Марат Галеев (слева) Марат Галеев (слева): «Остается вопрос безопасности [таксомоторных перевозок], когда никто ни за что не отвечает. И второе — все-таки налоги. Местные муниципалитеты теряют налоги» Фото: gossov.tatarstan.ru

РЫНОК ТАКСИ РТ: ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ И НАЛОГОВ НЕМНОЖКО ПРОВИСАЮТ

Заседание комитета татарстанского парламента по экономике, инвестициям и предпринимательству, предварявшее послеобеденные парламентские слушания по бюджету, прошло под председательством замглавы комитета Марата Галеева. «Рафис Тимерханович [Бурганов] приболел», — объяснил отсутствие председателя Галеев. Повестку дня, составленную из нескольких докладов от министерств и текущих вопросов, слегка перетасовали: первыми заслушали транспортников, спешивших на другое мероприятие, а отчет об экономической ситуации в республике оставили на второе.

Тему подняли любопытную: министерство транспорта и дорожного хозяйства РТ работает над дальнейшим регулированием сферы пассажирских перевозок на легковых автомобилях — уже после небезызвестного закона о лицензировании такси от 2011 года, который предписал каждому таксисту получать обязательное разрешение на работу от минтранса. Как выяснилось на заседании комитета, минтранс результатами пятилетней работы закона остается недоволен. Так, лицензии получают и аннулируют в массовом порядке — например, половину выданных за все это время документов уже отозвали сами водители. «На 19 октября выдано более 22 тысяч разрешений. На сегодняшний день 12 168 разрешений являются действующими, остальные были возвращены», — констатировал замминистра транспорта Андрей Егоров.

Во многом обессмыслили закон и популярные сервисы вроде Uber, Gett и «Яндекс.Такси», которые под регулирование не подпадают. Да и обычные службы вызова такси имеют массу лазеек, чтобы скрыть факт выездов нелицензированных машин. «Не секрет, что фактически все службы такси у нас являются кол-центрами. Отсутствует нормативный регулятор деятельности. Как показывает практика, оказываются информационные услуги, зачастую заказы передаются перевозчикам, не имеющим разрешения на деятельность, то есть работающим нелегально», — признал Егоров. По его словам, необходимо на законодательном уровне определить статус и уровень ответственности информационных сервисов такси, чтобы в случае проблем пассажира с кого-то был спрос.

Но и это не все: по мнению министерства, неплохо было бы определить дополнительный стандарт внешней атрибутики такси. Вообще, татарстанский закон уже прописал общие правила: машина должна быть белого или желтого цвета (в Казани больше распространен белый) и иметь на крыше фонарь с шашечками. «Как мы видим по городу, единого стандарта нет, вплоть до рекламных проспектов на крыше автомобилей», — констатировал Егоров. Например, нет однозначного решения, как должен выглядеть опознавательный фонарь на крыше машины. Минтранс РТ предлагает использовать действующий ГОСТ «Отличительные знаки и информационное обеспечение подвижного состава пассажирского наземного транспорта, остановочных пунктов и пассажирских станций» от 1990 года. Многие ездят на машинах без прорисованных шашечек по бокам авто. И вот почему: в случае проведения проверок от минтранса недобросовестные таксисты запросто снимают опознаваемый «фонарь» с крыши и притворяются обычными водителями.

Татарстанский минтранс уже отослал немало предложений по дополнительному регулированию сферы таксомоторных перевозок в Госдуму РФ, которая уже разрабатывает законодательные поправки, отметил Егоров. И теперь ведомство надеется на дополнительную поддержку республиканского парламента. Возможны ли в будущем внесения корректировок в республиканский закон о регулировании таксомоторных перевозок, осталось непроясненным. Однако в общем и целом на инициативу минтранса был получен положительный отклик. «Надо поддержать и документами снабдить», — отозвался депутат Рафкат Кантюков. «Остается вопрос безопасности, когда никто ни за что не отвечает. И второе — все-таки налоги. Местные муниципалитеты теряют налоги. Когда мы принимали закон, никаких Uber не было, „Яндекса“ и прочего. С одной стороны, это усилило конкуренцию, это хорошо, но вопросы безопасности и налогов немножко провисают», — признал Галеев. Проект постановления от минтранса депутаты поддержали.

Рафкат Кантюков и Артем Здунов Рафкат Кантюков и Артем Здунов Фото: gossov.tatarstan.ru

СКОЛЬКО В ТАТАРСТАНЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ ДОНОРОВ?

Следом с подробным докладом о состоянии татарстанской экономики выступил министр экономики Артем Здунов. Отметим лишь несколько цифр: в январе-сентябре 2016 года ВРП Татарстана составил 102,6% относительно аналогичного периода 2015 года, индекс промышленного производства — 103,6%. На весь 2016 год прогнозы если не позитивные, то по крайней мере вполне удовлетворяющие: ВРП ожидают близким к 2 трлн. рублей, а в процентном соотношении — 102,3%.

На ближайшие три года бюджет закладывается с учетом следующих ключевых показателей: цена на нефть в $40 за баррель, курс доллара в 64 - 67 рублей (в этом году — 67, в 2019-м — 64, уточнил Здунов). «Я напомню, что сценарные условия мы включаем по Москве, мы обязаны руководствоваться ими, — отметил министр, таким образом отсекая часть вопросов. — На протяжении всего периода предполагается сохранение геополитической нестабильности, мы это тоже учитываем. Режим применения санкций против страны, особенно в США. И, конечно, что для нас наиболее болезненно, это ограничение доступа российских компаний к мировому рынку капитала».

Еще добрые 20 минут комитет слушал подробности татарстанского бюджета-2017 — перед депутатами отчитывался представитель минфина. Как уже писал «БИЗНЕС Online», на сегодняшний день доходы бюджета на 2017 год планируются в объеме 166,8 млрд. рублей, расходы — 174,4 млрд. рублей, дефицит составит 7,6 млрд. рублей. Муниципальные бюджеты сверстаны бездефицитными. И тут Галеев поставил перед депутатами вопрос справедливого распределения муниципальных доходов-расходов. «Есть доноры, есть реципиенты. Сколько у нас доноров? Надо все-таки какой-то вектор задать — стремления к самоокупаемости, самодостаточности муниципальным районам. Это важное дело — стимулы надо создавать! Мы бездефицитный [бюджет] делаем, но за счет „переливов“. Сколько это может продолжаться?» — задал риторический вопрос Галеев. «Такая система предусмотрена Бюджетным кодексом, она реализуется не только на муниципальном, но и на региональном уровне», — возразил ему представитель минфина, напомнив о часто обсуждаемой в последнее время проблеме дележа бюджетных средств между российскими регионами. «Нет, я пока о муниципальных. Региональных — это мы сейчас в такую политику уйдем, обратно не выйдем сегодня, — прервал его Галеев, настаивая на серьезности вопроса. — Среди 89 субъектов 8 - 12 доноров, остальные все ждут чего-то». «И упрощенно живут», — подтвердил спикер из минфина. Подытоживая дискуссию, Галеев попросил министерство информацию по богатым и бедным муниципалитетам подготовить.

... Члены комитета открестились от инициативы Рыбушкина, который предложил пополнить бюджет РТ за счет игорного бизнеса Фото: gossov.tatarstan.ru

По сути, это продолжение вчерашней темы об эффективности работы глав районов, которые опять-таки из-за формирования комфортных бездефицитных бюджетов не имеют стимулов получать больше доходов. «Бюджет районов сформировали бездефицитный, получается, живи и радуйся! Расходы покрывают из республиканского бюджета, под задницей иномарка. Думать не надо!» — так охарактеризовал ситуацию на заседании комитета по госстроительству Госсовета РТ депутат Камиль Садриев, говоря о работе по заполняемости промышленных муниципальных площадок.

Комитет не смог обойти вниманием и тему дополнительных бюджетных доходов. «Не могу не сказать, я с недоумением слышу от некоторых депутатов [призывы] вернуться к пополнению бюджетов за счет игорного бизнеса. Я, честно говоря, неприятно удивляюсь, — высказался Галеев о предложенной днем ранее инициативе единоросса Николая Рыбушкина. — Я не хочу здесь воспитанием заниматься, но, по-моему, это достаточно очевидная вещь». «Если мы пойдем по пути развращенных путей получения доходов, то мы опять укатимся в никуда», — настаивал депутат. Сегодня же Госсовет разослал официальный пресс-релиз, в котором открестился от инициативы отдельно взятого Рыбушкина. «Ни комитет по госстроительству и МСУ, ни Государственный Совет вопрос о легализации игорного бизнеса в повестку дня не включали и никаких решений по этому поводу не принимали», — говорится в нем.

... На сегодняшний день в РТ выдано более 22 тыс. разрешений на перевозки легковыми такси, из них 12 168 – действующие
Фото: «БИЗНЕС Online»

«ЭПОХА ТРАДИЦИОННЫХ ТАКСОПАРКОВ КАНУЛА В ЛЕТУ»

«БИЗНЕС Online» расспросил экспертов и участников рынка о возможном ужесточении сферы деятельности такси: как повлияют на перевозчиков налоговое давление и новый автомобильный «дресс-код» и кто от этого выиграет?

Ильдус Янышев — председатель наблюдательного совета группы охранных предприятий «Контр»:

— Понятно, что эпоха традиционных таксопарков канула в Лету, стала экономически нецелесообразной в условиях информационного общества. И в этих условиях должна лицензироваться деятельность операторов такси, предоставляющих эти услуги. Uber или «Яндекс.Такси» фактически собирают эти деньги, а потом перечисляют их на банковскую карту таксистов. Это фактически их работодатель, чья деятельность должна лицензироваться, он должен встать на учет в налоговой инспекции. Они должны выплачивать все причитающиеся налоги как на работников, так и от своей прибыли. Другой вопрос, что эти налоги должны быть разумными, потому что высокие налоги сделают эту систему непопулярной и люди будут ее всячески избегать. И, конечно, есть проблема в отношении таких систем, как такси «Татарстан». Если Uber — это система, которая позволяет вести учет денежных средств, выплачивая зарплату через банковскую карту, то наличный оборот, который существует в «Татарстане», создает некий серый рынок труда, и любое обложение его налогами приведет к росту цен на эти услуги. В этом отношении существование на рынке одного игрока, который не платит налоги, осложняет жизнь другому игроку, который находится в правовом поле, — не дает возможности ему развиться.

Поэтому я за то, чтобы налоги у такси и систем, предоставляющих информацию о таксистах, как Uber, были бы меньше. А компании, которые организуют таксистов и платящих им деньги наличкой, должны работать по вмененному налогу. И чтобы таксист мог работать в той же компании такси «Татарстан» только при наличии патента. При этом операторов нужно жестоко наказывать за то, что они принимают в свою систему людей, не имеющих патента.

Павел Стенников — начальник отдела по связям с общественностью сервиса заказа такси «Максим»:

— В Государственной Думе РФ уже находится на рассмотрении проект закона «О государственном регулировании деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В своей нынешней редакции он предполагает много положительных изменений для сервисов заказа. Самое важное, что на законодательном уровне вводится понятие операторской службы как информационного центра и фиксируется, что она не является фрахтовщиком (перевозчиком). Кроме того, определяется сфера ответственности операторских служб — это достоверность сведений о заказе, качество именно информационной услуги. Законодатель учел реальность. Можно надеяться, что принятие закона наконец-то избавит сервисы заказа от необоснованных претензий и ложных обвинений.

Перевозчики являются самостоятельными субъектами предпринимательской деятельности и обязаны соблюдать требования законодательства о таксомоторных перевозках, в том числе использовать на смене фонарь и шашки. Чем чаще будут проводиться проверки перевозчиков уполномоченными органами, тем меньше будет желающих не соблюдать установленные требования. Перевозчики являются нашими контрагентами. Они самостоятельные субъекты предпринимательской деятельности и обязаны самостоятельно уплачивать налоги. Именно так и поступают сотни легальных перевозчиков, которые сотрудничают с нашим сервисом.

Нас удивляют беспочвенные утверждения, якобы клиент ничем не защищен и никуда не может обратиться. У сервиса заказа такси «Максим» действуют системы контроля качества обслуживания и поддержки клиентов. В любое время суток можно оставить обращение через операторов, сайт taximaxim.ru и мобильное приложение «Максим: заказ такси». По каждому обращению проводится проверка и дается ответ. На профессиональную деятельность перевозчиков распространяется страховая ответственность по ОСАГО и стандарты оказания материальной помощи сервиса заказа такси «Максим». По каждому инциденту назначается комиссия, которая исследует обстоятельства, рассматривает возможность оказания материальной помощи и принимает профилактические меры. Мы делаем все возможное, чтобы обеспечить безопасность и качество услуги, а клиент чувствовал себя защищенным.

И все-таки давайте будем учитывать, что цвет кузова автомобиля, цвет госномера и любые другие «дополнительные стандарты внешней атрибутики такси» не влияют на качество и безопасность услуги — это вторичные требования.

Альберт Хасанов — заместитель директора такси «Авангард»:

— Во всем мире не получилось перевести виртуальные службы типа Uber в разряд таксопарков. Uber как работал, так и работает по одной и той же схеме. Как и «Яндекс.Такси», и Gettaxi. Так что все эти попытки я считаю бесполезными. Что касается того, чтобы привести все машины такси в одинаковый внешний вид с шашечками, с одинаковыми фонарями, то тема эта интересная. Но невозможная! Если налоговые требования или еще какие-то ужесточатся, то еще больше игроков на этом рынке уйдет в тень. Либо все это сделает бессмысленной прозрачную, открытую работу в этой сфере. Ведь и раньше так было: кто лицензировался, того и штрафовали. А кто не лицензировался — ездил спокойно и не брал ни техосмотр, ни страховки специально для такси. Так что тем, кто работал нелегально, было легче. А машину с шашечками что бы не остановить и не проверить?