Казань в ближайшее время ждет большое культурное событие: спустя 5 лет на родину вновь приедет София Губайдуллина Казань в ближайшее время ждет большое культурное событие: спустя 5 лет на родину вновь приедет София Губайдулина Фото: предоставлено ГСО РТ

«БЕЗ КАЗАНСКОГО ПЕРИОДА КОМПОЗИТОРА БЫ ИЗ МЕНЯ НЕ ПОЛУЧИЛОСЬ»

Как стало известно «БИЗНЕС Online», Казань в ближайшее время ждет большое культурное событие: спустя 5 лет на родину вновь приедет София Губайдулина — одна из самых известных в мире уроженок республики. Повод — юбилей композитора. О подробностях визита «БИЗНЕС Online» рассказала директор центра современной музыки им. Губайдулиной Ляля Гарифуллина: «София Асгатовна планирует приехать в Казань в дни празднования ее юбилея. Понятно, что отношение к нашему городу у нее особенное, это родной для нее город, город ее детства и юности, это то место, где она сформировалась как музыкант, где почувствовала, что она будет композитором. Как говорит она сама: «Без казанского периода композитора бы из меня не получилось». Гарифуллина добавила, что на приглашение от мэрии Казани из Германии, где уже более 20 лет живет композитор, очень быстро пришел положительный ответ.

Сам день рождения Губайдулиной приходится на 24 октября, но в столице Татарстана ее ждут в самом начале ноября. По данным «БИЗНЕС Online», на 2 ноября в планах большая пресс-конференция юбиляра, а также прием от имени Ильсура Метшина, днем позже встреча с президентом Татарстана, на которой Рустам Минниханов должен вручить одному из самых крупных композиторов конца XX века высокую государственную награду.

Активно готовится к встрече и центр современной музыки им. Губайдулиной, расположившийся в отреставрированном деревянном доме на улице Тельмана, в котором наша героиня провела детские годы. Сейчас это здание, довольно причудливо вписывающееся в окружающую элитную застройку, само по себе превращается в своеобразный памятник эпохе. «Во-первых, мы представим юбилейную книгу-альбом „Под знаком любви. Композитор София Губайдулина“. Эта книга стала первым изданием о ней в Татарстане, — говорит директор центра Гарифуллина. — В издание вошли эксклюзивные интервью и высказывания самой Софии Асгатовны, а также воспоминания известных композиторов, музыкантов-исполнителей, художников о ней». Кроме того, будет представлен документальный фильм о казанском периоде жизни Губайдулиной и каталог экслибрисов международного конкурса «Современное искусство и музыка». А в Казанской ратуше откроется выставка «Художники — Софии Губайдулиной», многие из представленных на ней картин также вошли в юбилейную книгу-альбом.

Активно готовится к встрече и центр современной музыки им. Губайдуллиной, расположившийся в отреставрированном деревянном доме на улице Тельмана Активно готовится к встрече и центр современной музыки им. Губайдулиной, расположившийся в отреставрированном деревянном доме на улице Тельмана Фото: «БИЗНЕС Online»

ТЕ SALUTANT, SOFIA!

Что же до музыкальных событий в рамках будущего визита, то главным из них должен стать юбилейный камерный концерт, который запланирован на 3 ноября все в той же Казанской ратуше и носит название Те salutant, Sofia! Кстати, место выбрано не случайно, поскольку здесь еще в 6-летнем возрасте выступала София, тогда еще ученица музыкальной школы №1 им.Чайковского.

В программе — сразу две казанские премьеры произведений Губайдулиной. В исполнении камерного оркестра «Новая музыка» центра современной музыки под управлением Анны Гулишамбаровой в столице Татарстана впервые услышат Fachwerk для баяна, ударных и струнного оркестра. Солист — народный артист России, профессор, баянист из Москвы Фридрих Липс. Своему давнему другу Губайдулина посвятила немало значительных произведений. А сочинение «Пилигримы» для скрипки, фортепиано, контрабаса и ударных первый раз в Казани исполнит ансамбль солистов «Студия новой музыки» Московской консерватории. Премьера этого сочинения состоялась в 2015 году в центре современного искусства Чикагского университета при участии самого автора.

Кроме того, Гарифуллина сожалеет, что на родине пока не услышат новое крупное сочинение композитора: «К своему 85-летию она хотела преподнести жителям Татарстана свой подарок— ораторию „О любви и ненависти“ для большого симфонического оркестра, хора и солистов. Как говорила сама София Асгатовна, это важное произведение, основной идеей которого является примирение всех наций и народов Земли. И поэтому ей хотелось бы, чтобы мировая премьера этого сочинения состоялась именно в Татарстане, в Казани. Она даже планировала, чтобы некоторые тексты оратории прозвучали и на татарском языке». К сожалению, в силу ряда причин сочинение здесь не прозвучит, хотя его премьера состоялась буквально на днях, 14 октября, в Таллине под руководством дирижера Андреса Мустонена, которому и посвящена оратория. А буквально через неделю оратория «О любви и ненависти» прозвучит в исполнении Дрезденской штатскапеллы.

В сам день рождения, 24 октября, Губайдулину будут чествовать ее друзья — московские музыканты. В малом зале Московской консерватории, где она, собственно, и сформировалась как композитор, состоится юбилейный концерт. Из казанских же мероприятий стоит еще отметить запланированную на 4 ноября встречу юбиляра с деятелями культуры Татарстана, которая должна состояться все в том же центре ее имени на улице Тельмана.

... 4 ноября должна состояться встреча юбиляра с деятелями культуры Татарстана, которая пройдет все в том же центре ее имени на улице Тельмана Фото: metshin.ru

«КОНЕЧНО, РУССКИЕ ИСПУГАЛИСЬ И НАЧАЛИ СЕБЯ ЗАЩИЩАТЬ»

Вообще, в республике последние 20 с лишним лет знаменитую соотечественницу не забывают. К ее последнему по времени визиту в Казань на собственное 80-летие было приурочено открытие первого международного фестиваля современной музыки Сoncordia, который проводит ГСО РТ. В этом году Александр Сладковский проводит Сoncordia уже в шестой раз, а сам фестиваль носит имя Губайдулиной. Тогда в качестве солистов произведения композитора исполнили один из выдающихся виолончелистов мира Давид Герингас, а также известный органист, ректор Казанской консерватории Рубин Абдуллин. А годом ранее здесь в ГБКЗ им. Сайдашева симфонический оркестр Мариинского театра, которым дирижировал сам Валерий Гергиев, исполнил Концерт №2 Губайдулиной, где солировала знаменитая скрипачка Анне-Софи Муттер.

А вот директор центра им. Губайдулиной вспоминает ее первый приезд в Казань уже после развала Союза: «Помню, и, наверное, помнят многие казанцы, 1993 год, когда она после отъезда в Германию впервые вернулась в родную Казань. И тогда три дня в концертном зале на площади Свободы, тогда мы его называли „стекляшка“, так как это было здание из стекла, шли ее концерты. Исполнялось 15 новых премьерных сочинений. Знаете, тогда буквально штурмом брали зал, билетов не было». По словам Гарифуллиной, в юбилейный год пройдет около 50 авторских концертов композитора во многих странах Европы, в Америке и, конечно, в России.

... К последнему по времени визиту в Казань Губайдулиной было приурочено открытие первого международного фестиваля современной музыки Сoncordia, который проводит ГСО РТ Фото: предоставлено ГСО РТ

Сама Губайдулина, как известно, с начала 90-х живет в Германии, недалеко от Гамбурга, но всегда подчеркивает, что сохраняет российское гражданство. Она не так часто появляется на публике и еще реже дает интервью. Но одна из таких бесед в сентябре 2014 года с корреспондентом портала общегерманского координационного совета российских соотечественников «Русское поле» имела серьезный резонанс. В этом разговоре уроженка Чистополя поддержала Россию в конфликте на востоке Украины: «Я знаю, здесь очень многие говорят, что односторонней информацией они недовольны, что закрываются глаза на очевидные вещи: что русскому населению на Украине с самого начала, то есть в феврале, объявили доктрину уничтожения, и это факт. И в Крыму, и в Одессе, на Востоке Украины эта доктрина. Украина, конечно, не вся такая. Но очень сильна националистическая группа, и они объявили доктрину: уничтожить всех русских, коммунистов, всех евреев. До боли знакомая лексика... И она была не только лексикой, были и действия. Конечно, русские испугались и начали себя защищать. И они, конечно, не защитили бы себя, если бы не было русской поддержки, из России».

Раскритиковала в том интервью Губайдулина и позицию Европы: «Мне жалко всех. Мне жалко Украину. Мне жалко Россию, мне жалко Америку. Но больше всего мне жалко Европу... которая сама себя сейчас уничтожает. Мне жалко, что Европа после того, как Украина предложила себя, свое государство как место для новой мировой войны, вслед за ней пошла Европа предоставить плацдарм для новой мировой войны. Мне очень жалко Европу... Было бы очень хорошо, если бы кто-то действительно положительные ценности сформулировал. Сейчас такое впечатление, что они сами себя уничтожили...То есть западным ценностям вдруг сами европейцы противопоставляют какие-то другие ценности, но какие? Агрессивные».

Там же она рассказывает, как продолжает писать музыку на знаменитом рояле «Стейнвей», подаренном Мстиславом Ростроповичем, причем в весьма напряженном ритме — без выходных, а подчас и ночами: «Я не могу без сна, но приходится иной раз. Я не могу без сна, это очень вредно, очень плохо, но бывают моменты почти перед каждой сдачей своей работы приходиться не спать. Конечно, три дня подряд работать, сочиняя, я бы не смогла, но уже готовую вещь довести до конца это приходится. Почти всегда одну-две ночи, а последний раз — три. Это было ужасно, после этого я долго не могла прийти в себя... Но приходится, потому что жизнь очень суровая, в общем. И кроме того, хочется сделать это. Не просто от того, что так жизнь заставляет, но хочется же сделать! Это же субстанция звуковая, к которой относишься как к своему ребенку».