... Сегодня утром возник пожар на третьем этаже жилого корпуса казанской исправительной колонии строгого режима №2

«ОНИ РАЗМЕЩЕНЫ В СМЕЖНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ — КЛУБЕ, СТОЛОВОЙ, БЛИЗЛЕЖАЩИХ ЖИЛЫХ КОРПУСАХ»

Сегодня около 7 утра возник пожар на третьем этаже жилого корпуса казанской исправительной колонии строгого режима №2. Сотрудники ИК эвакуировали около 400 содержащихся в корпусе заключенных-рецидивистов. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщила пресс-секретарь УФСИН по РТ Инга Мазуренко.

«Они размещены в смежных помещениях — клубе, столовой, близлежащих жилых корпусах, — рассказала Мазуренко. — Все осужденные размещены там».

Исправительное учреждение рассчитано на содержание 1,6 тыс. человек, сейчас лимит не исчерпан, и сложностей при размещении заключенных не возникнет, считают в УФСИН. Площадь пожара составила около 80 кв. метров. При возгорании первый и второй этажи корпуса не пострадали. На третьем этаже, где произошел пожар, проживали около 100 осужденных. «Те, кто проживал на первых двух этажах, вернутся и будут проживать там, — сообщила Мазуренко. — Остальные будут распределены по другим отрядам». По словам наблюдателей, произошло также обрушение кровли здания. Однако, как пояснила пресс-секретарь, был произведен лишь частичный разбор конструкции кровли с целью проливки чердачных помещений. Это надо было сделать, чтобы нового возгорания не произошло, — собственно, пожарные поступают так и на гражданских объектах.

Из-за пожара пришлось эвакуировать около 400 содержащихся в корпусе заключенных. Они размещены в смежных помещениях — клубе, столовой, близлежащих жилых корпусах
Фото: Азат Гайнутдинов

«Причина возгорания пока непонятна, ведется экспертиза. Но на другие корпуса огонь не перекинулся, — сказала Мазуренко. — Во всех наших учреждениях есть видеокамеры, и первым возгорание заметил оператор видеонаблюдения. Пожар произошел в помещении, где хранились личные вещи осужденных: одежда и то, что положено иметь при себе. Корпус жилой, но это помещение для хранения вещей».

В УФСИН на данный момент затруднились сообщить количество привлеченных пожарных. «В учреждении есть своя пожарная часть, — сказала пресс-секретарь. — Привлекалась и она, и подразделения МЧС». В пресс-службе МЧС по РТ, однако, не стали даже говорить, какие силы и средства выезжали на событие. «Мы не комментируем информацию о пожарах в подобных закрытых учреждениях», — заявил «БИЗНЕС Online» руководитель пресс-службы ГУ МЧС России по РТ Андрей Родыгин.

С утра у колонии также дежурили две кареты скорой помощи. «Пострадавших нет, но это нормальная практика, тем более это необычный, режимный объект, где достаточно большое скопление людей на не очень большой территории, — объяснила Мазуренко. — Информации о том, что кому-то стало плохо, у меня нет».

... Площадь пожара составила около 80 кв. метров, был произведен частичный разбор конструкции кровли с целью проливки чердачных помещений

«ВИДИМО, ВСЕ ОБОГРЕВАЮТСЯ ВСЯКИМИ САМОДЕЛЬНЫМИ ПРИСПОСОБЛЕНИЯМИ»

Утром в воздухе около колонии ясно ощущался запах гари, а с территории все еще тянулся дымок, развеваемый ветром по прилегающей промзоне. Корреспондент «БИЗНЕС Online» насчитал на месте по меньшей мере 5 пожарных машин, расположившихся вдоль забора с колючей проволокой. Доступ в развернутый оперативный штаб был закрыт охраной — рядом режимное учреждение.

«Подняли по тревоге, сказали стоять здесь и никого не впускать, кроме пожарных», — рассказал охранник, пожелавший остаться неназванным. На все уговоры пропустить к месту, откуда обзор был бы лучше, он был непреклонен, пояснив, однако, что все начальство колонии сейчас на месте и со всеми вопросами лучше обратиться к ним. Собеседник издания пояснил, что под фразой «все начальство» он имел в виду и Дауфита Хамадишина, и его замов, которые в тот момент еще находились на месте пожара. Мол, к ним и обращайтесь.

Пожар произошел в помещении, где хранились личные вещи осужденных: одежда и то, что положено иметь при себе. Корпус жилой, но это помещение для хранения вещей
Фото: Азат Гайнутдинов

«Дауфит Закирович приезжал, — подтвердила „БИЗНЕС Online“ Мазуренко. — Ситуация сейчас под контролем начальника колонии Юрия Арбузова».

А тем временем (на часах было 9:45 утра) с места происшествия время от времени выезжали машины скорой помощи и полиции. Снаружи колонии сквозь плотный дым было видно, что на скатной шиферной крыше злополучного кирпичного здания работают как минимум трое спасателей.

Знакомые с ситуацией внутри колонии собеседники «БИЗНЕС Online» заметили: раз пожар произошел в жилом корпусе, то приложить к нему руку могли и сами осужденные, причем не обязательно это что-то умышленное. Мало кто заинтересован в ухудшении условий содержания, что неизбежно в случае вынужденного переселения на временные места, пояснил источник газеты. Но, в конце концов, на улице мороз, а в бараках отнюдь не рай — могли греться. «Сейчас мне позвонили ребята, которые рассказали, из-за чего мог начаться пожар. Там либо не работало отопление, либо работало некачественно, — рассказал „БИЗНЕС Online“ еще один правозащитник — Владимир Рубашный, эксперт Общественной палаты РТ, экс-сотрудник уголовно-исполнительной системы, подполковник в отставке. — Осужденные замерзают в отрядах, даже сотрудники в шапках сидят в своих кабинетах. И, видимо, все обогреваются всякими самодельными приспособлениями, от которых и мог начаться пожар». В пресс-службе, однако, это опровергают: осужденные этого отряда были на завтраке, в верхней одежде. Что же до отопления, то оно работает, температура соответствует санитарным нормам, никто не мерзнет.

... Исправительное учреждение №2 рассчитано на содержание 1,6 тыс. человек

КОЛОНИЯ №2: СУИЦИД НАЧАЛЬНИКА, ПОДОЗРЕНИЯ СЛЕДКОМА И ИЗВЕСТНЫЕ АРЕСТАНТЫ

Напомним, что ИК-2 в Казани в последнее время «засветилась» в публичном пространстве несколько раз. Именно здесь покончил с собой начальник учреждения 26 января 57-летний Азфар Кадиров. Его тело нашли в кабинете. Буквально за 10 дней до трагедии следственный комитет РФ по РТ сообщил о возбуждении уголовного дела в отношении подчиненного Кадирова — замначальника ИК-2 38-летнего Игоря Леонидова. По версии следствия, с апреля 2013 по май 2015 года подполковник за послабление режима содержания и решение вопроса об УДО получил только от одного из осужденных деньги и строительные материалы на 600 тыс. рублей. Своей вины он не признал. Дело, однако, завершено: прокуратура РТ передала его в Приволжский районный суд, причем здесь уже фигурирует и фамилия покойного Кадирова как человека, причастного к «уговорам» зэка.

Сама колония — место историческое, она находится на месте основанной в 1837 году Арестантской роты гражданского ведомства по распоряжению Николая I. Тогда в ней было 200 арестантов. Затем, в 1881 году, рядом появился первый земский арестантский дом — в его помещениях сегодня находится больница для осужденных, открытая там в 1934 году. Сейчас население колонии может доходить до 1652 человек, а в годы войны здесь жили и работали до 12 тыс. осужденных. Крупнейшее в стране производство выпускало корпуса минометных мин, снарядов и противотанковых гранат. После войны за вклад в победу учреждению на вечное хранение было вручено Знамя Государственного комитета обороны СССР.

Сейчас здесь сидят только рецидивисты — то есть те, кто уже отбывал заключение ранее. Из известных сидельцев — Артур Якупов, более известный в криминальном мире по прозвищу Акула. Это правая рука лидера ОПС «Жилка» Хайдара Закирова, которому СМИ приписывали причастность к убийству Галины Старовойтовой. Из колонии Якупов так и не вышел, месяц не дожив до возможного условно-досрочного освобождения. В больнице для осужденных, где провел последние дни главный киллер «Жилки», есть самые разные отделения — инфекционное, терапевтическое, хирургическое. В эту больницу сразу после задержания угодил и сын олигарха Егор Сосин, задушивший свою мать в отеле «Корстон».

... Сейчас в ИК №2 сидят только рецидивисты — то есть те, кто уже отбывал заключение ранее

«ЭТА ЗОНА ОЧЕНЬ ПРИЛИЧНА В ПЛАНЕ ТОГО, ЧТО НА ЕЕ ОБУСТРОЙСТВО АДМИНИСТРАЦИЯ ДЕНЕГ НЕ ЖАЛЕЛА»

Какова обстановка внутри колонии, «БИЗНЕС Online» попросил оценить правозащитников.

Крупных эксцессов с осужденными здесь не возникало, говорит Рубашный. Хотя бы потому, что на этой зоне можно работать. По его словам, в ИК-2 сейчас находится самое мощное по республике и, наверное, по всей России литейное производство за решеткой. Там делают задвижки для водопроводных труб большого диаметра. Кроме того, есть еще и сопутствующие производства. На производстве выпускают чугунное литье, включая обратные клапаны, канализационные люки, магнитные фильтры, и, главное, трубозапорную арматуру. Колония практически в одиночку обеспечивает чугунными клиновыми задвижками территорию от Москвы до Урала, говорится на официальном сайте учреждения. Хотя был инцидент в 2012 или 2013 году, припоминает он массовое избиение осужденных. «Причины я сейчас уже и не припомню, — осторожно отмечает Рубашный. — Что-то из-за ШИЗО, где они содержались. Тогда еще начальником этого учреждения был Фаргат Галлямов. По связанным с этим избиением причинам или по каким-то другим его перевели работать в уголовно-исполнительную инспекцию. И в этой колонии начальником стал Азфар Кадиров, который в прошлом году покончил жизнь самоубийством».

При Галлямове колония была достаточно «красной», там были его соглядатаи со стороны осужденных, работающих на администрацию. Когда пришел Кадиров, режим там немного изменился в сторону того, что криминальная часть осужденных, так называемая черная, стала брать ситуацию под свой контроль, считает Рубашный.

«А после того как в колонию пришел Юрий Арбузов, у нас в ОНК информации из ИК-2 не поступает, — заключил Рубашный. — Я имею в виду поборы с осужденных или с их родственников. Такой информации нет! Никаких ситуаций с этой зоной у нас не возникает. Она очень прилична в плане того, что на ее обустройство администрация денег не жалела. Другой вопрос: откуда она их брала? После истории с Кадировым и его заместителем, который сейчас находится под следствием, не все там гладко и просто. Понятно, что это были деньги в том числе и родственников, и осужденных. Но в плане ремонтов отрядов, условий содержания это одна из лучших колоний по Республике Татарстан. Со времен Галлямова она очень обеспечена в плане условий содержания и вообще в целом. В результате отсюда редко были жалобы на питание, на условия содержания. А с администрацией там временами были проблемы. Но так всегда бывает...»

... В УФСИН на данный момент затруднились сообщить количество привлеченных пожарных

«Я ОСМОТРЕЛ ВСЕ СВОИМИ ГЛАЗАМИ: ТАМ СУХО И ТЕПЛО, НИКАКИХ ПРОБЛЕМ НЕТ»

По словам члена Общественной палаты РТ, руководителя АНО «Центр социальной реабилитации и адаптации» Азата Гайнутдинова, который посетил сегодня ИК-2 вместе со своим коллегой — членом ОНК Рамилем Хисамовым, горел третий этаж здания шестого отряда, помещение для вещей.
«Возгорание началось с этой каптерки, как ее здесь называют. Пожар давно локализован, и, хотя крыша не рухнула, стропила менять, видимо, все-таки придется», — рассказал Гайнутдинов.

Причины пожара сейчас выясняются — может быть, это произошло из-за неисправной проводки
Фото: Азат Гайнутдинов

По его словам, причины пожара сейчас выясняются — может быть, это произошло из-за неисправной проводки. Сейчас на месте работают пожарные дознаватели. Пожар начался в 6:45, когда отряд был на завтраке, поэтому пострадавших нет. Единственной проблемой заключенные называют то, что во время тушения крыши были залиты водой их личные вещи на втором этаже. Тех, кто жил в этом здании, переселят в соседние общежития. Всего в этом здании жили 287 человек.

Гайнутдинов опроверг версию о том, что причиной пожара могла стать низкая температура в бараках. «Я разговаривал с осужденными, с администрацией, осмотрел сам, своими глазами: там сухо и тепло, с этим проблем нет», — заявил он.

Наш собеседник сообщил, что тем, у кого от пожара пострадала сменная одежда, ее в рамках оказания «гуманитарной помощи» выделит возглавляемая Гайнутдиновым организация. «Трусы, майки, носки мы выделим за счет центра. Мы запланировали встретиться с осужденными в следующий вторник», — пояснил собеседник «БИЗНЕС Online».