БИЗНЕСУ НУЖНО ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ

2 декабря в казанском отеле «Ривьера» известные бизнесмены-благотворители и HR-менеджеры из Москвы и Казани обменялись опытом реализации социальных проектов и поговорили об их влиянии на развитие бизнеса. На открытой площадке «Социальные проекты бизнеса: эффективные модели», информационным партнером которой стала газета «БИЗНЕС Online», собралось около сотни руководителей компаний, представителей некоммерческих организаций и студентов.

«Еще несколько лет назад словосочетание „социальные проекты и бизнес“ мы бы не поняли, но сегодня о социальном предпринимательстве и ответственности бизнеса говорят все чаще, — открыл семинар председатель Общественной палаты РТ (ОП РТ) Анатолий Фомин. — Наступило время, когда бизнесу нужна общественная поддержка, общественное признание».

В Татарстане, по его словам, зарегистрировано около 400 некоммерческих организаций социальной направленности, которые могут взаимодействовать с бизнесом. Не случайно президент России Владимир Путин в своем послании правительству РФ долго говорил о некоммерческом секторе страны, заметил Фомин.

ФУТБОЛ В МИРНЫХ ЦЕЛЯХ

Гендиректор аудиторско-консалтинговой компании «Аудэкс», председатель комиссии по экономическому развитию ОП РТ Айрат Гимадутдинов заверил, что социальные инвестиции — благо не только для тех, кому адресована помощь, но и для самого бизнеса. Во-первых, формируется положительный имидж компании, что сказывается на продвижении ее продуктов и отношениях с партнерами. «Европейские исследования показывают, что в зависимости от страны 60 - 80 процентов покупателей отдадут предпочтение товарам и услугам именно от социально ориентированного бизнеса», — привел пример Гимадутдинов.

Айрат Гимадутдинов и Вадим Ковалев Айрат Гимадутдинов и Вадим Ковалев

В-вторых, социальные проекты — это и бесплатная реклама. «За 20 лет управления компанией я понял: чтобы бизнес оставался успешным в долгосрочной перспективе, он должен быть источником ценностей не только для акционеров, но и для общества», — поделился опытом глава «Аудэкса».

И в-третьих, это повышение ответственности сотрудников. Об этом более подробно рассказал замруководителя ассоциации менеджеров России, член Общественной палаты РФ Вадим Ковалев. Главным примером корпоративной социальной ответственности (КСО), по его словам, можно назвать появление одного из первых в России футбольных клубов. Это было в подмосковсном Орехово-Зуево, на фабрике знаменитого Саввы Морозова. «И, казалось бы, при чем тут футбол? — риторически обратился к залу Ковалев. — А все очень просто. На фабрике работало много только-только перебравшихся из деревень крестьян. По вечерам они не знали, чем заняться, поэтому увлекались алкоголем, а работоспособность падала. И Морозов стал внедрять среди них футбол. Так что работники были заняты и впоследствии увеличили производительность».

По словам Ковалева, КСО сегодня чрезвычайно актуальна, потому что в кризис сотрудники начинают говорить, что их тоже нужно поддерживать. Сам Ковалев и другие члены ассоциации менеджеров периодически выходят работать официантами. За день команда общественников собирает порядка 100 тыс. чаевых, которые перечисляет в международную общественную организацию «Доктор Лиза». А «высшим пилотажем» корпоративной ответственности Ковалев назвал проект одной из авиакомпаний «Летаем без страха», где люди с аэрофобией проходили бесплатные курсы избавления от страхов. «С одной стороны, авиакомпания делала хорошее дело, с другой — увеличивала свой собственный рынок», — прокомментировал эксперимент Ковалев.

«НЕТ-НЕТ ДА ПОДАДИМ КАКИМ-ТО ЛЮДЯМ МЕЛОЧЬ»

Руководитель проекта «Добро Mail.Ru» Александра Бабкина приветствовала гостей на татарском языке. «Казани безумно повезло, потому что мэр Ильсур Раисович (Ильсур Метшинприм. авт.) и руководство республики все вместе загорелись идеей развития благотворительности, — начала она с похвал. — Татарстан отличается тем, что если в какую-то тему вцепляется, то это получается круто».

По ее словам, компания «Добро Mail.Ru» тщательно проверяет благотворительные фонды и только после этого советует их своим пользователям. В Казани работают 7 таких «проверенных» фондов, в том числе «Детям», «Фонд Анжелы Вавиловой» и «День добрых дел».

По мнению Бабкиной, благотворительность должна быть системной, а не адресной: «Адресная помощь совершенно нелогична. Системный же подход отличается тем, что мы помогаем сразу многим и с уверенностью». Так, фонды собирают консилиумы врачей, чтобы узнать, какой есть способ помочь больному, обычный же человек, направь ему деньги, может неэффективно ими распорядиться.

Бабкина специально остановилась на проблеме собирающих деньги на улице: «Хорошие благотворительные организации не собирают так деньги. Честные благотворительные организации не отправляют волонтеров на проезжую часть с коробкой для сбора мелочи хотя бы потому, что они ценят своих сотрудников. Но что-то почему-то нами движет, что мы нет-нет да подадим каким-то людям мелочь». По словам руководителя «Добро Mail.Ru», даже обычный человек должен включать голову, когда кому-то помогает, а компания — тем более: «Важно выбрать партнеров, которые никак не нарушат вашу деловую организацию и отчитаются о тех или иных инвестициях».

НЕ ТОЛЬКО ДЕНЬГИ

Запросов к бизнесу в кризисное время становится все больше, а его доходы, между тем, сокращаются, признал Ковалев. Однако когда компании объединяются, деньги отступают на второй план.

Так, например, служба такси Uber, перевозя пассажиров, предлагала часть средств перечислять в благотворительный фонд. ТЦ «Мега» в своих магазинах поставила ящики для сбора одежды, а потом вместе с партнерами распределяла ее на разные цели. Компания Philips проводила в магазинах партнеров бесплатную диагностику рака молочных желез. Положительные примеры есть и Казани. ГК «Смайл» в честь своего 20-летия решила сотворить 20 добрых дел. Как рассказала директор по персоналу группы Юлиана Демидова, добрых дел получилось намного больше: «Мы пошли в реабилитационные центры для инвалидов, мы устраивали кукольный театр, красили площадки в детдоме, проводили время с детьми с синдромом Ретта».

«Мы услышали разные мнения о том, должен ли бизнес заниматься социальной ответственностью или нет, — резюмировал Гимадутдинов. — Но мы едины: если предприниматель реализует ее, это принесет ему пользу».