Ректор Университета управления «ТИСБИ» Нэлла Прусс и профессор Михаил Посталюк

ИННОВАТИКА КАК ВИД МЫСЛЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

— Михаил Петрович, уже 20 лет в Университете управления «ТИСБИ» работает возглавляемая вами экономическая научная школа. На каких ключевых направлениях базируется школа?

— Да, действительно, научная школа «Инновационные отношения в экономических системах: теория, методология и механизмы реализации» в этом году перешагнула 20-летний рубеж. Основное направление школы — исследование инновационных процессов во всех сферах деятельности и взаимодействия бизнеса, власти и общества и разработка рекомендаций по созданию, сохранению, использованию и развитию их инновационных потенциалов. Это специфический вид их жизне - и мыследеятельности. Он получил наименование «инноватика». Поясню суть термина: объектом инноватики как реальности является инновационная деятельность бизнеса, власти и общества. При этом под инновацией в инноватике понимается результат масштабного применения и распространения новых знаний, результатов научно-технической и творческой деятельности, основанных на систематических научных исследованиях или интуитивных озарениях (той же смекалке). Ну а основным принципом инноватики является поиск.

— Вы говорите о прикладном значении термина «инноватика». А что он означает в науке?

— Как наука инноватика — это междисциплинарная область знаний, охватывающая вопросы методологии и организации инновационной деятельности. К примеру, в результате наша научная школа доказала, что основной формой современного существования инноватики как сгустка реальности и науки является инноватизация жизне - и мыследеятельности бизнеса, власти и общества и разработка рекомендаций по созданию, сохранению, использованию и развитию их инновационных потенциалов. Нами установлено, что инноватизация схожа с процессами индустриализации, компьютеризации, информатизации, нанотехнологизации. Достоверность данного вывода обоснована и доказана в процессе участия сотрудников научной школы в реформировании предприятий, в ходе подготовки и написании диссертаций, монографий. К слову, правильность нашей позиции подтверждается теми изменениями в деятельности и взаимодействии бизнеса, власти и общества в образовательной сфере на примере Университета управления «ТИСБИ».

Система образования в управлении ТИСБИ оттачивалась годами. В результате кропотливого поиска наиболее эффективного инструмента в подготовке молодого специалиста в структуре научной школы появились экономическая лаборатория по исследованию проблем взаимодействия традиций, инноваций и инвестиций современного бизнеса — ВТИИСБИ, дискуссионный клуб и проблемные поисковые группы, в состав которых входят практики, профессора, доценты, аспиранты, магистранты, бакалавры.

На мастер-класс профессора Михаила Посталюка поздравить с 20-летием научной школы пришли ученики, выпускники и коллеги

«ВСЕ ВЫПУСКНИКИ НАУЧНОЙ ШКОЛЫ ЗАНИМАЮТ ОТВЕТСТВЕННЫЕ ПОСТЫ»

— Каких достижений ваша школа добивалась за два десятилетия?

— Что касается достижений, то нам есть чем гордиться. В состав нашей школы входят 24 ученых и практиков. Ими подготовлены и защищены 21 кандидатская и 3 докторских диссертации, в России и за рубежом вышло более 600 научных работ, в том числе 40 монографий и учебных пособий. Но хотелось бы отметить самое важное: все выпускники нашей научной школы сейчас занимают ответственные посты, они пишут, публикуются. И успеху в их профессиональной и научной карьере, полагаю, способствовала и научная школа.

— В чем заключается деятельность каждого из направлений вашей школы?

— «Экономическая лаборатория» занимается изучением взаимодействия бизнеса, власти и общества. При этом отмечу, что мы занимаемся не только теорией, но и конкретными исследованиями, дающими осязаемый результат. Приведу один пример: почему наш ТИСБИ в свое время выиграл конкурс среди всех вузов России на открытие отдельной специальности «налоговое дело»? Когда объявили конкурс, мы собрали команду, в состав которой вошли практики, преподаватели, ученые, аспиранты, и разработали образовательный госстандарт. И не просто так сели и взяли с потолка: мы обошли районные налоговые службы, провели анкетирование, чтобы получить полную информацию, какой специалист им нужен. В результате сложилась четкая картина: налоговикам необходимы специалисты с сильными экономическими и правовыми знаниями, с отличной компьютерной и языковой подготовкой и коммуникативными данными. На основе этого исследования и был разработан образовательный стандарт, который принес победу ТИСБИ в российском конкурсе.

— А какие задачи стоят перед проблемными группами?

— Вполне конкретные. Одна из проблемных групп занимается решением задачи по оценке устойчивости пространственных социо-эколого-экономических систем в условиях размытости исходной информации (на примере Приволжского федерального округа). Другая — изучением проблем слияния и поглощения бизнеса. По результатам исследования защищены кандидатские диссертации. Группа разрабатывает решение проблемы, используя технологию мозгового штурма. В «Дискуссионном клубе» участники, применяя различные технологии, например, того же мозгового штурма, полемизируют на различные актуальные темы. Например, что нужно современному бизнесу, какое образование в этой сфере востребовано и так далее.

— Представители бизнеса участвуют в ваших дискуссиях?

— Конечно. К нам приходят руководители компаний, банков. Здесь бы хотелось отметить, что многие из них — наши бывшие студенты, а сегодня они приходят уже как практикующие специалисты.

Занятия в ТИСБИ ведутся с применением интерактивных методик и форм в виде деловых игр, мозговых штурмов, круглых столов, анализа конкретных ситуаций и т. д.

ОБУЧЕНИЕ С ОРИЕНТАЦИЕЙ НА РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

— В Университете управления «ТИСБИ» сильно экономическое направление. Как удается держать столь высокую планку?

— Мы исходим из реалий времени. Вы посмотрите, сколько вообще в России выпускается экономистов, юристов, а настоящих мастеров из них буквально единицы! А мы ориентируемся на профессиональные компетенции, чтобы в будущем работодатель из наших выпускников, получил, образно говоря, штучный товар. Когда экономический факультет был основан, в первую очередь были сформулированы культы. Первый — культ профессиональных знаний, второй — культ умения применять эти знания, а это основа профессионализма. Третий — культ здоровья и культуры. И все эти культы работают и по сей день! Мы ориентированы не просто на образовательный процесс, но, прежде всего, на качественный результат. В Университете управления «ТИСБИ» сформировалась уникальная инновационная последовательность обучения: школа — колледж — университет — аспирантура — институт повышения квалификации. Все студенты имеют возможность пройти профессиональную экономико-правовую, компьютерную, языковую подготовку. К примеру, защита дипломных работ проходит в том числе и на английском языке. Знание языка на профессиональном уровне уже дает существенную фору нашим выпускникам на рынке труда. Хотелось бы отметить, что экономическую подготовку студенты получают с прицелом на инноватизацию, без которой, я в этом уверен, невозможно развитие современного общества. Ну и главное — обучение ведется с ориентацией на реальный рынок экономики. Кстати, в этом году нашему университету увеличены квоты на бюджетные места экономического профиля. Это говорит о том, что вуз на хорошем счету.

— А насколько востребованы ваши выпускники-экономисты, ведь на рынке труда огромная конкуренция?

— От 80 до 90 процентов наших выпускников трудоустраивается, как правило, по профилю. Согласитесь, это показатель того, что студенты получают качественное образование. Сегодня наши выпускники занимают руководящие посты в инвестиционных компаниях, банках, в государственных структурах.

В ТИСБИ на английском языке проводятся не только занятия по профильным дисциплинам, но и зачеты, экзамены, защиты выпускных квалификационных работ

— Вы отметили, что готовите специалистов с прицелом на реальный сектор экономики. Как это выглядит на практике?

— Мы научно подошли к этому вопросу, проанализировали реальный сектор экономики и пришли к выводу: нужно готовить спецов с конкретными знаниями. Я всегда говорю своим студентам: «Вы должны с первого курса представлять, какое кресло вы займете». Необходимо погружение в конкретные ключевые компетенции. Приведу пример: у меня студент, а затем и аспирант специализировался на проблеме секьюритизации активов хозяйствующих субъектов. Едва он окончил университет, его сразу же приняли на работу в солидное учреждение, потому что он специалист в конкретном направлении. Конечно, в будущем, если банку потребуются новые компетенции, вопрос решится путем переподготовки при согласованном взаимодействии Университета управления «ТИСБИ» и конкретной компании.

— Что бы вы посоветовали молодым людям, решившим связать свою профессиональную жизнь с экономикой и финансами?

— Как я уже говорил, молодой человек должен для себя определить (пусть даже еще условно) сферу и вид экономических занятий. Вы посмотрите, тех же футболистов у нас готовят с детства, а многие студенты-экономисты, даже учась уже на 3 курсе, порой не всегда знают, в какой области они будут специализироваться! То есть молодым людям я бы посоветовал определиться с профессиональным «влечением». А вообще, я считаю, что каждый человек обладает способностями. Просто у одних они раскрыты, а у других еще нет. Полагаю, что в нашем университете у студентов есть все шансы раскрыть свои таланты.

16+