ТОП-МЕНЕДЖМЕНТ АВТОГИГАНТА СТАВИТ ЗАДАЧУ СОЗДАНИЯ МАГИСТРАЛЬНОГО ТЯГАЧА

В первый послекризисный День клиента дилерам и крупным корпоративным клиентам топ-менеджеры КАМАЗа рассказали, почему снизилась доля компании на российском и зарубежных рынках и каковы перспективы продаж в 2011 году. Перед конференцией директор по маркетингу и рекламе ОАО «КАМАЗ» Ашот Арутюнян объяснил корреспонденту «БИЗНЕС Online», что все дело в отсутствии у компании магистрального тягача, «адекватного рынку», созданию которого КАМАЗ уделяет сейчас особое внимание.

В 2011 ГОДУ РЫНОК МАШИН ВЫРАСТЕТ НА 30%

День клиента ОАО «КАМАЗ» впервые провел в 2008 году, но в кризисный 2009 год его не проводили – «было не до подобных мероприятий», отметил перед началом конференции директор по маркетингу и рекламе ОАО «КАМАЗ» Ашот Арутюнян. Кроме него, здесь с докладами перед дилерами и клиентами выступили исполнительный директор ОАО "КАМАЗ" Юрий Клочков, замруководителя администрации Флера Андреева, гендиректор ОАО «Лизинговая компания «КАМАЗ» Альфия Когогина.

«Это нужная акция, всегда полезно с людьми разговаривать, узнаешь много нового. О себе, о компании, о производимом нами автомобиле. Важна обратная связь, и важно, чтобы мы друг друга одинаково понимали», – заявил Арутюнян. Тем более что, по его словам, 2010 год оказался достаточно сложным, хотя на рынке и начался рост. На КАМАЗе преодолевали посткризисные явления, к тому же была отдельная задача – по производству и продажам новых модернизированных автомобилей. Тем не менее, в этом году рынок грузовиков в РФ составил порядка 54 тыс. машин, а в следующем, надеются на автогиганте, он вырастет до 72 тысяч. То есть, произойдет рост на 30%.

«Поэтому перед нами стоят совершенно другие задачи после преодоления кризиса. В первую очередь, постараться не потерять долю на растущем рынке. Самостоятельно мы этого сделать не сможет, поэтому необходима поддержка дилерской сети, заводов-изготовителей спецтехники и наших клиентов», – объяснил Ашот Арутюнян необходимость проведения Дня клиента.

«НАДЕЕМСЯ, ЧТО ПНЕВМО-ПОДВЕСКА НАМ ПОМОЖЕТ»

В интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор по маркетингу и рекламе КАМАЗа заметил, что в 2010 году доля компании действительно снизилась на 5% – до 50. При этом, по его словам, следует учесть, что в 2008 году «при активном рынке» доля составляла всего 29%».

«Именно в кризис мы увеличили долю до 50 процентов, шикарное увеличение было. Но на растущем рынке мы начинаем ее терять, – признался Арутюнян. – Впрочем, это ожидаемое явление. Так происходит потому, что на растущем рынке гораздо быстрее растет сегмент магистральных тягачей, в котором у нас нет по сей день адекватного продукта. Мы сейчас сделали рестайлинговую кабину, поставили пневмо-подвеску на свой тягач, и надеемся, что это принесет определенные успехи на рынке».

Сегмент магистральных тягачей для КАМАЗа остается больной проблемой не первый год, объясняет Ашот Арутюнян. Учитывая, что в традиционных сегментах – таких, как самосвалы (79,1% по итогам 2009 года – ред.) или полноприводные машины (55,2% – ред.), КАМАЗ сохраняет долю в среднем 65-70%. Очевидно, однако, что если растет сегмент магистральных тягачей, а у компании там нет востребованного продукта, доля, хотя и возрастает, но остается небольшой.

«Тем не менее, долю на этом рынке в следующем году мы ожидаем примерно в 15 процентов, в этом году она уже равна 10 (для сравнения – в 2009 году она вообще составляла 2,8 процента!). Мы, конечно, планируем относительное снижение доли по причине отсутствия в продуктовой линейке адекватного рынку магистрального тягача, но абсолютные объемы продаж все равно будут расти», – заявил топ-менеджер компании. И добавил, что созданию хорошего магистрального тягача КАМАЗ уделяет особое внимание в бизнес-плане на следующий год, и задача эта уже поставлена перед НТЦ.

ИНДИЙСКОЕ СП СТАНЕТ БЕЗУБЫТОЧНЫМ В 2011

Если небольшое снижение доли на российском рынке объясняется отсутствием у компании хорошего магистрального тягача, то резкое падение доли продаж на зарубежные рынки связано с посткризисными явлениями.

«Должен сказать, что на СНГ мы после кризиса опять стали занимать адекватную долю рынка – от 35 до 50 процентов. 50 – в частности, на Украине, достаточно хорошая ситуация и в Казахстане. Пошли продажи в Азербайджан. И ситуация на постсоветском пространстве выравнивается, – рассказал корреспонденту «БИЗНЕС Online» Ашот Арутюнян. – Особенно надеемся на индийский проект. Он очень тяжело стартовал, тяжело развивался первые полгода. В феврале еще открыли там СП. Но нужна была очень серьезная переделка автомобилей под индийские реалии, это потребовало особых конструктивных решений. Проблемы мы надеемся преодолеть до конца года, да и продажи в Индии потихонечку пошли».

В первый финансовый год КАМАЗ планирует продать 300 машин, на следующий год выйти на точку безубыточности в 600 машин. В первый год, признает топ-менеджер, совместный проект окажется «при больших убытках», но ничего страшного в этом с точки зрения продвижения на рынке в компании не видят. Сам индийский рынок представляет для автогиганта лакомый кусочек – объем на сегодняшний день его составляет 250 тыс. единиц. Даже небольшая доля на таком рынке может дать неплохой объем продаж.

ПЛАН НА 2011: 35 ТЫС. МАШИН

Тем не менее, признает Ашот Арутюнян, доля продаж КАМАЗа на зарубежном рынке от общего объема продаж упала. «Традиционно она составляла 25 процентов. Сейчас соотношение снизилось. Это связано с общим кризисом в мире. В этом году мы продаем 28 тысяч машин на российском рынке, и чуть меньше 5 тысяч на зарубежные рынки. То есть фактически доля составляет пока 17-18 процентов», – с сожалением отметил директор по маркетингу и рекламе автогиганта. Впрочем, по словам Арутюняна, стратегия компании подразумевает восстановление доли, «чтобы КАМАЗ становился экспортно-ориентированной компанией».

Уже на конференции топ-менеджер также заметил дилерам и клиентам компании, что объем продаж КАМАЗа сильно зависит от динамики инвестиций в основной капитал. И если в 2009 году показатели инвестиций сильно упали («вплоть до отрицательных значений»), в этом году уже отмечается рост. А с ним и рост автомобильного рынка.

В наиболее важном для «КАМАЗа» сегменте – строительной отрасли также отмечается «позитивная динамика». Впрочем, еще в 2009 году основная доля покупателей КАМАЗа приходилась не на строителей (21% всех покупок), а на «госзакупки, силовые ведомства» (32%). Однако, по словам Ашота Арутюняна доля госзаказа уже в 2010 году снижается, а в 2011 году еще снизится. И большее значение приобретает свободный рынок, в частности компании строительного комплекса, рынка грузоперевозки, АПК и «нефтянки».

Продажи КАМАЗа с кризисного 2009 года выросли с 25,9 тыс. машин до 32,2 тысячи. В следующем году компания планирует продать 35 тыс., из них до 5 тыс. на экспорт. «Пессимистичный сценарий на 2011 год у нас – 42 процента российского рынка. Но есть надежды побороться и за большую долю – 45-47 процентов», – поделился с клиентами камазовский топ-менеджер.

Сергей Афанасьев
Фото и видео автора