ЯРОСТНЫЙ ИНТЕЛЛИГЕНТ ГРАСИЯ

Хави Грасия сразу после финального свистка стремительно движется к судьям, собравшимся в центральном круге. Там с ними уже спорит Ибан Андреас — помощник Хави, и Хуан Солья — тренер по физподготовке. Грасия же подлетает и начинает что-то кричать бригаде Сергея Лапочкина, но его сдерживают помощники и отталкивают назад в сторону скамейки. В такой злости и настолько эмоциональным Грасия не был еще ни разу за время работы в России. Интеллигентного и скромного тренера познакомили с судейским беспределом, превратив его в самого яростного человека на всей «Ахмат-Арене».

Грасия обращался к резервному арбитру или боковому, когда судьи не фиксировали пару фолов в сторону его команды, выскакивал из технической зоны, когда за грубые нарушения игрокам «Терека» не давали даже желтой. Когда Лапочкин удаляет Мийо Цакташа, то Хави просто хватается за голову и не двигается секунд 10. Это приводит его в настоящий шок: в моменте, где хорват убирал ногу, пытался избежать стыка и, как кажется на повторе, даже не коснулся грозненца Далера Кузяева, ему показывают красную карточку. Это при том, что гости переломили игру. Тут же начинаются споры: на поле за попытку указать судье на ошибку от Олега Иванова достается Карлосу Самбрано, а в технической зоне «Терека» с Рашидом Рахимовым спорят Марко Девич и Солья, которые разминались рядом. Один лишь Грасия стоит в одиночестве у скамейки и не понимает, как такое возможно. Цакташ не хочет уходить с поля, показывает, что не играл прямой ногой, но затем Девич уводит друга в подтрибунное помещение.

Позже по совокупности фолов Лапочкин дает Самбрано первую желтую. В протоколе причина этой желтой обозначается так — «систематическое нарушение правил игры», а спустя минуту дает ему вторую желтую и удаляет за игру рукой. Перуанец пытается объяснить, что мяч попал ему в руку, когда он падал на спину в единоборстве с соперником. Не срабатывает. «Рубине» остается вдевятером, грозненцы на трибунах радуются и кричат гадости гостям, а Грасия, который до этого 70 минут не садился на скамейку, с растерянным лицом подержался за голову и ушел на скамейку.

«По поводу арбитра ничего говорить не желаю. Если я скажу эти вещи, мне придется уехать в свою страну», — сказал главный тренер в эфире сразу после матча. Да, это Кавказ.

ХОЛОДНЫЙ КАВКАЗ И ЛЕСТЬЕНН НА СТУПЕНЬКАХ

За час до этих событий жители Грозного укутывались в свои пуховики, натягивали теплые перчатки, многие прикрыли головы шапками. Октябрь на юге обычно не бывает таким холодным, но накануне на «Ахмат-Арене» было так холодно, что даже давно привыкший к российскому климату Родолфо показывал своим близким на трибуне, как он окоченел, растирая руки. Стадион продувается холодным ветром со всех сторон, и смотреть футбол с трибуны в какой-то момент становится просто мучением. Четыре градуса тепла — не самые лучшие условия для того, чтобы сидеть и без комфорта смотреть футбол. Местные спасаются чаем за 30 рублей и лезгинкой после забитых голов.

Самое интересное, что матч сборной России с Румынией у Казани забрали как раз из-за того, что якобы в столице Татарстана в ноябре будет холоднее, чем в южном Грозном. Как признавался Виталий Мутко, именно погода, а не поле, вызывала тревогу. Похоже, теплолюбивых румын ждет сюрприз, в ноябре на «Ахмат-Арене» им тоже придется греться только лишь с помощью дешевого чая и смотреть на местные танцы.

На ступеньках из подтрибунки к полю расположился Максим Лестьенн, которого холод уже не пугает. Бельгиец в одиночестве смотрит матч «Арсенала» в английской премьер-лиге, а по монитору съемочной бригады следит за игрой «Урала» и «Спартака». Пока футбол ему приходится лишь смотреть. Максим не сыграет в матче, он не тренировался полноценно со всеми недельный цикл, потому что улетал домой. Это никак не связано с клубом или сложностями с коллективом. Возможно, скоро об этом объявит и сам игрок, но опасения о том, что он просто сбежал, не подтвердились — бельгиец покидал расположение клуба по очень уважительной причине и быстро вернулся. Пока семейные сложности мешают ему показать себя на поле, но очень вероятно, что до конца года Лестьенн еще покажет свой уровень.

Пока же «Рубин» без него в первом тайме очень натужно пытался вскрыть оборону хозяев, часто придумывая какие-то совершенно читаемые и примитивные ходы. Рубен Рочина несколько передерживал мяч и много терял, Денис Ткачук порой вешал в чужого игрока, Максим Канунников много боролся, но почти не работал с мячом, и так какие-то пробелы были у каждого. Гол «Терека» был логичным и красивым, а из Морица Бауэра статиста сделал Мохаммади Кемшази, раскачав швейцарца на ложном движении и отправив смотреть футбол. Позже это уже сделает сам Бауэр, отдав очередной голевой пас на Жонатаса. В равных составах «Рубин» выглядел чуть слабее, но забил, а во втором тайме наконец-то показал, что у команды есть характер и воля, но сделал это уже без забитых мячей.

В «РУБИНЕ» ПОЯВИЛСЯ ДУХ?

После победы над «Томью» Гекдениз Карадениз в чуть ворчливой манере говорил о том, что это не тот уровень — радоваться победе над каким-то Томском, что в команде нет духа, характера. «Рубин» не смог вытащить этот безнадежный матч, где в VIP-ложе Рамзан Кадыров ни разу не испытал соблазна крикнуть что-то в микрофон про судейство. Впрочем, после криков главы республики про продажного судью, после инцидента с детскими боями и травлей Федора Емельяненко просто на психологическом уровне любым судьям не составит труда вот так поплыть и выдать несколько глупых ошибок, повлиявших на результат.

«Рубин» проиграл, но из этого матча можно вынести и несколько положительных выводов. Например, Грасия теперь не понаслышке знает, как в России иногда судьи слетают с катушек и тянут соперника. «Это настоящий бандитизм!» — удалось услышать на выходе со стадиона от представителя скамейки «Рубина». В команде были дико расстроены, шокированы, что такой судейский бардак не позволил команде, которая вдевятером действительно выглядела просто здорово, совершить камбэк. «Рубин» по-настоящему был хорош и силен в той ситуации, когда другие команды ломаются и сдаются. Показательно, что в аэропорту Казани по прилету клуб встретили его фанаты впервые в этом сезоне.

— У меня нет слов, — Ткачук чуть хромает и направляется в автобус.

— Извини, не сегодня, — удаленный Самбрано тоже был не в духе. Так и Грасия покидал стадион на нервах, с бегающими от злости глазами. Игра, в которой его команда точно не была хуже, закончилась поражением и потерей двух игроков на следующий матч.

— Хави, согласны, что судейство можно назвать решающим фактором, определившим результат? — спрашиваю у Грасии на послематчевой пресс-конференции и вижу недовольные лица местных журналистов.

— Я предпочту сейчас ничего не говорить по поводу судейства, не говорить то, что думаю. Это не поможет ни мне, ни команде. У тех, кто видел нашу игру, сформировалось мнение.

Рашид Рахимов не спешил на пресс-конференцию и по пути из раздевалки в зал для общения с прессой завис в коридоре, где удалось задержать его еще на минуту. Тренер «Терека» очень адекватно оценил то, что произошло в этом безумном матче.

— «Рубин» порой выглядел лучше вас, играя вдевятером, и чуть не забил два гола.

— Да, мы как-то расслабились, упускали игру, снова что-то пошло не так. Удаления? Красная Цакташу действительно спорная. Наверное, если бы с нами такое произошло, мы бы так же отреагировали, — с улыбкой сказал Рахимов и пошел на пресс-конференцию.

Единственным, кто среди игроков гостей согласился остановиться и поговорить со мной о матче, стал Тарас Бурлак, доигрывавший встречу будучи единственным центральным защитником команды.

— Показалось, что в меньшинстве «Рубин» играл даже лучше, чем в равных составах.

— Ну да, как ни странно. И второй тайм мы уже начали играть с преимуществом. И как-то странно, но с каждым последующим удалением мы играли все легче и легче. Вдевятером так вообще владели преимуществом, создали два супермомента, а «Терек» не создал вообще ничего, хотя имел на двух игроков больше. Думаю, о многом говорит тот факт, что на родном стадионе трибуны свистели им, когда они тянули время. Мы бились друг за друга, можем смело посмотреть друг другу в глаза, ведь мы отдали все, что могли. Даже вдевятером мы могли сыграть вничью, но силы не вечны.

— Грасия произнес какие-то слова в раздевалке после матча? Никогда не доводилось видеть его настолько злым.

— Естественно, он не ожидал, что будет такое судейство. Не хотелось бы верить в то, что судейство было предвзятым, но было похоже на это. Но я не буду говорить, что нас убили, или что-то подобное. Думаю, на месте Грасии любой тренер выражал бы недовольство. Хави просто пожал всем руки, сказал, что все молодцы, никаких претензий у него к нам нет, — рассказал Бурлак о состоянии и поведении тренера.

Закрытые середняки с пятью защитниками у своих ворот, бесполезный лимит на легионеров, разговоры про отставку после пары месяцев работы, а теперь еще и судейский беспредел — испанец очень быстро прошел практически все круги ада российского футбола и теперь готов ко всему.