известных частных и государственных клиник страны, молодые доктора, специалисты сестринского дела, оптометристы… Коллеги участвовали в круглых столах, сессиях, практических мастер-классах. Мы говорили о новых прорывных методах лечения, новейших технологиях. Надеюсь, что коллеги получили возможность хорошего профессионального общения.

– Какие задачи ставите перед собой как руководитель клиники?

– Наша мечта, и, я надеюсь, мы ее воплотим в жизнь, – построить еще один корпус для поликлиники, которая сейчас находится в приспособленном здании в двух кварталах от больницы. И, конечно же, в планах дальнейшее освоение новых технологий.

Имеются противопоказания. Необходима консультация специалиста.

18+