Александр Новак Александр Новак собрал совещание с представителями ведущих нефтяных компаний, чтобы обсудить планы по договоренностям России со странами ОПЕК Фото: kremlin.ru

ВСТУПАЕМ В РЯДЫ ОПЕК

Первые подробности возможного сокращения добычи российской нефти, которое может стать первым в истории страны, стали известны накануне. Министр энергетики России Александр Новак собрал в Москве совещание с представителями ведущих нефтяных компаний, чтобы обсудить планы по договоренностям России со странами ОПЕК, которые зафиксируют 10 декабря в Вене. Как сообщает «Коммерсантъ», на встречу пришли главы крупнейших нефтяных компаний (НК): «Лукойла» — Вагит Алекперов, «Сургутнефтегаза» — Владимир Богданов, «Газпром нефти» Александр Дюков, «Новатэка» — Леонид Михельсон, «Зарубежнефти» — Сергей Кудряшов. В числе нефтяников, на долю которых приходится порядка 90% нефтедобычи в стране, был, разумеется и гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов.

Еще до этой встречи было известно, что Россия приняла принципиальное решение поддержать страны ОПЕК и сплотиться перед задачей мирового значения, сократить нефтедобычу на полгода, то есть в январе – июле 2017 года. Смысл его в том, что рынок переполнен добытой нефтью, что перегревает уровень предложения и обрушивает цену, а значит, эти объемы нужно подсократить. Результатом таких искусственных мер, по замыслу глав государств, должно стать повышение мировых цен на нефть до $55 - 60 за баррель марки Brent. Напомним, что предпосылки такого развития событий имелись и раньше: уже в марте этого года правительство просило нефтяников по возможности заморозить уровень добычи. О сокращении речь зашла только сейчас. Конкретно в нашей стране сокращение добычи должно составить 300 тыс. баррелей в сутки. Предполагалось, что все нефтяные компании должны сократить нефтедобычу пропорционально своим объемам. Интересно, что, как сегодня уточнил вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, у правительства нет полномочий директивно ограничивать добычу. Получается, все будет как бы добровольно, по принципу «сама-сама». Для этого и нужны задушевные разговоры с нефтяниками. Как уточнил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, Владимир Путин обсуждал эту тему непосредственно с руководителями нефтяных компаний. При этом он подчеркнул, что ни о каких компенсациях выпадающих доходов речь не идет.

Вчера нефтяники ожидали, что минэнерго разъяснит конкретно, каким образом надо будет осуществить запланированные договоренности. «Мы за предложениями идем»,— сказал журналистам Маганов перед началом переговоров. Как удалось выяснить «БИЗНЕС Online», некоторые детали грядущего нефтесокращения действительно были прояснены. По данным нашего источника в нефтяной отрасли, во-первых, компании попросили минэнерго включить в общий список участников «нефтесокращения» не только крупных добытчиков, но и МНК, для которых, в отличие от крупняка, «секвестр» может оказаться неожиданным. Во-вторых, участники отрасли предварительно прикинули возможные объемы сокращения.

Наилю Маганову, согласно договоренностям с российскими участниками рынка, придется ужать объемы нефтедобычи по сравнению с имеющимися примерно на 2,1 тыс. т в сутки Фото: prav.tatarstan.ru

«ТАТНЕФТЬ»: УЖАТЬСЯ НА 2,6%, НО СОХРАНИТЬ ПРИБЫЛЬ

Что же ждет «Татнефть» в ближайшие полгода? По нашим сведениям, татарстанской компании, согласно договоренностям с российскими участниками рынка, придется ужать объемы нефтедобычи по сравнению с имеющимися примерно на 2,1 тыс. т в сутки. По сравнению с самыми последними, ноябрьскими показателями это около 2,6% от суточной нефтедобычи. Вчера «Татнефть» сообщила, что вся группа компаний в ноябре 2016 года извлекла 2 млн. 460 тыс. т нефти, то есть добыча составила 82 тыс. т топлива в сутки. За 11 месяцев — 26,085 млн. т, что на 1,252 млн. т больше, чем за этот же период 2015 года. Если опираться на стоимость тонны нефти в параметрах федерального бюджета на 2016 год (нефть $50 * 63,3 рубля за доллар), объем потерь можно очень грубо оценить в 6,6 млн. рублей в день, то есть порядка 2,5 млрд. рублей в годовом выражении.

Однако минусы этим не исчерпываются. Дело в том, что планы по сокращению нефтедобычи серьезно скорректируют стратегию развития татарстанской компании, которая была нацелена увеличить объемы извлеченных запасов с 28,5 млн. т в 2016 году до 30 млн. т к 2020 году. При этом планы по увеличению объемов касались не только обычной нефти, но и трудноизвлекаемых запасов. Соответственно, из этих показателей строились и прогнозы по выручке-прибыли предприятия. Так, на 2017 год ПАО «Татнефть» заложило следующий прогноз: получить 106,701 млрд. рублей прибыли до налогообложения (при выручке от отгруженной продукции, нетто в размере 469,5 млрд. рублей), а чистая прибыль при этом должна составить 84,173 млрд. рублей. Теперь от планов по росту объемов придется отказаться, а это означает, что будут некоторые выпадающие доходы.

В связи с этим «Татнефть», по нашим сведениям, уже предусмотрела варианты сохранения баланса. Те деньги, которые планировалось вложить в рост добычи, теперь, вероятно, пойдут на проекты, связанные со снижением себестоимости (это важно учитывать поставщикам и партнерам компании). Также эффект для прибыли будет нивелирован тем, что консервироваться будут в первую очередь самые низкоэффективные скважины. Еще один немаловажный момент заключается в том, что решение придется на зимний период, когда на многих объектах традиционно идут ремонтные работы и объем добычи не столь велик, как во втором полугодии. Так что теоретически период «мирового сговора» можно и проскочить, увеличив объемы ремонтных работ в первой половине года, а затем наверстав упущенное. Но не факт, что решение стран ОПЕК о снижении нефтедобычи или хотя бы ее заморозке не продлят и до конца 2017 года... Впрочем, кроме того, есть вероятность, что решение стран ОПЕК даст ожидаемый эффект и цены пойдут вверх, а значит, нефтяники даже при падении объемов выиграют в деньгах.

... Объем потерь «Татнефти» можно очень грубо оценить в 6,6 млн. рублей в день, то есть порядка 2,5 млрд. рублей в годовом выражении
Фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»

УЖЕ $53 ЗА БАРРЕЛЬ

Мировая история уже демонстрировала, что столь серьезные меры по ограничению нефтедобычи в мировом масштабе в совокупности с другими факторами могут быть эффективны. Так, например, последний раз картель принял подобное решение в 2008 году — тогда ОПЕК договорилась о снижении добычи на 2,2 млн. баррелей в сутки, что стало самым крупным снижением в его истории. Последнее сокращение добычи в общей сложности на 4,2 млн. баррелей (с 29,2 до 25 млн.) было утверждено в 2008 году как мера противодействия мировому финансовому кризису, когда цена нефти упала с рекордных $143,95 до $33,73 за баррель. Среди прочих факторов это позволило нефти в 2009 году стабилизироваться на уровне выше $60.

Сам факт переговоров стран ОПЕК о самоограничении также влияет на рыночную стоимость: на их фоне, например, цена на нефть марки Brent подросла с $46 за баррель в конце сентября до $53 на 8 декабря. Как знать, быть может, в течение декабря ситуация на рынке нефти изменится — вырастет цена и спрос, и ограничение можно будет отложить до худших времен.