Традиция дарения корпоративных календарей в России и Татарстане не сдает позиции — почти каждая уважающая себя компания в начале нового года выпускает свой календарь. Вместе с экспертом, дизайнером Сергеем Насекиным, газета «БИЗНЕС Online» пролистала календари «Татспиртпрома», «Татнефти», КВЗ, «Нижнекамскнефтехима», ТАИФ-НК, НЧКЗ и других, удивляясь интересным идеям или огорчаясь отсутствию креатива.
Традиция дарения корпоративных календарей в России и Татарстане не сдает позиции — почти каждая уважающая себя компания в начале нового года выпускает таковой
РОССИЙСКАЯ ЛЮБОВЬ К КАЛЕНДАРЯМ
Традиция дарения корпоративных календарей в России и Татарстане не сдает позиции — почти каждая уважающая себя компания в начале нового года выпускает таковой. Часто издания распространяются только внутри крупной компании, среди дружественных структур или дарятся в ограниченном тираже самым важным бизнес-партнерам. Газета «БИЗНЕС Online» подготовила обзор корпоративных календарей made in Tatarstan 2017 года — не только запоминающихся, но и тех, что удалось достать. Например, календарь ТАИФ-НК найти было непросто, но нам это удалось и не зря — продукт гиганта вызывает легкое удивление.
Оценить календари, выпущенные татарстанскими компаниями, нашей газете в этом году помог эксперт — известный дизайнер Сергей Насекин. По его словам, традиция создания и дарения календарей в России тянется со времен Советского Союза: годовые, квартальные, перекидные, настенные, настольные, карманные.
«Если отмотать чуть раньше, календари очень любили и в дореволюционной России — большие, с лубочными картинками. Практический смысл этого уже давно пропал, потому что в любом телефоне есть календарь, но традиция у компаний, людей осталась, и мне это очень нравится. В советские времена достать хороший календарь было тяжело, и, например, календарь со звездами советского кино был большой ценностью. Или настенный японский календарь с девушками — легкое ню, или немецкий с непонятными девушками далеко не модельного вида. Подарить кому-то календарь считалось очень хорошим презентом. И эта ценность воспитывала графическую культуру в нашей среде, — рассказывает дизайнер. — Эта традиция к тому же дает работу дизайнерам, типографиям. Сейчас, даже не в самые простые экономические времена, многие компании выделяют бюджет на корпоративный календарь. Графический дизайн и полиграфический бизнес — одни из немногих областей, которые дали очень хорошие результаты. Я помню, как было невозможно нормально отпечатать календарь в России, поэтому печатали в Финляндии. Затем начали покупать европейские станки, и сегодня не составляет труда напечатать в Казани любую продукцию — от календаря до представительского буклета».
Оценить календари, выпущенные татарстанскими компаниями, нашей газете в этом году помог эксперт — известный дизайнер Сергей Насекин
Как говорит Насекин, за последние 25 лет корпоративные календари претерпели изменения. «Они бывают разного формата, и выпускают их, как правило, крупные компании, потому что все стоит немалых денег — услуги фотографа, студия, стоимость моделей и т. д. Бюджет хорошего календаря может быть очень высоким, — говорит наш собеседник. — Корпоративные календари пережили два-три этапа. Сначала все хотели получить красивую картинку — как в западных журналах, то есть это было связано с техническими задачами. На каком-то этапе, к концу 90-х, эти задачи были решены, и после этого начался этап творчества. Начали придумываться разные концепции. Одно время было модно делать постановочные сценки с сотрудниками компаний, особенно если компания большая — более сотни человек».
Когда наигрались с фотографиями, по словам Насекина, стало модно делать иллюстрированные календари. А сейчас такой период, когда основной темы для календарей нет и каждый делает то, на что у него хватит фантазии и средств.
«КОРПОРАТИВНЫЙ ПРИКОЛ — РАЗВЛЕКАТЬСЯ ТАКИМ СПОСОБОМ»
Уже 10-й год подряд выпускает свой календарь Набережночелнинский крановый завод — на 2017 год его так и назвали «Юбилейным». Впрочем, задумка в этом году кажется слабоватой — компания с 2012-го выпускала исключительно откровенные календари с полуобнаженными и почти полностью обнаженными сотрудниками. В 2014 году для календаря снимали девушек, ливших на себя молоко. По некоторым данным, фотографом был некто очень известный из Европы. А в этом году все очень просто и без фантазии — витрина, в которой каждый месяц меняются мужчины и женщины разной степени одетости.
Комментарий Сергея Насекина: «Творчество заметно, в этом году это гламурные женщины и мужчины в витрине магазина. Тема съемки своих сотрудников до сих пор остается модной, как видим. Видимо, это корпоративный прикол каждый год — развлекаться таким способом. Подача мне не очень нравится. Юмор присутствует, но в целом скучно. Думаю, эту шопинговую тему можно было сделать интереснее, повеселее обыграть витрину».
Гораздо более откровенным получился календарь у ПАО «Нижнекамскнефтехим». На каждой странице — полуобнаженные мужчины, судя по внешности, модели. Нельзя исключать и того, что съемка была сделана с участием сотрудников нефтехимического предприятия, но такого примечания в календаре, к сожалению, нет.
Комментарий Сергея Насекина: «Загадка, почему на календаре изображены мужчины, причем только мужчины. Интересно, компания не боится, что ее обвинят в гомосексуальных пристрастиях? Фотографии неплохие, но я думаю, это купленные фотографии — сегодня не составляет труда подобрать фотографии на определенные темы и приобрести их в фотобанках».
Другая компания группы ТАИФ — ОАО «ТАИФ-НК» — не отличилась оригинальностью. Календарь отпечатан в бело-зеленых тонах, с фотографиями трудовых будней завода.
Комментарий Сергея Насекина: «Трубы, заводы — все понятно. Стандартный календарь про ничто. Они попытались спасти положение за счет дизайна, придать какую-то динамику, но это не удалось — получилось скучно. Компания выбросила деньги на ветер. Если бы она взяла обычные белые листы, крупно распечатала на них календарную сетку и добавила свой логотип, получилось бы даже оригинальнее. Отмечу, что важна именно крупная календарная сетка. Молодые дизайнеры часто делают сетку одной строчкой или мелко. Это календарь, имеющий определенную функцию, поэтому сетка должна быть крупной, четкой. Когда календарь не выполняет эту функцию, он сразу теряет ценность в два раза».
Сыграл на откровенности волейбольный клуб «Зенит», выпустив большой перекидной календарь с фотографиями игроков команды с обнаженными торсами в черно-белом исполнении.
Комментарий Сергея Насекина: «Нормальная съемка, нормальная читаемая календарная сетка. Но, скажу честно, не понимаю, зачем нужен этот календарь. Не представляю, кто повесит этот календарь на стену. Фанаты? Волейбол не футбол, и фанаты тут другие. Я сейчас вообще стал очень скептически относиться к большому спорту, на который неразумно тратятся деньги, хотя в стране проблем хватает. Вот зачем „Зениту“ этот календарь? Деньги на ветер. Смысла с точки зрения пиара или чего-то другого нет. Я понимаю, если бы клуб выпустил, например, календарь, пропагандирующий волейбол. Это не самый популярный вид спорта, хотя смотреть на спортсменов приятно — они в хорошей форме. С точки зрения графического дизайна и других деталей — хороший календарь».
АВТО, ЛОШАДИ И ЗАВОДЫ
Хоккейный клуб «Ак Барс» выпустил необычный календарь — «Прогулки по Казани». Каждый месяц два игрока стоят у ретроавтомобилей, а за ними — графичные зарисовки столицы республики. Опережая комментарий нашего эксперта — видимо, чтобы как-то отбить затраты на создание календаря, «Ак Барс» продает его за 1 тыс. рублей.
Комментарий Сергея Насекина: «В календаре и Казань, и нарисованная архитектура, и автомобили, в том числе отечественные. Проделана большая работа, и в итоге неплохой результат. Большие компании могут себе позволить такой календарь. Бюджет этого календаря очень немаленький. Нужно было договориться с владельцами автомобилей, подготовить их, пригнать, арендовать большую студию, одежда, съемка. Воплощение получилось интересным».
У баскетбольного клуба УНИКС, пожалуй, самый простой календарь — одностраничный постер.
Комментарий Сергея Насекина: «Прекрасный календарь. Такой может висеть и в офисе, и у фаната. Отличная календарная сетка, в которой выделены цветом дни домашних игр. Стоит создание такого календаря недорого. Если большой тираж — вообще копейки».
Добротный и яркий календарь выпустила компания «Татнефть» под названием «История верности». На каждой его странице — фото лошадей-чемпионов из конноспортивных школ «Татнефти» и региона. Каждому месяцу присвоено слово — «Сила», «Смелость», «Уверенность» и т. д., размещена календарная месячная сетка, логотип компании и описание достижений изображенной лошади.
Комментарий Сергея Насекина: «Неплохо. Вопросы вызывает только шрифтовое решение. Крупные надписи „Воля“, „Отвага“, которые зачастую перебивают картинку. С календарями сейчас такая же тема, как у клипов к песням. Часто клипы не имеют никакого отношения к тексту, и никого это не пугает. А „Татнефть“, видимо, хотела, чтобы компания ассоциировалась с написанными словами — с мощью, силой, уверенностью. Идея хорошая, но реализация мне не нравится».
Наконец, фотографии — причем даже сделанные в начале XX века — использованы в календаре театра им. Камала, который в ушедшем году праздновал 110 лет со дня создания.
Комментарий Сергея Насекина: «Интересная идея — посмотреть, как выглядели старые театральные постановки. Неплохой по верстке календарь».
В остальных рассматриваемых нами календарях использовались не фото, а иллюстрации. АО «Зеленодольский завод им. Горького» выпустил календарь «От идеи — к воплощению». На каждой странице — фотография судна производства завода с подписью и рисунок с нее, а также квартальный календарь и логотип завода.
Комментарий Сергея Насекина: «Это то, о чем я говорил, — иллюстрации. Идея хорошая, удобная квартальная календарная сетка. Ощущение, что рисовали дети. Не исключено, что рисовали не дети, а кто-то из местных, но получилось по-детски».
Казанский вертолетный завод выпустил квартальный календарь. На главной иллюстрации изображено здание и вертолет, на заднем фоне — очертания Казани, мечети «Кул-Шариф», в подвале — логотип завода.
Комментарий Сергея Насекина: «Обычный квартальный календарь, который обычно висит у бухгалтера или руководителя. Квартальный календарь играет техническую роль, и воплотить в нем творчество невозможно, да и бессмысленно».
БЕЗ КОНКРЕТНОЙ МОДЫ
Пожалуй, самый добротный и эффектный календарь выпустил производитель «Татспиртпром» — «Великие ханы». Календарь состоит из 12 плотных листов (картон), помещенных в деревянную раму. На каждой странице — календарная сетка, иллюстрированное изображение хана (Алмуш, Тохтамыш и др.) и описание его деятельности. Известно, что перед Новым годом компания дарила своим VIP-клиентам этот календарь, тогда как в прошлые годы в качестве подарка преподносился алкоголь. Надо заметить, очень достойная и похвальная замена.
Комментарий Сергея Насекина: «Это пример календаря, над которым работал иллюстратор. Хорошая идея, обращение к истории. Грамотно выполненная календарная сетка. Видно, что компания выделила на календари очень хороший бюджет. Историческая идея с ханами интересна, но мне кажется, что все иллюстрации выполнил один художник, а было бы интереснее поручить работу нескольким».
Технопарк «Идея» выпустил перекидной календарь. На каждой странице — фотография, информация о технопарке и его резидентах, календарная сетка, а также контактная информация.
Комментарий Сергея Насекина: «Я не люблю такие календари. Съемка каких-то зданий, интерьеров, какие-то рабочие снимки. Неужели кому-то интересно смотреть на это целый месяц? Если технопарк хотел разрекламировать свои возможности, никто не будет на это смотреть. Для таких целей есть информационные буклеты, интернет. Это пример того, как делать не надо. Я даже удивлен, что такие календари до сих пор выпускают».
Компания «Комплексный сервис Zotova» выпустила стандартный неяркий квартальный календарь. В самом верху — иллюстрация с изображением расписного петуха.
Комментарий Сергея Насекина: «Думаю, это стандартный календарь, а к нему просто сделали подвальчик. Не думаю, что Зотова делала календарь специально для себя. Есть такая форма — для компании, которая хочет сделать что-то индивидуальное, но у нее нет денег, типография печатает стандартный календарь, а внизу размещает логотип компании».
Наконец, группа «Открытие» выпустила перекидной календарь. На белых страницах расположены календарные сетки, название месяца и яркие цветовые пятна.
Комментарий Сергея Насекина: «Есть элемент от квартального календаря. Это календарь, выполненный на раздачу, который выпускается большим тиражом. Функциональный календарь с заметной сеткой, колористическими решениями в виде пятен. Цвета олицетворяют времена года».
По словам эксперта нашей газеты, все рассмотренные календари показывают разнообразные подходы, начиная с навороченных затратных постановок кранового завода и заканчивая самым простым квартальным календарем. «Сейчас пришло то время, когда конкретной моды нет. Календари татарстанских компаний демонстрируют самые разные подходы — исторические, постановочные, — говорит Насекин. — Средний уровень календарной продукции, которая выходит в России и у нас в Казани, неплохой. Даже те календари, которые я поругал — „Нижнекамскнефтехим“ или „Идея“, — с точки зрения идеи никакие, но с точки зрения верстки, сетки — все нормально. В целом я уже давно не видел провальных календарей».
При этом дизайнер отмечает, что темы календаря необязательно совпадают со сферой деятельности компании. «Мы несколько лет делали календари для одной крупной компании. Делали календарь с фотографиями казанских фотографов старшего поколения. Крупный черно-белый снимок, а внизу календарная сетка — это было очень красиво, — вспомнил Насекин. — Для них же как-то делали календарь с живописью. Живопись и хорошая черно-белая классическая фотография актуальны всегда».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 52
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.