Альбир Крганов Альбир Крганов

«НЕ ИМЕЛ ЧЕСТИ БЛИЗКО ОБЩАТЬСЯ С АЛЬФРИДОМ БУСТАНОВЫМ»

Статья на сайте «БИЗНЕС Online» стала приятной неожиданностью для многих экспертов. С одной стороны, мы, конечно, рады тому, что среди наших соплеменников, братьев есть молодой человек такого статуса, уровня, которому доверяют учредители данной организации, я имею в виду Болгарскую исламскую академию. Как вы знаете, у нее три учредителя — это татарстанский муфтият, ЦДУМ и совет муфтиев России. Конечно же, здесь вся полнота ответственности за решение ложится на них. Что касается возраста ректора, я знаю это по себе, мне в сравнительно молодом возрасте пришлось вести религиозную деятельность (Крганов — единственный в России муфтий, ставший им в возрасте 18 лет, прим. ред.). У татар есть такая поговорка: «яшең дә хөкем итә, картың да көтү көтә». То есть и молодой может править, и пожилой может пасти стадо. Поэтому, может быть, если он уверен в своих силах, то это правильное решение.

Но умудренность жизнью все равно приходит с годами. Поэтому в Татарстане, в Поволжье много людей, очень много мудрых людей, которые могли бы помогать. Я считаю, что здесь нужно создать серьезную команду, состоящую и из молодых специалистов, и из специалистов постарше, которые бы выстроили совместную работу. К сожалению, до сегодняшнего дня не имел чести близко общаться с Альфридом Бустановым, хотя несколько раз мы соприкасались. Он приезжал в наше родное село Шыгырданы и изучал книги и наши традиции. Пару раз я имел с ним короткие встречи.

На разных экспертных площадках мы обсуждаем тему усиления роли российской богословской школы. Необходимость этого понимают и ученые, и экспертное сообщество, и руководители очень высокого ранга. На уровне президента России несколько раз говорилось о том, что очень важно возродить российскую исламскую богословскую школу, в связи с чем Владимир Путин делал акцент на эту тему и на встрече с религиозными деятелями в том году в Уфе, и потом несколько раз. И самая главная из задач, которые стоят перед академией, — это, конечно же, возрождение богословской школы. Она должна стать таким образовательным учреждением, которое бы признавалось на международном, мировом уровне, чтобы не было необходимости у наших ребят, большинства молодых мусульман, искать образование за рубежом, чтобы мы могли бы их потребности удовлетворить внутри страны. Чтобы разные дисциплины, связанные с обучением языку, навыкам ислама, я имею в виду и курсы шариата, и сунны пророка, и другие разные дисциплины, были у нас внутри страны. Но тем самым мы не говорим, что будем запрещать выезжать за рубеж. После того как они получат базовое образование у нас в России, желающие могут уезжать дальше для получения дополнительного образования за пределами страны. И задача состоит также в том (и это не секрет), чтобы огородить наших молодых мусульман от воздействия экстремистов, террористов, от проникновения чуждых идей крайнего толка ислама, разных групп влияния. К сожалению, в последнее время мы видим, что наша молодежь из-за того, что мы не могли предложить им альтернативу в России, уезжала за рубеж.

«ТАТАРСКИЙ ЯЗЫК ДОЛЖЕН БЫТЬ ОБЯЗАТЕЛЬНО ВКЛЮЧЕН В ПРОГРАММУ»

Мы отмечаем высокий уровень преподавания в Российском исламском институте в Казани, и логично, что будущий вуз открывается в древней столице — Болгаре, ведь это историческое место. Но остается важным наполнить смыслом данное учебное заведение. Одно дело — построить шикарное здание академии, но ведь есть примеры, когда начинают разворачивать бизнес-проект, а он «не идет», поэтому данную тему нам надо серьезно обсудить.

Еще один важный момент: кого мы там будем готовить? Задача, которая стоит перед нами, в моем понимании, такова — мы должны готовить современных исламских ученых, если так можно выразиться, исламскую элиту, доморощенную российскую, именно на основе нашей богословской школы, и татарской богословской школы, и кавказской богословской школы, традиционной, которая у нас была. Завтра они могли бы повести за собой верующих людей! Кто-то станет муфтием, будет издавать фетвы, другие станут учеными, казыями, преподавателями. Очень много направлений, где сегодня нам нужны специалисты с профессиональными навыками, страна в них нуждается.

Болгарская академия должна стать кузницей этих религиозных деятелей. Не только светских. Кое-кто думает, что будут готовить исламоведов. Сегодня и государство заинтересовано, в Институте стран Азии был готов специальный проект по работе чиновников с мусульманами, но это немножко другое направление.

Главное, чего сегодня ждут мусульмане России, 20-миллионная умма России, — это серьезное учебное заведение с высокопрофессиональными, грамотными кадрами, учителями, которые будут готовить религиозных деятелей на основе наших традиций! Это будет единая исламская академия для всей страны.

И с учетом Кавказского региона, где проживают наши братья, не все из которых знают татарский, ведь у них есть свои национальные языки, общим языком должен быть русский. Это было бы правильным в ведении уроков, но татарский язык должен быть обязательно включен в программу, и наши религиозные деятели должны знать татарский. Многие богословские труды наших ученых написаны на старотатарском языке арабской графикой. Не зная татарского языка, многие наши религиозные деятели лишатся возможности изучать наши труды. Мы ведь ставим задачу изучать на основании этих трудов наше богословское наследие. А как же студенты будут читать эти книги? Им нужно знать не только татарский язык, они должны уметь читать старинные книги, поскольку у нас сейчас нет возможности 30 тыс. трудов оперативно перевести на русский язык.

Альбир Крганов