«НАДО СТАРАТЬСЯ РЕФОРМИРОВАТЬ ВТО, А ЕСЛИ НЕ ПОЛУЧИТСЯ — ВЫЙТИ ИЗ НЕЕ»

Свое выступление председатель совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России и сопредседатель московского экономического форума Константин Бабкин начал с риторического вопроса. Нас, сказал он, как и всех граждан России, интересует, почему при том, что в стране есть такой потенциал и ресурсы для экономического развития, этого развития не происходит?

Сам промышленник уверен, что такое развитие реально и экономический подъем можно осуществить во вполне реальные сроки. На заседании ТПП он представил принципы стратегии экономического развития России до 2030 года (с полной версией можно ознакомиться здесь).

Принципы — это, по его словам, «скелет для дальнейшей работы», и, представляя данную промежуточную концепцию, Бабкин особо поблагодарил авторов концепций экономического развития страны, где есть схожие идеи. В частности, пришедших на обсуждение — академика РАН и советника президента РФ Сергея Глазьева и уполномоченного при президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей Бориса Титова, а также посетивших мероприятие представителей 47 отраслевых союзов.

Главная идея уже не первый год разрабатываемой экономической концепции Бабкина — реализовать потенциал народа, развить промышленность несырьевого сектора и сделать производство в России выгодным. Для этого он предложил «совершить три с половиной поворота»: первый — изменить принципы внешнеторговой политики, второй — изменить принципы налоговой политики, третий — усовершенствовать денежно-кредитную политику и дополнительно изменить политику ценообразования на сырьевые ресурсы, совершив налоговый маневр.

Начал рассказ о программе председатель совета ТПП с разумного протекционизма: «Мы предлагаем защищать тех производителей, которые живы. Если производство выжило при супердорогих кредитах, при отсутствии защиты рынка, значит, оно доказало свою высокую эффективность и нужно обеспечить таким производителям защиту». Уровень этой защиты должен быть таким, чтобы выровнять условия для отечественных и иностранных производителей. При этом, как отметил Бабкин, степень этой защиты постепенно будет снижаться, и после реформы Центробанка, после выстраивания разумной налоговой системы, после налогового маневра, когда деловой климат в России улучшится, нужно будет «снижать уже высоту этого заборчика».

Что касается Всемирной торговой организации, то подход предлагается крайне прагматичный — даже в рамках ВТО пытаться защищать наших производителей, опираясь на действие разработанных внутри этой организации механизмов. Если не получается — стараться реформировать ВТО, а если совсем не получится — просто выйти из нее. Также надо поддерживать своих экспортеров на внешнем рынке. Объем поддержки своих производителей у других стран в сравнении с Россией просто огромен (объем прямой государственной поддержки экспорта в 2012 году в Китае, например, составил $49 млрд., в США — 21 , в Германии — 20, в Индии — 11, а в России —только 0,1). Меры такой защиты — связанные кредиты, страхование сделок, компенсация расходов на маркетинг.

Все несырьевые производства в России достойны поддержки и защиты, считает Бабкин. Сегодня объем экспорта обрабатывающих секторов, по данным ФТС, составляет 2,1 трлн. рублей. По планам МЭР, к 2030 году он сможет увеличиться до 2,7 трлн. рублей. А в ТПП подсчитали, что в случае реализации предлагаемых программой мер стимулирования экспорта объем экспорта обрабатывающих секторов превысит 18 трлн. рублей к 2030 году.

«ПРЕДЛАГАЕТСЯ ЭКОНОМИТЬ НА ИМИДЖЕВЫХ ПРОЕКТАХ ФЕДЕРАЛЬНОГО И МЕЖДУНАРОДНОГО МАСШТАБА»

В сфере налогового регулирования стратегия исходит из того, что современная налоговая система в России не стимулирует производство и развитие. По сравнению с другими странами уровень налогового изъятия в РФ выше.

Бабкин считает необходимым вернуть доказавшую свою эффективность в 1999 - 2001 годах 50-процентную инвестиционную льготу по налогу на прибыль, меру, которую успешно использовало правительство Евгения Примакова.

Стратегия критикует применение правительством в последние годы прямого налогового маневра — оно повышает налоги и акцизы на добычу нефтепродуктов, повышая тем самым их стоимость на внутреннем рынке, и при этом снижает пошлины на вывоз, стимулируя экспорт сырья. «Мы предлагаем все сделать наоборот», — сказал Бабкин, а именно: обнулить НДПИ, акцизы на бензин и дизельное топливо, повысить экспортные пошлины на газ, нефть и прочие виды необработанного сырья.

Требуют авторы и введения прогрессивной шкалы сборов с фонда заработной платы. По их мнению, сегодня с учетом принципа социальных отчислений бедные фактически платят больше богатых. «Это не только подрывает доверие народа к власти, но и мешает работе большинства промышленных предприятий, где заняты работники с не самыми высокими зарплатами», — считает Бабкин. Переход от регрессивной (43%, 40%, 28%) к прогрессивной (35%, 40%, 45%) шкале налогов, привязанных к заработной плате, позволит снизить налоговую нагрузку на промышленные предприятия. Также предлагается упрощение системы отчетности и перераспределение налогов в пользу региональных бюджетов.

Еще одна мера по снижению налогового бремени: свободные средства государственного бюджета необходимо направлять на снижение налоговой нагрузки предприятий обрабатывающей промышленности. Предлагается даже экономить в этих целях на имиджевых проектах федерального и международного масштаба. По расчетам авторов, в 2012 году использование профицита бюджета и перечислений в резервные фонды могло бы снизить налоговую нагрузку на предприятия обрабатывающей промышленности на 691 млрд. рублей (35%).

«ЗОЛОТОВАЛЮТНЫЕ РЕЗЕРВЫ НАДО ВЕРНУТЬ В СТРАНУ И ЗАСТАВИТЬ РАБОТАТЬ НА СВОЕ ГОСУДАРСТВО»

В блоке кредитно-денежной политики Бабкин вновь повторил то, что говорит уже долгое время: современная политика Центробанка «таргетирует» инфляцию и не нацелена на стимулирование экономического роста. Уровень кредитования в России существенно ниже, чем в других странах, кредиты неподъемно дороги. Взять хотя бы тот факт, что половина всей финансовой помощи минсельхоза агропрому приходится на субсидии процентов по кредитам. Вместо этого в стратегии предлагается обеспечить реальный сектор доступным кредитованием за счет постепенного снижения ключевой ставки с текущих 10% до 1% в 2019 году.

Где же взять так нужные экономике денежные средства? Авторы предложили снизить объем российских золотовалютных резервов. Как они полагают, достаточный объем ЗВР должен быть в сумме трехмесячного импорта и годового обслуживания госдолга страны. Сегодня ЗВР России составляют $368 млрд., оптимум по формуле, предложенной в стратегии, мог бы быть $126 млрд., что позволило бы высвободить оставшиеся средства для работы в экономике. «ЗВР надо вернуть в страну и заставить их работать на свое государство», — заключил Бабкин. Также он призвал «прекратить терроризировать банковскую систему спорадическим отзывом лицензий». Еще один пункт программы (который вызвал в дальнейшей дискуссии вопросы) — смягчение или отказ от валютного контроля при осуществлении предприятиями экспортных операций.

Не мог руководитель ассоциации производителей сельхозтехники «Росагромаш» (такой пост тоже числится за Бабкиным) обойти вниманием и перспективы агропрома. Он считает, что при грамотном подходе доход аграриев может вырасти в 4,6 раза, при этом он в 2 раза превысит доход добывающего сектора.

Пророчества о 20 предстоящих России годах стагнации Бабкин назвал неправдой, он убежден, что потенциал России огромен, и в подтверждение своих слов привел сказанное в 2015 году Евгением Примаковым: «При худшем сценарии выход России из тяжелой экономической полосы произойдет в течение не более двух лет. Но это время обязательно должно быть наполнено нашей активностью, прежде всего для диверсификации экономики».

Основные упреки к программе Бабкина, как правило, касаются тем протекционизма и инфляции. Заранее упреждая такие вопросы, он заявил: «Хочу сразу ответить на возможную критику — о протекционизме. Разумный протекционизм должен исходить из расчета и анализа реалий. Что касается инфляции, то борьба с инфляцией — абсолютно ложный ориентир. Правительство борется с инфляцией неправильными методами, у нас повышение налогов порождает инфляцию, и высокая процентная ставка в итоге — тоже».

СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ: «ДЕНЬГИ — ЭТО НЕ ТОВАР, КАК СЧИТАЮТ ЛИБЕРАЛЫ»

Первым свое мнение о представленной экономической программе высказал академик РАН, советник президента РФ Глазьев. «Мне особо нравится мысль о поддержке отечественных производителей», — сказал он, при этом отметив, что в большинстве высокотехнологичных отраслей преимущество сегодня в России имеют иностранные производители. И привел пример авиапрома — импортеры за счет льгот по НДС, косвенно за счет субсидирования импорта, и того, что наши госбанки вложились в лизинг иностранных самолетов, по сути, получают от России субсидии, которые, по расчетам Глазьева, составили на последние 5 - 7 лет до $5 млрд.: «А сколько можно было бы на эти средства наших самолетов произвести, которые ничем не хуже зарубежных?»

В сфере налоговой политики он назвал документ хорошо проработанным: «Его можно брать за основу, чтобы выходить с законодательными инициативами и представлять в органы власти, обсуждать обратный налоговый маневр». Однако внес дополнения — предложил добавить увеличение льготного налогообложения по инвестиционной активности, а также налог Тобина: «У нас 150 триллионов рублей в квартал оборот московской биржи, и такая мера дала бы 3 триллиона дополнительных доходов в бюджет без всякого ущерба для экономической активности».

Перенести фокус внимания академик предложил с таможенных тарифов на денежно-кредитную политику. «Сегодня роль тарифа не так велика. Изменения таможенного тарифа не так важны по сравнению с колебаниями валютного курса». Глазьев объяснил, что так как в мире считается хорошим тоном выполнять нормы ВТО, то, не нарушая правил ВТО, все страны активно поддерживают своего товаропроизводителя с помощью мер денежно-кредитной политики, появилось даже новое понятие «денежно-промышленная политика», меры которой — количественное смягчение, отрицательные процентные ставки, субсидии, кредиты производственным предприятиям.

«Деньги — это не товар,как считают либералы, а инструмент кредитной поддержки экономического развития. Главная функция банка системы — создание условий для инвестиционной активности», — заявил советник президента. Понимая, что главная претензия к его собственным экономическим взглядам — вопрос о предотвращении инфляции и спекуляций в связи с предлагаемым ростом денежной массы в экономике, Глазьев подчеркнул, что Россия недомонетизирована, но ключевой вопрос: как именно расширить денежное предложение. «Если мы просто снизим ставку и дадим деньги, опыт 2008 года показал, что тогда эти средства просто уйдут на валютную биржу. Важно обеспечить целевое использование этих средств», — сказал он, обратив внимание также и на то, что валютный контроль (от которого в стратегии предлагается отказаться) необходим против спекулятивных атак.

«ЭКОНОМИКА ГОТОВА К РОСТУ — ДОСТАТОЧНО УВИДЕТЬ РЕЗУЛЬТАТ СУБСИДИЙ ДЛЯ СЕЛЬХОЗМАШИНОСТРОЕНИЯ»

Уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Титов поддержал базовое направление стратегии — активное стимулирование развития производства, однако не согласился с предложениями по протекционизму. По его мнению, протекционизм — это эпоха 1960 - 1970-х, которая доказала, что введение пошлин дает отрицательный результат. «Живя в теплом болоте внешних барьеров, часто происходит резкое понижение эффективности, конкурентоспособности товаров. Если мы вводим такие меры, мы должны четко прописывать в динамике их снижение, мы должны понимать, что эти меры могут быть только временными», — пояснил Титов. Бизнес-омбудсмен уверен, что только те страны могут считаться развитыми, которые могут эффективно конкурировать в свободной экономике. Еще один его аргумент против протекционизма — то, что, увеличивая пошлины, мы увеличиваем стоимость собственной промышленной модернизации, так как далеко не все в сфере машиностроения или транспорта способны сегодня произвести сами.

Также он отметил, что введение экспортных пошлин противоречит напрямую правилам ВТО. И «если мы не хотим ссориться», предложил использовать как инструмент возврат НДС.

При этом Титов согласен, что налоги должны стимулировать модернизацию отечественных производств, и солидарен с авторами документа в вопросе снижения кредитной ставки. Дополнить стратегию, по его мнению, могли бы меры по поддержке спроса, тарифной политике. Бабкин ответил на критику протекционизма: а если ЕС продолжит дотировать свое сельское хозяйство в огромных объемах, то как мы можем отказаться от защиты своих агропроизводителей?

Владимир Гутенев, первый заместитель председателя комитета ГД по промышленности, обратил внимание собравшихся на внешнеполитический контекст: «Мы видим, какая происходит деградация международного права. И необходимы меры протекционизма не только в виде защиты национального рынка, это вообще создание условий для развития национальной экономики». В связи с внешнеполитическими обстоятельствами важна роль ОПК. «Оборонно-промышленный комплекс — это ядро нашей промышленности», — заявил депутат и посоветовал уделить в стратегии больше внимания этому сектору. Он привел примеры, как меры поддержки промышленности работают уже сейчас: «Экономика готова к росту — достаточно было увидеть результат субсидий для сельхозмашиностроения. Мы видим, как идет импортозамещение в электронной компонентной базе, авиа- и машиностроении». На фоне спада в автопроме такие меры, как 100-процентное субсидирование сертификации за рубежом и компенсация 80% логистических затрат при экспорте, дают эффект — отмечен рост в производстве грузовых автомобилей. При этом Гутенев согласен, что «при жесткой монетарной политике мы не можем нормально кредитовать экономику, что является тяжелым фоном для ее развития».

«ИЗ ТОГО ДЕИНДУСТРИАЛИЗАЦИОННОГО КОНЦЛАГЕРЯ, ГДЕ МЫ УЖЕ 25 ЛЕТ НАХОДИМСЯ, ПРОСТО ТАК НЕ ВЫБРАТЬСЯ»

Научный руководитель Института экономики РАН, сопредседатель московского экономического форума Руслан Гринберг назвал создание стратегии очень серьезным успехом. При этом он призвал коллег по цеху к поиску консенсуса. «У нас в России очень большой дефицит договороспособности, — отметил ученый. — Вот мы любим огульно критиковать программу Кудрина, но ведь в ней можно найти кое-что и положительное. А многие так называемые либералы огульно критикуют глазьевские взгляды, но если бы эти люди не были такими зашоренными, то нашли бы там то, что верно, как дважды два четыре».

Говоря о предложениях стратегии, Гринберг также отметил: «Закрывать рынок контрпродуктивно и просто неприлично с точки зрения нашего участия в международных организациях. Если мы хотим что-то там менять, нам нужно искать там союзников — Индию, Китай». Он призвал к точечности в протекционизме: «Просто закрывать рынки — это архаика». При этом экономист заявил, что не видит просвета в улучшении инвестклимата, по его мнению, вопрос даже не в недоступности кредитов, а в том, что «не хотят вкладывать деньги даже те, у кого они есть».

Эмоционально отреагировал на критику протекционизма председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов: «Из того деиндустриализационного концлагеря, где мы уже 25 лет находимся, просто так не выбраться, нужны защитные меры! Протекционизм — это защита, чтобы тебя не проглотили, и, защитившись этим панцирем, надо идти вперед». Он отметил, что впервые большая экономическая стратегия основой считает именно промышленное развитие страны, и предложил определить в ней также и «прорывные русские индустрии», которые должны стать лицом России в мире.

Николай Коломейцев, первый заместитель председателя комитета ГД по труду, социальной политике и делам ветеранов, заместитель руководителя фракции КПРФ, посоветовал авторам обратить больше внимания на тарифы и на тот факт, что нефть и газ для отечественного потребителя оказываются дороже. По его мнению, в стране по-прежнему реализуется «кудринская политика», а ее сторонники не видят очевидного: «Так любимый либералами Милтон Фридман говорил, что, если монетизация вашей экономики ниже 45 процентов, говорить о вашем будущем бессмысленно». Это порождает «сверхнеэффективное управление» экономикой.

Экономист Михаил Хазин призвал собравшихся смотреть в корень — в стране реализуется все та же принятая в 1991 году программа: «В 91 году было принято решение встраиваться в долларовую систему. Мы встроились худшим образом. Отдали все что могли. Можно предъявлять претензии организаторам и даже признать их преступниками, но это бесполезно». Суть этой модели построена на отказе от внутренних инвестиций вообще: «Мы делаем ставку на иностранные инвестиции. Иностранные инвестиции идут только в том случае, если есть низкая инфляция, а для этого зажимаем денежную массу. Ошибка тут в каждом шаге. Однако эта логика работала в 2000-е годы, потому что у нас был приток долларов и мы могли эти инвестиции возвращать. А теперь все, больше не работает. Все остальное — следствие». Экономист призвал менять базовую модель, так как в рамках нынешней «правительство игнорирует любую экономическую политику за исключением бюджетного балансирования».

Буквально накануне совета ТПП было опубликовано поручение президента Владимира Путина правительству подготовить с участием ТПП РФ и ведущих общественных объединений предпринимателей и утвердить комплексный план действий правительства РФ на 2017 - 2025 годы, в котором предусмотреть меры, обеспечивающие достижение не позднее 2019 - 2020 годов темпов роста российской экономики, превышающих темпы роста мировой экономики. Речь должна идти об улучшении делового климата, повышении результативности крупных инвестиционных проектов, наращивании объема несырьевого экспорта, мерах по развитию малого и среднего предпринимательства, по повышению эффективности государственной поддержки отраслей экономики.

Случайное совпадение? Или действительно есть шанс, что голос Бабкина, его коллег и всех, кто ждет смены экономического вектора, может быть услышан?