... Количество регистраций новых легковых автомобилей в РТ за год уменьшилось всего на 3,7%, или 2306 единиц, с 61741 до 59435. В Казани падение оказалось чуть сильнее — минус 4,7%, или 1049 единиц, до 21342 авто
Фото: «БИЗНЕС Online»

«РЫНОК НАХОДИТСЯ В ПРОЦЕССЕ ФИНАЛЬНОГО ПОИСКА ДНА»

Итоги продаж 2016 года внушили автодилерам определенный оптимизм. Как следует из отчета агентства «Автостат», количество регистраций новых легковых автомобилей в Татарстане за год уменьшилось всего на 3,7%, или 2306 единиц, с 61741 до 59435. В Казани падение оказалось чуть сильнее — минус 4,7%, или 1049 единиц, до 21342 авто.

Тем не менее даже эти цифры можно считать в некотором роде достижением — с учетом того, как вообще развивалась ситуация в минувшем году. В первом квартале армия новых автомобилей увеличилась на 4,4% до 11,8 тыс. машин — но только из-за катастрофически низкой базы первого квартала 2015-го. Уже по итогам полугодия образовался спад на 3,8% до 26,4 тыс. машин, а после трех кварталов спрос упал уже на 10,7% до 40,6 тыс. авто. Так что четвертый квартал дилеры однозначно могут занести себе в плюс: им удалось отыграть сразу 6 процентных пунктов предыдущего падения.

Для сравнения: по данным ассоциации европейского бизнеса, продажи новых авто в России сократились на 11% — с 1,6 млн. до 1,42 млн. машин (кроме легковых, АЕБ также учитывает легкие коммерческие автомобили, LCV). Но и эту статистику улучшили последние три месяца года: по итогам трех кварталов рынок сокращался на 14,4%.

«Почти достигнутый баланс в продажах декабря к декабрю предыдущего года подводит черту под похожий баланс в рамках четвертого квартала (-0,9 процента против аналогичного периода прошлого года). Сравнивая с двузначными цифрами падения в первые 9 месяцев года, это хороший результат. Рынок в целом по-прежнему нуждается в положительном развороте, но, очевидно, находится в процессе финального поиска дна», — так председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер прокомментировал итоги прошедшего года.

На втором месте по популярности — новинка второй половины 2015 года Lada Vesta, набравшая 2812 голосов покупателей Приятный сюрприз продавцам преподнес отечественный бренд LADA, спрос на который в РТ вырос на 2,2%, или 348 единиц, до 16092 авто Фото: ©Виталий Аньков, РИА «Новости»

LADA ПЕРЕЛОМИЛА МНОГОЛЕТНИЙ ТРЕНД

Пора перейти к персональным достижениям участников нашего рейтинга. Приятный сюрприз продавцам преподнес отечественный бренд LADA, спрос на который в Татарстане вырос на 2,2%, или 348 единиц, до 16092 авто. Обратите внимание: это не просто рост на падающем рынке, в годовом разрезе тольяттинцы смогли приподняться впервые за всю 6-летнюю историю наших наблюдений. Конечно, критично настроенные читатели могут заявить, что после обвала с 46,4 тыс. авто в 2011 году до 15,7 тыс. авто в 2015-м прибавка в 348 машин — отскок на уровне погрешности. Однако из песни слова не выкинешь.

Выйти в плюс АвтоВАЗу удалось опять же за счет мощного спурта в последнем квартале. За три месяца татарстанцы приобрели 4948 новых авто с шильдиком в виде ладьи — на 1163 единицы больше, чем годом ранее. Даже казанцы, традиционно более скептично настроенные к тольяттинской продукции, не остались в стороне: спрос в столице РТ вырос на 3% до 3641 авто. Что характерно, в масштабах всей страны продажи новых LADA в четвертом квартале смогли отыграть сразу 6 п. п. от предыдущих потерь, но по итогам года снизились на 1% до 266,3 тыс. легковушек.

Местным бестселлером в модельном ряду мастеров из Тольятти выступает Granta Sedan, добравшая за год 118 голосов до 4239 зарегистрированных машин. Крупнейший республиканский дилер LADA «КАН Авто» на 25 января эту модель в комплектации 1,6 8-кл. 5-МТ «Стандарт» предлагал за 390 тыс. рублей, а с учетом trade-in — от 360 тыс. рублей. Впрочем, у ТТС нашлось предложение на аналогичную комплектацию 2017 года выпуска с учетом trade-in за 353 тыс. рублей — это на 6 тыс. рублей больше, чем в октябре.

На втором месте по популярности — новинка второй половины 2015 года LADA Vesta, набравшая 2812 голосов покупателей. В «КАН Авто» ее вариант 1,6 л. 16-кл. (106 л. с.) 5-МТ Classic предлагали за 546 тыс. рублей, с учетом trade-in — за 516 тыс. рублей. Самая доступная версия с автоматической коробкой без trade-in обойдется уже в 596 тыс. рублей. У конкурентов из ТТС минимальные цены на Vesta выпуска 2017 года без скидок составляли те же 546 тыс. рублей. Но здесь в наличии в салоне имелось и предложение с trade-in — от 506 тыс. рублей, на 13 тыс. рублей меньше октябрьского ценника.

Какие «лошадки» также помогли улучшить статистику главному отечественному автомобильному бренду? С нуля до 1271 зарегистрированных авто ускорился свежеиспеченный хетчбэк с повышенным клиренсом — X-Ray. В «КАН Авто» новинку в комплектации 1,6. 16 кл. (106 л. с.) 5-МТ Optima на 25 января предлагали за 600 тыс. рублей, с trade-in — от 550 тыс. рублей. В ТТС ценник без различных скидок стартует от 612 тыс. рублей, но с учетом trade-in самый доступный X-Ray предлагался за 552 тыс. рублей — на 17 тыс. рублей дешевле, чем тремя месяцами ранее.

==table1469==

Кроме того, 289 голосов до 709 авто добрала Priora Sedan. Ей явно пошел на пользу выход на рынок самой доступной версии с 8-клапанным двигателем. Цены на нее в ТТС остались на уровне октября: от 389 тыс. рублей, с trade-in — от 369 тыс. рублей (но это за модель 2016 года, а за Priora Sedan текущего года просят уже от 380 тыс. рублей). В «КАН Авто» самая доступная комплектация по trade-in предлагается за 390 тыс. рублей.

Hyundai Creta Как ни удивительно, но пока ценник на базовый вариант Hyundai Creta не подрос, несмотря на столь мощный спрос Фото: Елена Колебакина

ПЛЮС 19% HYUNDAI: СПАСИБО CRETA

Настоящий праздник случился на улице одного из фаворитов российского и татарстанского рынков — корейского Hyundai. Спрос на эту марку в РТ вырос на 1080 единиц, или 19,1%, до 6728 авто, хотя к октябрю была зафиксирована гораздо более скромная прибавка в 7,1%. Азиатский концерн становится чемпионом года по абсолютному приросту продаж! В Казани спрос на Hyundai вырос на 359 голосов, или 16%, до 2592 авто. Хотя в целом по России Hyundai похвастать нечем: его продажи просели на 10% до 145,3 тыс. машин, но как раз по данному бренду АЕБ вместе с легковушками учитывает и легкие коммерческие автомобили.

Бестселлер продаж Hyundai легко угадывается. Конечно, это седаны и хетчбэки Solaris, спрос на который в республике снизился на 70 авто до 4422 авто. «По итогам четвертого квартала изменений в тройке брендов-лидеров не произошло. Фаворитом среди моделей стал Hyundai Solaris, за указанный период ТТС реализовал 1679 автомобилей. За ним следуют KIA Rio (1633 авто) и Renault Duster (1324 авто)», — отмечает пресс-служба ТТС.

Без учета скидок ценник на Solaris в «КАН Авто» на комплектацию 1,4 л., (107 л. с.) 5-МТ начинается от 594 тыс. рублей. Заметим, это на 44 тыс. рублей дороже, чем Vesta с мотором 1,6 л. (106 л. с.) на «механике». За Solaris с таким же двигателем, но с автоматической трансмиссией просят уже от 705 тыс. рублей — на 109 тыс. рублей дороже, чем Vesta на «автомате». Добавим, что самый доступный Solaris в ТТС без учета скидок предлагали от 624 тыс. рублей, а с учетом всех «плюшек» — за 489 тыс. рублей.

Самую же лучшую динамику с ростом продаж как раз на 1080 единиц за второе полугодие в его модельном ряду продемонстрировала новинка Creta, она большей частью и обеспечила рывок корейцев. Конкурировать этот кроссовер призван прежде всего с «городскими пижонами» вроде Renault Kaptur, Nissan Juke и Ford Ecosport и лишь во вторую очередь — с более универсальными авто типа Renault Duster. Судя по отзывам экспертов и целой серии тест-драйвов, машина получилась на редкость сбалансированной, как и заявляет производитель. Так что данная модель обречена стать как минимум одним из лидеров своего сегмента. Купить новую Creta можно от 750 тыс. рублей за версию «Старт» с мотором 1,6 л. на «механике». Как ни удивительно, но пока ценник на базовый вариант не подрос, несмотря на столь мощный спрос. А вот самый доступный вариант с «автоматом» в конце января стоил уже от 935 тыс. рублей — на 15 тыс. дороже, чем в октябре.

Среди прочих подвижек в модельном ряду корейского бренда отметим рокировку спроса между покинувшим рынок кроссовером iX35 (минус 432 до 10 авто) и обновленным кроссовером Tucson (плюс 261 до 296 авто). Цена последнего без учета скидок начинается от 1,5 млн. рублей за вариант с передним приводом, двигателем 2 л. (149 л. с.) и автоматической коробкой передач.

==table1470==

Также отметим модель Elantra, спрос на которую вырос на 112 единиц, или на 96%. Ее ценник стартует от 910 тыс. рублей за версию 1,6 л. (128 л. с.) 6-МТ, а вот за вариант с «автоматом» просят уже от 1,03 млн. рублей.

Наконец, неплохую прибавку в 96 голосов, или 39%, до 344 авто оформила модель i40. Ее самый доступный вариант на «механике» с учетом скидок в ТТС предлагается за 1,15 млн. рублей — на 49 тыс. рублей дороже, чем в октябре. Самый доступный вариант с «автоматом» можно купить за эти же деньги (или 1,25 млн. рублей без скидок), правда, речь во всех случаях идет об автомобилях 2016 года выпуска.

Renault Kaptur Новинку Renault Kaptur предлагают от 859 тыс. рублей за комплектацию 1,6 л. (114 л. с.) 4×2 Фото: ©Николай Хижняк, РИА «Новости»

CAPTUR ВЫТАЩИЛ В ПЛЮС RENAULT

Третье место по абсолютной динамике — плюс 292 единицы, или 4,7%, до 6487 авто — у другого фаворита местного рынка — Renault. Прирост популярности ему обеспечили главным образом районы, в Казани французский бренд добрал только 53 голоса автолюбителей, или 2,2%, до 2413 авто. При этом у крупнейшего татарстанского дилера почти каждый четвертый проданный автомобиль был украшен характерным ромбиком. «В 2016 году компания „ТрансТехСервис“ реализовала 44619 новых автомобилей, на 11 процентов больше, чем 2015 году. Топ-3 самых продаваемых брендов в ТТС возглавил Renault, за 12 месяцев компания реализовала 10382 авто производителя. За ним следует Hyundai — 8930 автомобилей и KIA — 7025 автомобилей», — сообщила нам пресс-служба ТТС. Добавим, что в целом по стране продажи Renault сократились на 3% до 117,2 машин, опять-таки с учетом LCV.

Бестселлер бренда, кроссовер Duster, смог слегка улучшить свои позиции, добрав еще 21 регистрацию до 2276 авто. Если вас устроит прошлогодняя модель, то вариант 1,6 л. (114 л. с.) МКП5 4Х2 Authentique обойдется от 629 тыс. рублей, а вариант 2017 года выпуска — от 639 тыс. рублей что в «КАН Авто», что в ТТС без учета каких-либо скидок. Аналогичная модель с полным приводом стоит уже минимум 740 тыс. рублей. А, например, полный привод плюс «автомат» с 2-литровым движком оценивается уже от 921 тыс. рублей за прошлогоднюю машину и 940 тыс. рублей за 2017 год выпуска.

У демократичного французского бренда также произошла рокировка спроса между двумя популярными моделями: Logan потерял 368 голосов до 1583 авто, а Sandero добрал 262 голоса до 2076 авто. Цены на Logan стартуют от 469 тыс. рублей за 1,6 л. (82 л. с.) МКП5 Acces (2016), за вариант 1,6 л. (102 л. с.) АКП4 Confort просят уже от 610 тыс. рублей. Sandero в базовой версии обойдется дороже на 11 тыс. рублей — 480 тыс. рублей, вариант с «автоматом» приплюсует уже 20 тыс. до 630 тыс. рублей. Отметим, что в зачет Sandero идут не только обычные хетчбэки, но и с повышенным клиренсом, Stepway — от 630 тыс. рублей за 1,6 л. (82 л. с.) МКП5 Confort.

В сердцах 518 местных автолюбителей нашел отклик и недавно введенный в модельный ряд компактный кроссовер Kaptur. Новинку предлагают от 859 тыс. рублей за комплектацию 1,6 л. (114 л. с.) 4×2, МКП5 Life — так что здесь входной билет обойдется на 109 тыс. рублей дороже, чем у Hyundai Creta. За самую доступную версию с вариатором 1,6 л. (114 л. с.) 4×2, CVT X-Tronic Drive придется выложить уже 980 тыс. рублей.

==table1471==

КАЗАНЦЫ ПРОГОЛОСОВАЛИ ЗА FORD РУБЛЕМ

Почетное четвертое место по абсолютному приросту продаж занял американский Ford, регистрации которого выросли на 247 единиц, или 22%, до 1364 авто. И вот здесь веское слово сказала как раз Казань, где спрос вырос на 197 авто, или 40,5% (!), до 683 машин. В поисках причин такой динамики мы обнаружили на сайте официального дилера Ford «Аларм-Моторс» сообщение о закрытии с 1 февраля дилерского центра в столице РТ. Не исключено, что под занавес салон, как это бывает, устроил распродажу или дарил покупателям неплохие подарки. В целом по РФ продажи Ford выросли на 10% до 42,5 тыс. авто.

Бессменный фаворит покупателей Focus потерял символические 2 голоса до 376 авто. Цена за базовую версию модели 1,6 л. (85 л. с.) МКПП Ambiente хетчбэк начинается с 834 тыс. рублей. А с учетом всех возможных скидок — от 699 тыс. рублей за машину 2017 года выпуска и от 649 тыс. рублей за авто 2016 года выпуска. Самая доступная версия с «автоматом» 1,6 л. (105 л. с.) текущего года без различных вычетов обойдется в 1,01 млн. рублей.

Вторая тяговая лошадка американцев (а для Казани первая), бюджетная Fiesta, добрала 84 регистрации до 351 авто. Цена одного из претендентов на звание «народного авто» стартует от 649 тыс. рублей — 1,6 л. (85 л. с.) МКПП Ambiente седан, со скидками — от 566 тыс. рублей. За комплектацию Trend текущего года выпуска на «механике» с двигателем 1,6 л. на 105 «лошадей» просят 745 тыс. рублей, со скидками — от 635 тыс. рублей, ценник аналогичен октябрьскому. Самый доступный вариант с «автоматом» обойдется в 795 тыс. рублей за хетчбэк и на 10 тыс. рублей дороже за исполнение в кузове седан.

Свою лепту в борьбу за долю рынка внес и обновленный среднеразмерный кроссовер Kuga, продажи которого выросли на 131 до 291 авто. Он устроил настоящий спурт в четвертом квартале, собрав за три месяца 45% всего годового спроса. Стоимость Kuga в комплектации Trend 2,5 л. (50 л. с.) с «автоматом» начинается от 1,38 млн. рублей. Со всеми возможными скидками кроссовер обойдется уже в 1,13 млн. рублей — на 20 тыс. рублей дороже, чем в октябре. В средней комплектации Titanium машина обойдется уже в 1,56 млн. рублей (без учета скидок).

==table1472==

TOYOTA ПОДКРУТИЛА ЦЕНЫ НА RAV4

Один из фаворитов среднего класса Toyota в республике прибавил к прежним достижениям еще 213 регистраций (8,7%) до 2655 авто. Главный автобренд Страны восходящего солнца смог привлечь 1266 покупателей из Казани — на 72 автовладельца больше, чем годом ранее.

Хит и локомотив продаж — среднеразмерный кроссовер Rav4, добравший 128 единиц до 1068 авто. Самый доступный вариант с 2-литровым двигателем, передним приводом и МКП в том же ТТС предлагается от 1,49 млн. рублей, за аналогичную версию с вариатором необходимо доплатить 43 тыс. рублей. Напомним, что в октябре самый доступный «рафчик» стоил на 193 тыс. рублей меньше — 1,3 млн. рублей. Что ж, практика повышения цен на самые востребованные модели не нова. Однако следует учесть, что и рубль в четвертом квартале укрепился к японской йене, так что аппетиты наших дальневосточных партнеров выросли, пожалуй, чересчур круто. По карману ли это ценителям марки, мы узнаем уже по итогам ближайшего квартала.

Второе место в модельном ряду — и по объему продаж, и по абсолютному их приросту — за бизнес-седаном Camry. Отряд его поклонников вырос на 85 покупателей (или на 14,7%), всего же за год было зарегистрировано 665 таких новых машин. Здесь ценник за комплектацию «Стандарт» относительно октября увеличился на 47 тыс. до 1,4 млн. рублей.

==table1473==

Третье место по обоим показателям занял внедорожник Land Cruiser Prado, привлекший дополнительно 68 голосов (плюс 16,9%) до 471 единицы. Самая доступная версия «Классик» с октября подорожала на 97 тыс. рублей и стоит без малого 2 млн. — 1,997 млн. рублей. Старший «двухсотый» брат добрал 63 голоса до 261 авто, и его ценник уже совсем не демократичный: от 4,02 млн. рублей за 4,6 л. (бензин) в комплектации «Комфорт» на 5 мест — на 52 тыс. рублей дороже, чем в октябре.

Кто еще отличился в хорошем смысле слова? За продукцию одного из подразделений Volkswagen, чешской Skoda, кошельком проголосовал 1871 татарстанский автолюбитель — на 167 покупателя, или 9,8%, больше, чем годом ранее. В Казани спрос подрос на 35 единиц, или 4,3%, до 840 авто, а в целом по стране «чехи» прибавили лишь 1% до 55,4 авто.

Skoda За продукцию одного из подразделений Volkswagen, чешской Skoda, кошельком проголосовал 1871 татарстанский автолюбитель — на 167 покупателя, или 9,8%, больше, чем годом ранее Фото: «БИЗНЕС Online»

Абсолютным лидером Skoda стал бюджетный Rapid, добравший 152 голоса, или 19,4%, до 936 авто. На официальном сайте российского представительства бренда цена на самую доступную версию Entry составляет 599 тыс. рублей. При этом самая доступная версия Active 1,6 л. (90 л. с.) на 5-ступенчатой механике предлагалась в ТТС от 685 тыс. рублей, а с учетом всех скидок — от 575 тыс. рублей.

Octavia также увеличила свою популярность в массах, добрав 84 голоса, или 14,6%, до 661 авто. На официальном сайте ее ценник начинается от 924 тыс. рублей за комплектацию Active 1,6 MPi (110 л. с.) на «механике». Аналогичный вариант в наличии в ТТС предлагается за 938 тыс. рублей, со скидками — от 788 тыс. рублей. Самая доступная версия с «автоматом» обойдется у местного дилера в 1,02 млн. рублей без учета скидок.

==table1474==

«ПОТЕРЯШКИ»: НЕ ЛОКАЛИЗОВАННЫЕ, ПОКИНУВШИЕ РЫНОК И УСТУПИВШИЕ ПАРТНЕРАМ

Мы неоднократно в течение прошлого года разбирали причины резкого ухудшения спроса на те или иные бренды. Кратко напомним о главных факторах. Первый — уход с рынка Opel и Chevrolet, спрос на последний теплится благодаря внедорожнику Niva, потерявшему 104 голоса до 1509 авто. Стоимость Niva в том же ТТС стартует от 584 тыс. рублей без учета скидок. К слову, слухи о возвращении концерна General Motors в Россию в прошлом году появлялись не раз, но так и остались слухами. GM предпочел сконцентрироваться на премиальном рынке, развивая марку Cadillac и североамериканские модели Chevrolet. «Отличные результаты за 2016 год доказывают правильность принятого нами решения», — заявил «Автостату» управляющий директор «Кадиллак Россия» Лука Патриньяни.

... Китайский Geely, так и не сумевший выбить себе льготы по локализации, лишился 540 голосов и продал татарстанцам 244 авто
Фото: «БИЗНЕС Online»

Китайский Geely, так и не сумевший выбить себе льготы по локализации, лишился 540 голосов и продал татарстанцам 244 авто. Даже его бестселлер Emgrand привлек только 148 покупателей против 318 в 2015 году. Цена последнего, судя по прайс-листу официального российского представительства, начинается с 559 тыс. рублей, правда, за машины 2015 года выпуска.

Аналогично из-за слабой локализации пострадал и корейский SsangYong. В этой же компании оказались японские Mitsubishi и Mazda: у первого отпал смысл завозить ранее востребованный компактный кроссовер ASX, а у второго — некогда популярную «тройку», сравнявшуюся по цене с «шестеркой» местной сборки.

Продажи бюджетного бренда Nissan Datsun обвалились вдвое — на 480 до 940 авто. Если проследить, как вел себя спрос на вазовские Kalina (а перелицованными версиями первого поколения и торгует Datsun), ничего удивительного в этом нет. Модель on-Do дилеры предлагают от 436 тыс. рублей, модель mi-Do — от 502 тыс. рублей. Стало ясно, что в сегменте 450 - 510 тыс. рублей слишком тесно и спроса на всех не хватит. Собственно, не зря та же LADA выехала на Vesta, не пытаясь реанимировать спрос на Kalina.

Nissan тем временем заметно просел из-за спада спроса на самую бюджетную модель — Almera, растерявшую 310 голосов до 455 авто. В комплектации Welcome 1,6 л. (102 л. с.) от 611 тыс. рублей. Аутсайдером номер два в модельном ряду стала Sentra (от 896 тыс. рублей за комплектацию Welcome), регистрации которой упали на три четверти до 40 единиц. Заметно ухудшил статистику марки и компактный кроссовер Juke, «отминусовавший» 118 голосов до 56 авто. Сегодня он и вовсе пропал из модельного ряда.

==table1475==

Лидером же у Nissan по итогам года стал среднеразмерный кроссовер Qashqai, увеличивший число поклонников на 341 голос, или в 2,6 раза, до 549 покупателей. За самую доступную версию XE с двигателем 1,2 л. (115 л. с.) на 6-ступенчатой «механике» просят от 1,13 млн. рублей. Самая доступная комплектация с «автоматом» обойдется автолюбителям на 60 тыс. рублей дороже.

Таким образом, в 2016 году во многом продолжился тренд года предыдущего: вновь сильнее всего пострадали марки со слабой локализацией. Также фортуна благоволила тем, кто в кризисный период смог предложить конкурентные новинки в наиболее актуальных сегментах: седан/хетчбэк в диапазоне 550 - 750 тыс. рублей и кроссоверы в диапазоне 0,75 - 1,5 млн. рублей.

ДИЛЕРЫ НАДЕЮТСЯ НА ЛЕТНИЙ РАЗВОРОТ

Напоследок о том, чего ждут игроки от 2017 года. Автодилеры встретили его с двойственными чувствами и ожиданиями. Если в прошлом году, по словам президента ассоциации «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) Олега Мосеева, закрылись порядка 300 дилеров, то в этом году недосчитаются 150. «Тенденция по числу дилерских центров отрицательная. В этом году до 150 дилерских центров будет закрыто», — заявил он на недавней пресс-конференции в Москве.

При этом автодилеры надеются на 5-процентный рост авторынка. Пресловутое «дно» они считают пройденным, несмотря на то, что за прошлый год авторынок обвалился на 11%. Теперь надеются пусть на скромный, но все же рост. «Мы думаем, что, учитывая конъюнктуру, поддерживающие и ограничивающие факторы, в этом году вырастем на 5 процентов и подойдем к планке в 1,5 миллиона автомобилей», — объявил Мосеев, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online». Тем более он уверен, что сегодня сложились условия, которые будут стимулировать спрос на новые автомобили. «Это и недопродажи автомобилей в последние три года, это рекордные продажи 2012 года, — рассуждает президент РОАД. — При среднем сроке владения 4,9 года в этом году приходим к тому, что те люди, которые в 2012 году купили автомобиль, по крайней мере часть из них, решит поменять его на новый. Понятно, что сократилась покупательная способность, поэтому не все из них придут. Но как поддерживающий фактор он будет играть на рынке».

По его словам, 2017 год может стать годом разворота рыночных тенденций. «Единственное, что уверенный разворот произойдет не в начале года, а ближе к лету», — добавил Мосеев. К слову, в АЕБ надеются, что в текущем году у рынка есть потенциал завершить четырехлетний период падения и вернуться к умеренному росту. Там ожидают, что общий объем рынка составит 1,48 млн. автомобилей — на 4% больше, чем в 2016 году. Автодилеры же свои прогнозы строят с оглядкой на государство, от которого они и в этом году ждут какой-то специальной программы для поддержки отрасли и спроса. «Пока предполагаем, что будет программа господдержки в той или иной мере либо будет работать новая программа», — отметил Мосеев.

Впрочем, даже среди автодилеров нет единого мнения. Например, вице-президент РОАД Вячеслав Жигалов более пессимистичен в прогнозах, дескать, дальнейшего падения не будет, но и рост продаж под вопросом. «Мне кажется, что сохранения объемов прошлого года можно ожидать с большей вероятностью, чем год назад... К сожалению, я не вижу предпосылок для роста в натуральном объеме продаж», — считает он. Этому, по мнению Жигалова, будут способствовать несколько факторов. Из позитива — то, что общество, наконец, привыкло к новым ценам после резкого шокового скачка. Из негатива — импортеры будут сокращать скидки на автомобили, которые сейчас могут достигать 30%. А это, в свою очередь, вновь заставит покупателей задуматься, так ли нужна им новая машина. «Старая модель кончится, на новую таких субсидий марка уже не дает. Постепенная замена модельного ряда приведет к тому, что средний объем скидок на рынке будет уменьшаться, это приведет к фактическому подъему цен. Не номинальных, рекомендованных — они останутся, а вот фактическая цена будет расти, и это дополнительно будет отягощать спрос», — полагает Жигалов.

Что касается татарстанских продавцов, то крупнейший из них не склонен предаваться пессимизму. «Прогнозировать объем продаж автомобилей в 2017 году сложно, ситуация в России еще далека от стабильной. Рынок в целом, по нашим прогнозам, вырастет на 5 процентов. Мы ставим себе цель прирасти на 9 - 12 процентов. По сравнению с результатами 2016 года мы не ждем появления новых марок в Топ-7 в текущем году, но перемещения в рамках этого топа возможны. В целом наступивший год обещает быть таким же непредсказуемым, как и предыдущий. Мы не ждем от него выдающихся улучшений, но надеемся, что ухудшения тоже не будет», — считают в ТТС.

==table1476==
==table1477==
==table1478==
==table1479==