.

ТРИ ЧАСА С ЖУРНАЛИСТАМИ

Почти трехчасовую пресс-конференцию для руководителей средств массовой информации ПФО провел вчера полномочный представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Михаил Бабич. На встрече присутствовали более полусотни журналистов СМИ всех 14 регионов ПФО, в том числе «БИЗНЕС Online». По традиции не было никакой модерации вопросов, никакого их согласования. Даже ведущего не было — журналисты работали по принципу «свободный микрофон», сами брали слово. Полный разгул демократии...

В начале встречи Михаил Викторович подвел итоги года для Приволжского федерального округа, рассказав о том, как прошли здесь выборы, как чувствует себя экономика, что происходит в сфере ЖКХ... Среди позитивных новостей — о том, как продвигается проект высокоскоростной магистрали Москва — Казань, о принятом решении к 2020 году начать серийное производство Ил-114 на нижегородском заводе «Сокол», об успешном развитии региональной авиации...

Отвечая на многочисленные вопросы прессы, Бабич говорил на самые разные темы. Понятно, что в каждом регионе свои проблемы, и было четкое ощущение, что полпред с ними хорошо знаком — он легко оперировал цифрами и фактами. Как удивилась в конце встречи одна из ее участниц: он, кажется, единственный, кто на пресс-конференции ни разу не заглянул в планшет...

«ЭТО ВОЗМОЖНО, НИЧЕГО СТРАШНОГО»

Один из вопросов «БИЗНЕС Online» касался весьма острой темы: «Михаил Викторович, вы недавно были в гостях у нас в Казани, встречались с митрополитом Казанским и Татарстанским Феофаном. В связи с этим как раз вопрос... Может быть, вы с владыкой тоже эту проблему обсуждали. То и дело в общество вбрасывают идею ввести в российских школах предмет „Основы православной культуры“. Как вы к этому относитесь? И как отнеслись бы к тому, что в Татарстане в ответ могут ввести параллельный предмет „Основы мусульманской культуры“?»

«Что касается основ православной культуры, а также основ мусульманской культуры, позиция была, есть и, надеюсь, останется неизменной в этом плане: это должен быть добровольный выбор родителей и учащихся, — сразу заявил полпред. — Понятно, что в каждом регионе своя специфика. Есть регионы, где на это идут более охотно, а есть регионы, где в силу разных политических, конфессиональных, религиозных причин не торопятся идти по этому пути. Татарстан относится к таким регионам. У нас был не один разговор на эту тему и со святейшим патриархом, и с владыкой Феофаном. И здесь мы призываем к тому, чтобы все было разумно и в интересах детей. Если общество будет готово к тому, чтобы вводить основы православной культуры и основы мусульманской культуры, значит, так тому и быть. Но пока есть какие-то в этом плане ограничения, например, касающиеся готовности преподавателей, преподавания. Это тоже очень важный аспект. Ведь надо не просто ввести предмет, необходимо нужное количество педагогов, профессиональных преподавателей. Чтобы это было в плюс, а не дискредитировало идею. А это непростая ситуация...»

Про нашу республику Бабич сказал: «Если говорить про Татарстан, то общество должно быть готово к тому, что классы, в которых дети учатся в смешанном национальном составе, будут разделяться на разные потоки: кто-то пойдет изучать основы мусульманской культуры, кто-то — основы православной культуры. Это возможно, ничего страшного. И это, наверное, эволюционный путь развития. Главное — все делать так, чтобы было не в ущерб...»

«Мне кажется, что сейчас и владыка Феофан, и, соответственно, руководство республики это хорошо понимают, находятся в диалоге, — подчеркнул Бабич. — Буквально вчера мы встречались с владыкой Феофаном, он был в Нижнем Новгороде, участвовал в открытии гимназии, еще раз посмотрел опыт Нижегородской области. И был у нас разговор о том, что, конечно, есть разные ситуации в разных регионах. Причем это не обязательно Татарстан и Нижегородская область. Ситуация разная, допустим, в Нижегородской области и в Ульяновской, разная в Нижегородской области и в Чувашии. Разные показатели совершенно... Поэтому тут много есть факторов и надо с этим очень аккуратно обращаться. И относиться к этому с уважением...»

«Нас попросили провести родительские собрания, — рассказал Михаил Викторович. — Мы помогли их организовать. Во всех школах, во всех регионах такие собрания прошли. У священнослужителей была возможность пообщаться с родителями, донести свою точку зрения. Родители послушали. Дальше все было очень по-разному. Где-то очень быстро согласились с их предложением, а где-то пока не торопятся. Собственно, это такой процесс, которому нужно помогать, способствовать такому религиозному просвещению. Но ни в коем случае не нужно передавить, это может иметь совершенно обратный эффект».

.

ИМЯ БУДУЩЕГО РЕКТОРА ИСЛАМСКОЙ АКАДЕМИИ ПО-ПРЕЖНЕМУ ЗАСЕКРЕЧЕНО

Еще один вопрос от «БИЗНЕС Online» касался важнейшей для мусульман России темы: «Строители обещают в мае 2017 года достроить Болгарскую исламскую академию, и в сентябре она уже примет первых студентов. Не известно ли вам случайно, кто будет ректором (тут Михаил Викторович заулыбался — явно в курсе перипетий и фамилий кандидатов!прим. авт.)? И какие у вас ему пожелания?»

«Что касается Исламской академии... Это было решение президента Российской Федерации, — напомнил полпред. — Система исламского образования включает средний уровень — медресе, высшие учебные заведения. И, соответственно, логично, когда у нас появилась бы своя исламская богословская школа, которая уже готовила бы преподавателей, готовила бы ученых-богословов. Чтобы мы не из-за рубежа привлекали специалистов, которые несли сюда неизвестно что, а чтобы наши богословы были такого уровня, который будет востребован нашей молодежью. Вот для этого создается Исламская академия».

«Я был там неоднократно, вы знаете, — сказал Михаил Викторович. — И совещания специальные мы в этой части проводили. У меня нет сомнений, что в установленный срок, то есть в мае, строительные работы будут закончены. С высокой долей вероятности с 1 сентября начнется учеба... Сейчас идет процесс комплектования педагогами, преподавателями, идет подбор студентов, которые там будут учиться».

Также Бабич заметил: «Вы знаете, что был подписан указ президента Республики Татарстан о том, чтобы два объекта развивались параллельно. С одной стороны, это Болгарская исламская академия, с другой стороны — это собор Казанской иконы Божией Матери, в который 21 июля святейший патриарх Кирилл заложил первый камень. Это пример толерантности, когда всем религиям уделяется равноценное внимание, они параллельно развивают и образовательный процесс, и воспитательный процесс, культовые все вопросы. Поэтому у меня по Исламской академии вопросов нет».

Однако имя ее будущего ректора так и осталось засекреченным: «Что касается ректора, безусловно, кандидатуры мы обсуждаем. Называть их, по понятным причинам, не могу, потому что идет процесс изучения и согласования. Очень важный человек появится в системе образования страны — не только Татарстана. И, конечно, тут есть набор требований, которым он должен отвечать. Думаю, что решение будет разумное...»

«ВЫСШЕЕ ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО ПРОДОЛЖАЕТ ИМЕНОВАТЬСЯ НЕ ГЛАВОЙ, А ПРЕЗИДЕНТОМ»

От коллег из РТ было два интересных вопроса: «Как вы относитесь к тому, что высшее должностное лицо Татарстана продолжает именоваться не главой, а президентом?.. И может ли заключаться новый договор о разграничении полномочий между федеральным центром и регионом? Срок договора уже истекает (в 2017 годуприм. авт.)».

«Что касается наименования должности, президент или как-то иначе, мне, наверное, как полпреду президента, некорректно будет высказываться после того, как президент по этому поводу высказался, — дипломатично заметил Бабич. — Мне кажется, он исчерпывающе высказал свое отношение к этому вопросу. И давайте пока на этом остановимся. Что касается договора, таких предложений Татарстан не вносил. Безусловно, если они будут внесены, они будут рассмотрены. Говорить о перспективах я не буду, но пока таких предложений, собственно, нет».

«А нужен вообще этот договор, на ваш взгляд?» — уточнил свой вопрос журналист.

«Это уже Татарстан должен определить, а потом обосновать свою позицию», — ответил полпред.

.

«БАШНЕФТЬ» ОСТАЕТСЯ «БАШНЕФТЬЮ»?

Коллега из Башкортостана поинтересовалась судьбой «Башнефти», пожаловавшись, что за два месяца после сделки с «Роснефтью» пресса не получила никакой информации, даже не знает, сохранится ли бренд!

«Роснефть» — не та компания, которая приобретает актив для того, чтобы он не работал, или для того, чтобы он снизил показатели, — заметил Бабич. — «Роснефть» приобретала «Башнефть» для того, чтобы развивать этот актив. Я сейчас не хочу кидать камни в сторону прошлого руководства, но, по крайней мере, те доклады, которые сегодня идут, и та информация, которой мы сегодня владеем, показывает, что очень большие вопросы есть к эффективности работы предыдущего менеджмента. Если позволите, я не буду в эту тему углубляться, ей будет дана соответствующая оценка, в том числе правовая, в ближайшее время. Но тем не менее, отвечая на ваш вопрос, хочу сказать, что «Роснефть», конечно же, заинтересована в развитии «Башнефти». Я сейчас могу ошибиться, но, по-моему, вопрос о смене бренда и не стоит, изначально это было проговорено. И «Башнефть» остается «Башнефтью»... Что касается социальных обязательств, очень важных, все социальные обязательства, которые «Башнефть» несла и по благотворительному фонду, и по социальной программе, они все сохранились... Более того, мы хотим эту социальную нагрузку немножко нарастить — не буду анонсировать, но тем не менее...»

СТАДИОН В САМАРЕ: «В МАЕ, МАКСИМУМ В ИЮНЕ В ГРАФИК ВОЙДЕМ»

Напрямую касался Татарстана вопрос о строительстве стадиона в Самаре, хотя ни республика, ни генподрядчик ПСО «Казань», ни глава ПСО Равиль Зиганшин упомянуты не были (о проблемах футбольного стадиона газета «БИЗНЕС Online» рассказывала еще в июле). Журналист просто спросила: «Есть ли сегодня уверенность, что стадион будет сдан вовремя?»

«Вы знаете, что по вашему стадиону и я провел не одно совещание. И Виталий Мутко, и Игорь Шувалов — все участвовали в строительстве этого стадиона. Сейчас уже понимаем, что к маю мы нагоним все графики. Сейчас урегулируем взаимоотношения между регионом и генеральным подрядчиком, проектировщиками, контролерами. Все условия сейчас созданы для того, чтобы стадион [был построен вовремя], а предполагается, что он будет одним из самых красивых в стране. И для этого есть все основания, потому что проект действительно очень интересный, и для Самары это будет знаковым местом. Сейчас сделано все для того, чтобы согласования сократить. К маю, максимум к июню, я надеюсь, мы в график войдем...»

Михаил Викторович поинтересовался у самарских журналистов: «Вам нравится, что сейчас происходит в Самаре в этой части?» Ответ был очень понятен казанцам, которые пережили подготовку к Универсиаде-2013: кругом глобальная стройка!

«Стоит съездить в Самару и посмотреть, с дорогами что происходит, с развязками, с мостами, с путепроводами и так далее. Кругом одна стройка! — вполне себе жизнерадостно заявил Бабич. — Значительные средства выделили сегодня. По-моему, на следующий год 23 миллиарда только на город, на дорожное строительство... Это зачастую бюджет целых городов... Хотя самарцы все жалуются...»

«Пробки!» — грустно подтвердила журналист из Самары. «Знаете, так же было во Владивостоке, — заметил полпред. — Два года город стоял вообще!.. Кроме негатива ничего нет. А потом в один момент раз — и словно шторки раздвинулись, и совершенно другой город получился! Думаю, что и здесь будет так же».

Вместо Владивостока вполне можно было привести в пример Казань. Здесь тоже «шторки раздвинулись» к Универсиаде... Бабич не случайно упомянул столицу Татарстана: «Не говорю уж о Казани, которую все приводят сегодня как эталон».

Фото: pfo.gov.ru