Первым партнером из Поднебесной владелец ТТС Вячеслав Зубарев избрал Lifan — лидера продаж «китайцев» на российском рынке Первым партнером из Поднебесной владелец ТТС Вячеслав Зубарев избрал Lifan — лидера продаж «китайцев» на российском рынке Фото: ©Павел Лисицын, РИА «Новости»

LIFAN ПОЛУЧИЛ ОФИЦИАЛЬНОГО ДИЛЕРА

Российская сеть автосалонов «ТрансТехСервис» впервые запустила продажи китайского автобренда в качестве официального дилера. Первым партнером из Поднебесной владелец ТТС Вячеслав Зубарев избрал Lifan — лидера продаж «китайцев» на российском рынке. В шоу-руме одного из казанских салонов ТТС теперь выставлены самые популярные модели Lifan Х50, Lifan Х60 и седан Solano II. Площадку «китайцы» поделили с УАЗом, рядом продается Skoda. С шоу-румом ТТС открыл и авторизованный центр Lifan с двумя постами СТО, покупателям предлагается сервисное обслуживание с гарантией на 5 лет или на 150 тыс. км пробега.

Гендиректор «Лифан Моторс Рус» Ван Сяолун на открытии заявил о планах производителя при помощи ТТС занять 1,5% рынка Татарстана, которые Lifan уже имеет в России, такие его слова приводит газета «Вечерняя Казань». Между тем сам владелец ТТС о перспективах сотрудничества с китайскими автобрендами высказывается пока предельно осторожно. В беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Зубарев упомянул об одной давней попытке работать с китайцами — тот опыт не зашел далеко, однако охоту подобного партнерства, судя по всему, отбил на годы.

«Не считая экспериментов 8-летней давности, когда мы вели поиск партнеров в том числе и среди китайских производителей, это наше первое открытие китайского бренда, — рассказал Зубарев. — Мы не то чтобы делаем сегодня ставку на „китайцев“ — просто пробуем. В последние годы китайский автопром изменил свою точку зрения на многие вещи. Для нас это новая работа, мы открыли только один автосалон. Позиция китайских партнеров, которую мы увидели на переговорах, вполне приемлема для бизнеса, но я бы не стал спешить с выводами о расширении сотрудничества — надо и нам почувствовать партнеров, и нашим клиентам дать время на оценку. На это потребуется год-два. Учитывая, что средняя цена на китайские автомобили вполне демократична, а российские автолюбители в массе своей испытывают сегодня финансовые трудности, мы решили прощупать почву. В какой-то степени можно считать этот шаг антикризисной мерой».

К расширению предложений экономкласса ТТС обращается не впервые — достаточно вспомнить хотя бы возобновление дилерских отношений с АвтоВАЗом вместе с приходом к управлению отечественным производителем Бу Андерссона. Другой пример — замена французов на корейцев два года назад. Напомним, в июле 2014 года стало известно о разрыве дилерских отношений ТТС с французским Peugeot. Вместо европейских автомобилей казанский шоу-рум «Пассаж-авто» заполнили доступные «корейцы» SsangYong. Зубарев тогда объяснял свое решение слабыми продажами Peugeot не только в ТТС, конечно, но и по всей России. С началом кризиса продажи французского бренда упали конкретно в ТТС на 46% — прилично продавались только коммерческие автомобили, а легковые, в том числе и бюджетные, уступали в цене аналогам других брендов и перестали продаваться. Происходило это на фоне проблем в самом концерне, который год за годом завершал с убытками и в 2014 году вынужден был сам уступить 14% акций азиатским коллегам из Dongfeng motors.

Следующими на выход потянулись американские автопроизводители — в марте 2015 года корпорация General Motors объявила о прекращении продаж в России автомобилей Opel и массовых моделей марки Chevrolet (решение не коснулось совместного с АвтоВАЗом Chevrolet Niva). Перед этим, в январе – феврале 2015 года, продажи этих марок показали обвал на 81,5% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Американцы как будто сознательно смоделировали этот крах, повысив розничные цены на свою продукцию в России, в частности, в Казани в течение нескольких месяцев перед тем, как GM хлопнул дверью, именно Opel и Chevrolet были лидерами роста цен, показав удорожание на 20 - 42%. Дорожали не только «американцы» — европейские модели шли следом, зато китайский автопром в этот переходный период держал цену и копил бонусы, навязывая знакомство российским автолюбителям. Дилерское соглашение с ТТС стало в этом контексте следующим шагом китайцев на отечественный рынок через двери кризиса, и этот шаг достаточно ярко демонстрирует состояние клиентских кошельков, тем более что Россия автопроизводителям из Поднебесной дается очень непросто.

Dongfeng и Zotye, сделав два года назад ставку на местную сборку своих авто в «Алабуге», так и не продвинулись в этом вопросе Dongfeng и Zotye, сделав два года назад ставку на местную сборку своих авто в «Алабуге», так и не продвинулись в этом вопросе Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»


ТРУДНЫЙ ПУТЬ «КИТАЙЦЕВ» В РОССИИ

Сохранять ценовую привлекательность в России китайский автопром традиционно стремится через локализацию или хотя бы сборку автомобилей на месте, однако не очень-то складывается. К примеру, те же Dongfeng и Zotye, сделав два года назад ставку на местную сборку своих авто в «Алабуге», так и не продвинулись в этом вопросе, и сегодня Dongfeng вынужден искать новых партнеров. Подобных примеров много — места под размещение производств и частичную локализацию в России искали китайские Hawtai Motor, Great Wall, Chery, но главным оплотом китайцев по-прежнему остается завод Derways в Черкесске. Именно там собирается и Lifan, а еще несколько брендов, такие как Geely, Chery, Brilliance, Jac и Hawtai, в формате мелкосерийной сборки.

С продажами несмотря на демократичные цены дело обстоит не лучше. В текущем году «китайцы» в целом чувствовали себя хуже рынка. Как следует из отчета агентства «Автостат», спрос в Татарстане на новые авто из КНР упал на 29% до 1004 единиц, в то время как в среднем по республике спрос на новые авто просел на 10,7%.

Самые большие потери понес бывший фаворит Geely — бренд продал на 322 машины меньше, а это 59% от продаж 2015 года. Бестселлером у Geely по-прежнему остается седан Emgrand с долей 63% от общего республиканского спроса на марку. Возможно, ценник на стартовую версию 1,5МТ от 649 тыс. рублей и на версию с вариатором от 799 тыс. рублей отпугнул покупателей в пользу ближайших конкурентов: KIA Rio, Hyundai Solaris, LADA Vesta, Volkswagen Polo, Skoda Rapid. «БИЗНЕС Online» неоднократно отмечал, что ожесточенная борьба за покупателя развернулась в ценовом сегменте 550 - 750 тыс. рублей.

Вторым по потерям оказался Chery, отминусовавший 85 единиц до 102 авто в Татарстане. Здесь по-прежнему поул-позишен в модельном ряду сохраняет кроссовер Tiggo — 79% от всего спроса на марку в РТ. Ценник на Chery Tiggo 5 стартует от 923 тыс. рублей, с учетом всех скидок и трейд-ин — от 800 тыс. рублей. Но если вдаться в детали, то 64 автомобиля из 81 поставленного на учет нового Chery Tiggo пришлись на предыдущее поколение 2015 года выпуска — Tiggo FL. А здесь ценник куда доступнее: от 700 тыс. рублей (от 620 тыс. рублей с учетом всех скидок и трейд-ин) за версию 1,8МТ Comfort. Подчеркнем, что спрос теплится в текущем году благодаря предыдущему поколению Chery Tiggo. Для сравнения: цены на корейскую новинку Hyundai Creta начинаются с 750 тыс. рублей.

ЗУБАРЕВ ПОСТАВИЛ НА НОВОГО ЧЕМПИОНА

Собственно Lifan по году уже наверняка выйдет в чемпионы среди «китайцев» — он в плюсе. Спрос на эту марку вырос на 75 голосов, или 18%, до 493 авто. Тяговой лошадкой здесь выступает компактный кроссовер X50, обеспечивающий 55% от всего спроса на марку в РТ. Ценник вполне гуманный: от 510 тыс. рублей в базовой версии 2015 года выпуска до 640 тыс. рублей в топовом исполнении 2016 года.

Можно говорить о слабой тяге 1,5-литрового двигателя, огрехах в эргономике, но зато 640 тыс. рублей в топе с вариатором имеет шансы изменить расклад в битве за кошельки граждан в ценовом сегменте 550 - 750 тыс. рублей ($8,5 - 11,5 тысяч). Для сравнения: вазовская новинка — компактный кроссовер или хетчбэк с повышенным клиренсом XRay — предлагается в версии 1,6 МТ Optima от 589 тыс. рублей (с учетом всех выгод и трейд-ин — от 549 тыс. рублей). В салонах Зубарева дисбаланса, кстати, не возникнет, поскольку в Казани ТТС продукцией АтоВАЗа не торгует.

Уже пришелся ко двору и старший брат в модельной линейке Lifan X60, взявший на себя 29% всего республиканского спроса на марку. Цены на среднеразмерный паркетник от Lifan стартуют с 610 тыс. рублей за версию Basic 5МТ 2015 года, а за топовую версию с вариатором 2016 года просят уже 820 тыс. рублей. Резюмируя, спрос на Lifan растет вопреки общей негативной тенденции на рыке благодаря двум удачным моделям — компактному кроссоверу X50, и среднеразмерному кроссоверу X60, которые на двоих обеспечивают 84% республиканского спроса на марку.

Впрочем, серьезной корректировки баланса сил на рынке за счет китайского чемпиона Зубарев не ждет, а лишь надеется, что марка займет некое стабильное положение. Также в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» глава ТТС поделился, что по условиям соглашения китайский дистрибьютор никак не выделяется из общего ряда. «Автопром интернационален, а восточные тонкости могут быть разве что в обязательности партнеров — это то, что требует проверки временем. То, что прописано на бумаге, вполне соответствует, а о практике будем судить на основе опыта сотрудничества».

В целом год заканчивается для компании с положительной динамикой продаж. Как рассказал гендиректор, за 10 месяцев 2016 года ТТС продал 35,2 тыс. автомобилей, перекрыв прошлогоднюю статистику за тот же период на 7,5% на фоне общего падения российского рынка на 13%. «В этом году мы расширили географию своего присутствия, — рассказал Зубарев. — Открыли дилерские центры Renault и BMW в Оренбурге, несколько автосалонов. Кроме Lifan это салоны Mazda в Уфе, Mitsubishi и Ford в Чебоксарах, Subaru в Казани».

В будущем году глава ТТС рассчитывает, кроме прочего, еще на одно антикризисное направление, выделив в отдельный сегмент продажи автомобилей с пробегом — «перспективный рынок, емкость которого велика». Цены на автомобили, по прогнозу Зубарева, в 2017 году вырастут, хотя процент прикинуть сложно. «Каждый бренд будет действовать по собственному сценарию, нашей задачей здесь будет сформировать комфортные для покупателя предложения с учетом этих изменений», — резюмировал Зубарев.

Вячеслав Зубарев Вячеслав Зубарев: «Учитывая, что средняя цена на китайские автомобили вполне демократична, а российские автолюбители в массе своей испытывают сегодня финансовые трудности, мы решили прощупать почву» Фото: «БИЗНЕС Online»

«ТТС ВЗЯЛ ВЕРНЫЙ КУРС И ОЧЕНЬ ВОВРЕМЯ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» в целом одобряют политику ТТС и пророчат лидирующим китайским брендам хорошие перспективы в награду за разумное соотношение цены и качества.

Тимур Зиганшин — замгендиректора ГК «Барс Авто»:

— Lifan демонстрирует лучшие результаты среди всех китайских брендов, и перспективы у них весьма неплохие, потому что ценообразование одно из лучших, а качество китайских брендов из года в год растет. Поэтому я думаю, что ТТС сделал правильный шаг, заключив с ними контракт. Другим автосалонам, мне кажется, тоже следует приглядеться к «китайцам». Машин в этой ценовой категории осталось не так много, а средняя зарплата в Казани, как и в России, не изменилась. Соответственно, в этот ценовой сегмент люди и готовы заходить.

Азамат Джантаев — владелец сети автосалонов «Германика Авто»:

— Перспективы у Lifan хорошие — за 10 месяцев они продали в России 14 тысяч машин, с приростом на 30 процентов. Думаю, порядка 300 машин в год можно продавать в Казани. Предпосылок для роста благосостояния населения не видно, да даже если и денег станет больше — китайский автопром вполне может за три-четыре года серьезно подтянуть и качество, и дизайн. Когда «корейцы» заходили на наш рынок, над ними тоже многие смеялись, а теперь они в лидерах. Я помню, уже лет 5 назад ходили разговоры о том, что Lifan выстрелил и дальше стрельнет. Дешевый сегмент никогда не пропадет. Мы, в частности, продаем мультибренд, у нас все уходит, в том числе и дорогие автомобили за 4 - 5 миллионов, но все равно 65 - 70 процентов продаж дает B-класс. «Китайцы», правда, продаются очень редко — может быть, одна машина в квартал. Это потому что за «китайцем» покупатель сразу идет в специализированный салон, их не заказывают. В Челнах у них есть официальные дилеры, и в Альметьевске есть. ТТС, конечно, взял верный курс и очень вовремя. Рад за них, хорошо, что не побрезговали.

Думаю, и АвтоВАЗ от них пострадает, хотя и внедряет инновации. Vesta, например, очень хорошая машина, она и побольше, чем та же KIA Rio, и трассу лучше держит. Но если сравнивать автопром китайский и наш, наш просто финансово и структурно проиграет. Наши автомобили продаются только в России, а Китай экспортирует по миру. Объемы у них совершенно другие, а ведь чем больше объем, тем ниже себестоимость автомобиля.