КАПО НЕ ОСТАВЛЯЕТ НАДЕЖД НА ТО, ЧТО АВИАКОМПАНИЯ «ТАТАРСТАН» НАЧНЕТ ПОКУПАТЬ ТУ-214 КАЗАНСКОГО ПРОИЗВОДСТВА

В конце минувшей недели на КАПО им. Горбунова прошла научно-практическая конференция ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) «Инновации в авиастроении». На этом мероприятии корреспондент «БИЗНЕС Online» задал гендиректору КАПО Василу Каюмову несколько вопросов, касающихся перспектив предприятия.

«КОРПОРАТИВ» ПРОВОДИЛСЯ ВПЕРВЫЕ

11-12 ноября на КАПО прошла научно-практическая конференция молодых специалистов и ученых ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) «Инновации в авиастроении». Сто молодых рабочих и инженеров с двух десятков предприятий, а также из научных организаций и вузов (ТАНТК им. Бериева, ФГУП «ЛИИ им. Громова», ОАО «Туполев», ОАО «РСК «МиГ», ФГУП «ГосНИИАС», ОАО «ОКБ «Сухой», КГТУ имени Туполева и других) представили полсотни проектов. Итоги подводились в четырех номинациях: разработка и проектирование воздушных судов; производство авиационной техники; летные испытания и сертификация авиационной техники; послепродажное обслуживание и менеджмент.

Это первая подобная встреча молодых специалистов ОАК, следующая конференция пройдет через год на другом предприятии, сообщила руководитель департамента управления персоналом ОАК Алла Вучкович. Впрочем, гендиректор КАПО Васил Каюмов, отвечая на вопросы «БИЗНЕС Online», заметил, что польза от подобных благих начинаний нередко сводится на нет.

АВСТРИЙЦЫ ПРИМЕРЯЮТСЯ

- Васил Кадымович, не так давно в прессе появились сообщения о том, что самолеты марки «Ту», возможно, больше выпускаться не будут. Как расцените появление подобной информации?

- Во-первых, перефразируя классика, слухи о смерти туполевской фирмы сильно преувеличены». А, во-вторых, очень жаль, что иной раз в СМИ просачиваются некие рабочие рассуждения, которые затем становятся причиной ажиотажа. Для нас, как для работающего завода, это очень плохо. Подобные слухи очень сильно влияют на умы и настроения, в первую очередь, молодежи. Получается, мы с трибуны говорим одно, а молодые люди открывают газету, а там иное.

- Как продвигается проект по созданию на КАПО производства изделий из композиционных материалов?

- Движение есть. Мы постоянно ведем обмен делегациями с ЗАО «Аэрокомпозит» и австрийской компанией «Фишер Композит». Например, австрийцы приезжали на прошлой неделе, работали с ГипроНИИавиапромом. Мы для них освободили почти половину одного из корпусов КАПО, чтобы они уже могли там размещаться. Сейчас подготовили договор займа с «Аэрокомпозитом». Хотелось бы работать быстрее. Но австрийцы тщательно примеряются, пересматривают первоначальные запросы, некоторые вещи им кажутся чрезмерно дорогими, они говорят, что то-то и то-то можно сделать дешевле. Процесс обычный. До конца года будет большая определенность.

- Продолжается ли работа с «Даймонд Эйркрафт» по поводу производства на КАПО легких самолетов этой фирмы?

- Работа идет, но она пока не выразилась в конкретных вещах. На будущей неделе австрийцы прилетят в Казань, будем обсуждать подготовленный ими бизнес-план.

- Сообщалось о возможности модернизации на КАПО двух Ил-96 для президентского авиаотряда...

- Это неправда.

ТУ-214 ПРОТИВ "БЭУШНЫХ" "БОИНГОВ"

- В августе на авиакосмической выставке в Казани говорилось и о дальнейшем продвижении самолетов Ту-214. Какими будут ближайшие шаги в этом вопросе?

- КАПО хотело бы глубже поработать с авиакомпанией «Татарстан» в вопросе ее обеспечения самолетами Ту-214.

- А что, есть такая возможность?

- Мы предлагаем такую возможность. В конце концов, производим в Татарстане самолеты, а в республиканской авиакомпании этих машин нет. Это очень серьезный фактор. Когда мы кому-то предлагаем купить Ту-214, нас сразу спрашивают: а на чем летает татарстанская авиакомпания? Отвечаем как есть.

Все равно перед 2013 годом авиакомпании нужны новые машины - выйдут из эксплуатации Ту-154, Як-42. Мы предлагаем Ту-214. Есть завод, база по обслуживанию (напомним, что подписанное в августе соглашения между Правительством РТ и ОАК, среди прочего, предполагает то, что корпорация будет способствовать заключению контрактов с авиакомпаниями на поставку Ту-214. – прим. ред.).

- Какие конкретно шаги в связи с этим будете предпринимать в ближайшее время?

- Будем обсуждать с руководством республики. Однако в авиакомпании представлен не только Татарстан, но и болгарский инвестор, а у него свои интересы, более прагматичные и ближнесрочные, в том числе, использование «бэушных» «Боингов».

АВИАКОМПАНИЯ ИМЕЛА ШАНС ВЫГЛЯДЕТЬ СОВСЕМ ПО-ДРУГОМУ

Речь о туполевских машинах в контексте «КАПО – авиакомпания «Татарстан» заходила не раз. Год назад татарстанским авиаторам даже устроили презентацию Ту-334. Уж не говорю о том, что три года назад в планах авиаперевозчика было приобретение до 2016 года 25-ти самолетов производства КАПО: Ту-214, Ту-334, Ту-330 (и всего лишь 6-10 среднемагистральных самолетов иностранного производства). Но на последней коллегии Министерства транспорта и дорожного хозяйства РТ было заявлено, что авиакомпания закупит шесть «Боингов» и шесть «Суперджетов».

Генеральный директор ОАО «Авиакомпания «Татарстан» Валерий Портнов так прокомментировал нам слова Каюмова о Ту-214:

- Приобретение таких самолетов - непростой вопрос. Это дальнемагистральная машина, самолет другого класса, нежели мы используем сейчас. Если брать Ту-214, то и стратегию компании надо пересмотреть, а это уже зависит от акционеров. Сейчас же мы выступаем как региональная компания… Припоминаю, как когда-то авиакомпании были предложены два Ту-214, и наши пилоты даже прошли переподготовку на этот лайнер. Но на этом все и остановилось… А жаль. Если бы тогда запустили Ту-214, компания сейчас выглядела бы совсем по-другому. И, насколько знаю, эксплуатанты Ту-214 отзываются о них хорошо.

РЕКЛАМА И АНТИРЕКЛАМА

Источник «БИЗНЕС Online»  в авиапроме, пожелавший остаться неназванным, также напомнил о первых Ту-214:

- Ту-214 мог бы хорошо пойти, если бы первые самолеты (построенные на республиканские деньги) отдали в собственность авиакомпании «Татарстан», как и предполагалось изначально. Даже если бы авиакомпания на них не заработала сразу много денег, она могла бы закладывать самолеты в банки, брать кредиты и потихоньку перевооружаться на те же «Боинги», но гораздо более эффективно и главное  - самостоятельно. Заводу было бы удобно доводить Ту-214 до ума в близлежащем базовом аэропорту, а не за тридевять земель, в Хабаровске. Ведь тогда решили не в авиакомпанию «Татарстан» самолеты отдать, а создать Финансовую лизинговую компанию и отдать «тушки» в лизинг «Дальавиа». Хабаровский губернатор Виктор Ишаев был очень заинтересован в этих самолетах, специально прилетал в Казань договариваться. Авиакомпании «Татарстан», в итоге, сказали: «Зачем они вам, куда вы на них будете летать?» Да были б самолеты… И что сейчас с ФЛК, и где «Дальавиа», которая, во многом, создала Ту-214 антирекламу? А работа в Казани была бы лучшей пропагандой Ту-214. В те годы с потенциальными заказчиками, в том числе и зарубежными, происходили примерно такие диалоги:

- Хороший самолет?

- Отличный!

- Своя авиакомпания в Татарстане есть? На чем летает?

- На Ту-154.

- А почему не на Ту-214? Если бы был хороший самолет, наверное, сразу бы купили.

Тимур Латыпов

Фото: отдел по связям с общественностью КАПО