. Рекордное количество участников собрали накануне публичные слушания в городском управлении строительства и архитектуры

ВЫРУБКУ ДЕРЕВЬЕВ КОМПЕНСИРУЮТ ОЗЕЛЕНЕНИЕМ НОКСИНСКОЙ ТРАНСПОРТНОЙ РАЗВЯЗКИ

Рекордное количество участников собрали накануне публичные слушания в городском управлении строительства и архитектуры. Если обычно помимо чиновников управления на них присутствует проектировщик и несколько слушателей, то на этот раз собралось более пяти десятков человек, а само заседание вела главный архитектор Казани Татьяна Прокофьева. Это подтверждало серьезный накал страстей вокруг заявленной темы — проекта планировки территории Ноксинского спуска.

Взяв слово, Прокофьева пояснила, что утверждение проекта планировки на эту территорию происходит во второй раз. Публичные слушания по предыдущему проекту были проведены в 2012 году, напомнила она. Однако в прошлом году по инициативе ЗАО «Франт» было подготовлено постановление о перепланировке. В связи с тем, что по просьбе заказчика в проект вносились некоторые изменения, его пришлось переутверждать, добавила главный архитектор столицы Татарстана, отметив, что предлагаемые решения затрагивают незначительную часть участка.

После чего выступила руководитель центра разработки генплана «Казгражданпроекта» Талия Мухаметшина. Присутствующим напомнили, что общая площадь территории составляет 270,8 га, на севере границей выступает улица Рыбная (жилой массив Большие Клыки), на востоке река Нокса, на юге магистральная городская улица, проектируемая как продолжение улицы Завойского и микрорайона М-5 жилкомплекса «Азино-2», на западе — улица Фучика. Изменения было предложено внести в районе размещения ТРК «Франт», в районе новой будущей школы и в районе транспортной развязки «Ноксинский спуск». Кроме того, проектом предполагаются изменения границ существующего детсада по улице Динмухаметова, будущего детсада по улице Завойского и участка жилых домов по улице Менделеева 8 и 8а, а также в районе улицы Новоселье.

По инициативе собственника было предложено убрать проезд с южной и восточной стороны торгово-развлекательного комплекса, при этом оставив вход и проезд в парк с северной стороны, рассказала Мухаметшина. Следующим стало предложение о перезонировании зоны гостиницы в зону общественно-деловой застройки по причине ее нерентабельности.

«В составе утвержденного проекта планировки было предусмотрено размещение детского сада на 220 мест, а также школы на 740 мест. Учитывая, что территория была занята самовольно, было принято решение построить детский сад на другом участке. Для школы оставался совсем маленький участок, на котором невозможно посадить здание», — продолжила объяснять представитель «Казгражданпроекта». В связи с этим было внесено предложение все-таки разместить на этой территории школу — за счет небольшого участка парка. «Зелень, которую мы забираем школой, предлагается компенсировать за счет озеленения Ноксинской транспортной развязки», — добавила она.

Однако энтузиазма предложение не встретило. «Глупости! Ерунда какая-то!» — стали выкрикивать собравшиеся.

Чтобы увеличить, откройте ссылку в новой вкладке

«За существование этого парка борьба ведется уже с 2011 года. Прекрасно, что он существует в этих границах», — взяла слово одна из жительниц Советского района. Школу, которая отрезает целый участок Ноксинского леса, нужно перенести в другое место, озвучила она, судя по одобрительным аплодисментам, пожелание большинства собравшихся. Женщина добавила, что высотное строительство в этом районе занимает все существующие участки, не занятые лесом. «По этой причине строительство социальной инфраструктуры выносится на территорию лесного массива, приводит к деградации лесных площадей, нарушению связности экологического каркаса и не соответствует задачам генплана», — подытожила она.

Пожелал высказаться и представитель лыжного сообщества Айрат Файзрахманов, уже выступавший на публичных слушаниях по строительству в Горкинско-Аметьевском лесу роддома от клиники Нуриевых. «Почему все социальные объекты прикрываются именно сносом зеленых зон? Почему всегда страдают имменно они?» — обратился он к главному архитектору Казани. Прокофьева же назвала вопрос риторическим, отметив, что при закладке новых социальных проектов этот вопрос стараются учитывать. «Мы с вами сейчас рассматриваем проект, который ранее был уже согласован. Территория школы у нас действительно съехала в связи с тем, что находится на участке...» — попыталась объяснить она. Однако договорить главному архитектору не дали: «Считаю, что здесь снесем, а там поставим зеленую зону — это очень смешно», — перебил мужчина.

Жильцы сразу нескольких домов по улице Фучика выразили несогласие с новым проектом планировки

НИ ШКОЛЫ, НИ ПОЛИКЛИНИКИ?

Следующей высказалась жительница Совесткого района Елена Донских, отметившая, что выступает от имени жильцов сразу нескольких домов — по улице Фучика 84, 86 и 86а и частного сектора по улице Вербной. Она выразила несогласие с новым проектом планировки, вспомнив, что по итогам прошлых публичных слушаний в 2012 году было решено исключить из проекта планировки улицу Калашникова и улицу Вербную, запроектированную на территории леса. «Но спустя четыре года что мы видим? Улица Калашникова была исключена, а улица Вербная опять находится в плане города. Тем более что она вплотную прилегает к зеленой зоне Ноксинского леса. И возле красной линии стоит значок, что там будет еще одна застройка средней этажности, что не только не оставляет рекреационной зоны, но и может навредить экологической ситуации района», — посетовала оратор. По словам Донских, запроектированная дорога улицы Вербной будет проходить в непосредственной близости от жилых домов, что затруднит свободное передвижение жителям.

«Если хотите сделать там улицу, тогда надо сразу делать больницу! Травматологию!» — снова стали выкрикивать из зала. Донских же отметила, что улица Вербная не сможет разгрузить транспортный машинопоток, поскольку является тупиковой: «У нее нет сквозного проезда по проспекту Победы, и ближайший светофор расположен довольно далеко, что уже сейчас затрудняет передвижение, а в дальнейшем вообще приведет к транспортному коллапсу из-за закупорки транспортной системы». Общественность, по ее словам, видит решение проблемы в реконструкции перекрестков улиц Ломжинской и Завойского. Обобщая сказанное, выступающая попросила исключить из проекта планировки Ноксинского спуска новые зоны, запланированные под строительство, и сквозную дорогу Вербную, которая может нанести урон экологической обстановке: «Птицы улетят, и лес погибнет...»

«Здесь находится Ильдар Салихович, директор института «Казгражданпроект». Мне кажется, у вас очень маленький отдел транспортный, а здесь есть люди — разбираются в транспорте совершенно замечательно. Проработайте, пожалуйста», — не без иронии посоветовала Прокофьева. При этом слово главный архитектор предоставила всем — слушания длились около двух часов, до тех пор, пока собравшиеся не согласились с тем, что «вопросов больше не осталось».

Так, на слушаниях выступил представитель УК «Капитал-Траст-Инвест», одновременно представляющий интересы компании «АС Менеджмент», владеющей несколькими участками на данной территории. Он также озвучил возражения с проектом планировки, связанные с нежеланием строить на своей земле поликлинику вдоль проектируемого Вознесенского тракта. Выступающий долго говорил о сложных условиях рыночной экономики, в которой инвесторы вкладывают средства в то, что им выгодно. «В заинтересованность инвесторов в строительстве частной поликлиники, в которой будут оказывать сугубо платные медицинские услуги, верить не стоит», — убедительно заявил он.

Чтобы увеличить, откройте ссылку в новой вкладке

«Видимо, предлагаете переселить поликлинику в лес», — с грустью констатировала главный архитектор. Тут ее поддержали и жители. «Там нет ни одной поликлиники! Мы не будем ходить в ваш торговый центр! Будем саботировать!» — пообещали они представителю управляющей компании, сообщившему о планах строительства на одном из участков торгово-офисных помещений.


«ЭТО ПОРОСЛЬ, А НЕ ЛЕС!»

На слушания пришли и защитники предлагаемого проекта планировки. Так, жительница Ноксинского спуска Оксана Никитина рассказала, что необходимость в строительстве школы в этом микрорайоне стоит очень остро. «Одна школа должна появиться на Минской, другая — на Ноксинском спуске. Они обе необходимы, потому что наши школы переполнены, дети учатся в две смены, даже по прописке невозможно попасть в школу, в которую ты распределен. Люди возят в другие районы», — сообщила она. В поддержку выступил и Николай Тришкин, представившийся помощником депутата Казгордумы Александра Калинина. Он рассказал, что в этом районе — в границах Фучика, Минской и Завойского — проживает порядка 40 тысяч человек. При этом там находится только единственная школа №159.

«Когда мы говорим, что это лес, это не лес. Сходите — посмотрите. Я неоднократно бываю там, и не надо придумывать, это поросль называется», — заметил Тришкин, вызвав еще больший всплеск возмущения присутствующих. «Вы — народный избранник!» — сетовали собравшиеся. Однако конструктивных предложений на резонный вопрос о том, где тогда построить школу, дать не смогли. Кто-то, впрочем, предложил построить дом на месте ЖК «Молодежный», строительством которого сейчас занимается компания «Фон». «Фон» не может построить дом, давайте пусть вместо него построят школу! Сваи вбили!» — стали поступать совсем уж фантастические предложения.

Напомним, несколько лет назад жители Ноксинского спуска очень активно выступали против строительства ЖК «Молодежный» на территории, захватывающей рекреационную зону. В феврале 2012 года ЗАО «Фон» сообщило о планах строительства здесь пяти домов разной этажности (от 14 до 24 этажей) с последующим озеленением . Но, столкнувшись с противодействием уже живущих в микрорайоне людей, компания была вынуждена изменить проект, отказавшись от строительства одного из корпусов и снизив высотность до 20 этажей.

Фактические данные, подтверждающие необходимость строительства школы, привел и представитель администрации Советского района Ильнур Минзин. «По информации нашего районного управления образования, Азино-1 и Азино-2 нуждаются в школьных местах в размере 1,5 тысяч учащихся», — сообщил он. Однако собравшихся цифры не впечатлили. «Об этом нужно было раньше, ведь статистика была известна, еще когда заслушивался первый проект планировки, — резонно заметила одна из присутствующих. Озвучила она и свое видение решения проблемы. «Квадрат на Минской уже зачищен под школу — можно начать строительство, может быть, какой-то более объемной школы, чем изначально планировалось. Но уничтожать лесную площадь...» В противовес словам Тришкина девушка заметила, что там вырос молодой лес, который сейчас является альтернативой Ноксинскому лесу, который в течение 25 лет несет огромную экологическую нагрузку и уже давно нуждается в помощи экологов.

«Если сейчас этот подлесок будет уничтожен, то сам лес в результате все возрастающей нагрузки населения в нашем районе просто может погибнуть, потому что никакой помощи, кроме того, что мы там периодически убираемся, он не получает. А он давным-давно должен быть закреплен соответствующим постановлением исполкома и передан в комитет внешнего благоустройства. Но ни в коем случае не должен обозначаться как парк, в котором будут размещаться какие-то объекты торговли. Мы еще раз объявляем: это лес! Это должна быть исключительно лесная зона. Никак не парковая», — подытожила активистка.

Возвращаясь к вопросам медицины,звучали предложения построить поликлинику на месте гостиницы — собравшиеся ссылались на то, что последняя все равно нерентабельна. Таких идей было озвучено не мало — их Прокофьева посоветовала переадресовать собственнику. Однако к вопросам, касающимся изменений проекта планировки, представители управления отнеслись очень внимательно. «Все они услышаны, мы доведем их до адресатов», — пообещала главный архитектор. Пока же судьба зеленого подлеска на Ноксинском спуске осталась открытой, как и вопрос со строительством поликлиники для горожан.