«БУРЖ-ХАЛИФА» – СОВРЕМЕННАЯ ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

Дубай заметно отличается от Шарджи не только внешним обликом, характером экономического развития, но и общественной атмосферой. Шарджа – консервативный эмират, ориентированный в значительной мере на продвижение среди туристов традиционной местной культуры. Обладая ограниченными запасами природных ресурсов, Шарджа в свое время стала принимать финансовую помощь со стороны Саудовской Аравии в обмен на сохранение и продвижение в эмирате консервативных исламских ценностей, близких саудовскому ваххабизму. Здесь, конечно же, нет присущих саудитам крайних проявлений шариата, поскольку это подорвало бы индустрию туризма, ориентированную на прием иностранцев. Однако в Шардже европейцы не смогут встретить многого из того, к чему привыкли у себя дома. Например, в этом эмирате повсеместно запрещены продажа и употребление алкогольных напитков, а женщины-туристки де-факто лишены возможности публично демонстрировать минимализм в одежде, за исключением отельных и пляжных зон. Дубай на этом фоне выглядит оплотом либерализма, конечно же, с поправкой на местные условия.

Богатство Дубая выросло на продаже природных ресурсов, а в дальнейшем – на развитии туристской отрасли и строительной индустрии. Кроме того, в последние годы эмират превратился в транспортный хаб глобального значения.

В отличие от Шарджи, дубайские шейхи сумели превратить название своего эмирата и города в глобальный бренд. Именно Дубай, а не столичный Абу-Даби олицетворяет собой всю страну. Именно изображения дубайских небоскребов, поднявшихся в песках на фоне воды, чаще всего используют как символ экономических успехов арабского мира. Тем более что именно в Дубае находится самый высокий небоскреб мира высотой 828 м – «Бурж-Халифа».

В Дубае находится самый высокий небоскреб мира высотой 828 м – «Бурж-Халифа»

Небоскреб «Бурж-Халифа» – символ Дубая – является одним из редких примеров надломленных амбиций местных шейхов из династии аль-Мактум. Еще на стадии строительства он был назван в честь самого эмирата – «Бурж-Дубай» – и, таким образом, должен был прославлять финансовое могущество Дубая. Однако мировой финансовый кризис 2008 - 2009 годов поставил крест на этих амбициях – из-за нехватки денег строительство небоскреба остановилось. Помощь пришла от «старшего брата» – эмира Абу-Даби Халифы ибн Зайд-аль-Нахайяна. Он подкинул деньжат, и дом был достроен. В обмен на эту помощь благодарный эмир Дубая Мохаммед ибн Рашид-аль-Мактум увековечил его имя в названии небоскреба.

Эта история, знакомая всякому туристу, побывавшему в Дубае, в некотором смысле напоминает известную библейскую притчу о Вавилонской башне. Амбиции людей, воплощенные в Вавилонской башне, были подорваны Богом путем ее разрушения. К инициаторам строительства «Бурж-Халифы» судьба оказалась более благосклонной – их детище в итоге было достроено, хотя амбиции все равно пострадали.

ВСЯ ПРАВДА О ПАЛЬМОВЫХ АРХИПЕЛАГАХ

Не менее впечатляющи их проекты, направленные на освоение морского пространства, т. е. Персидского залива. Я имею в виду строительство сети искусственных островов с причудливой конфигурацией: трех «пальмовых» архипелагов – Пальма Джумейра, Пальма Джебель-Али и Пальма Дейра (строительство последнего только началось), и одного большого архипелага – Мир (расположение его островов своими очертаниям напоминает карту мира).

Все эти проекты воплощают в себе восточные иррациональные амбиции с неистребимой верой в постоянно растущее финансовое могущество Дубая. Думаю, что рациональные европейцы не стали бы отвоевывать морские просторы при наличии под боком неосвоенных земных пространств. Эмират Дубай по площади своей территории, конечно же, существенно уступает Абу-Даби. Тем не менее неосвоенных пустынных пространств там еще предостаточно. Это не Голландия и не Сингапур, где освоена практически вся территория и засыпка морской акватории обусловлена вполне рациональными потребностями.

Отель «Атлантис» на Пальме Джумейра – острове, олицетворяющем иррациональные амбиции дубайских шейхов

Самый знаменитый из всех искусственных архипелагов – это Пальма Джумейра. Его начали строить раньше всех и к настоящему времени большая часть территории практически застроена. Особенность застройки Пальмы Джумейра проявляется в том, что вдоль линии ее «ствола» возведены в основном многоэтажные здания с апартаментами, большинство из которых было раскуплено еще на этапе строительства. Пальмовые «ветви», расходящиеся рядами в обе стороны от «ствола», застроены малоэтажными особняками для особо богатых клиентов. А окружающие Пальму Джумейра три острова, составляющие внешнее кольцо архипелага и выполняющие функцию защиты от волн, отданы под застройку отелями.

Многоэтажные здания с апартаментами, выстроенными вдоль линии ее «ствола» Пальмы Джумейра

Покупателям апартаментов и особняков на Пальме Джумейра (а это клиенты со всего мира) казалось, что эти острова – плод интеллектуального и технического совершенства – лишены недостатков. Данные объекты недвижимости возводились в период глобального экономического роста, а потому рассматривались многими покупателями не только как место отдыха, но и как удачная возможность инвестирования средств. Однако уже первые постояльцы почувствовали на себе определенные неудобства.

Вблизи некоторых домов, выходящих к берегу, стали ощущаться неприятные запахи, появившиеся в результате застоя воды. Причудливая конфигурация архипелага, предусматривающая множество узких продольных заливов, привела к нарушению циркуляции вод. Понятно, что для богатых клиентов, заплативших за данные активы немалые деньги, эти запахи стали неприятным сюрпризом.

Особняки на одной из «ветвей» Пальмы Джумейра

Кстати, нечто похожее могло ожидать и Казань. Помнится, несколько лет назад рассматривался вопрос засыпки части акватории Казанки под многоэтажную застройку с созданием там трех узких заливов. Уже тогда наши экологи указывали на неминуемое появление застоя воды в случае реализации этого проекта. Отсутствие инвесторов тогда помогло спасти Казанку.

Застой воды в районе Пальмы Джумейра и других подобных островов – не единственная экологическая проблема. Более серьезным является урон, наносимый экологии данных участков Персидского залива. Дело в том, что для реализации проектов по освоению морского пространства (а в планах – строительство огромного количества островов, намного превышающих уже имеющиеся) необходимо большое количество песка, ведь основная площадь островов намывается за счет песка, и лишь по окружности некоторые из них укрепляются огромными валунами во избежание разрушения волнами.

Валуны, защищающие внешний контур Пальмы Джумейра от разрушения, в районе отеля «Атлантис»

Казалось бы, в чем проблема, ведь Эмираты – это страна пустынь, где море песка. Однако этот песок не годится. Для строительства островов необходим именно морской песок, обладающий высокой плотностью. И такой песок добывается со дна Персидского залива. При огромных потребностях его добыча наносит серьезный ущерб экологии залива. По этой причине дубайские проекты по строительству островов подвергаются резкой критике многими международными экологическими организациями.

ПОЧЕМУ В ДУБАЕ УПАЛ СПРОС НА МЕСТНЫХ ЖЕНЩИН?

Строительство огромных зданий и песчаных островов – не единственный пример реализации дубайских амбиций. Этот эмират, как и большинство других, обладает прекрасной сетью автобанов с многочисленными развязками. В целом езда по ним доставляет огромное удовольствие, за исключением нескольких вечерних часов. Вечером все дороги, ведущие в северо-восточном направлении – в сторону эмиратов Шарджа и Аджман, представляют собой сплошную пробку.

Объяснение этому простое. Дубай концентрирует на себе основную массу рабочей силы (а это многочисленные мигранты). Однако стоимость аренды жилья в этом эмирате крайне высока. По этой причине большинство мигрантов предпочитает снимать жилье в более дешевых эмиратах – Шардже и Аджмане. В результате в часы пик образуется огромный трафик, который превосходит пропускную способность всех существующих автобанов, идущих в этом направлении. Такую картину я наблюдал в Дубае на протяжении нескольких последних лет. И даже нынешний кризис не сильно повлиял на масштаб транспортных проблем.

Транспортные развязки в Дубае

Обычно проблему сверхвысокого трафика на автодорогах решают несколькими путями – либо расширением их сети, либо изменением транспортных потоков, либо развитием общественного транспорта. В принципе, сеть дубайских автодорог достаточно густая. Изменить же транспортные потоки сложно, так как для этого надо снижать цену на аренду жилья в самом Дубае. А вот общественный транспорт, по нашим меркам, там развит недостаточно.

Конечно, мигрантов-строителей перевозят автобусами организованно. Но для остальных категорий остается не слишком широкий выбор. В принципе, в Дубае есть автобусы, есть знаменитый метрополитен. Но этот общественный транспорт, как правило, не выходит за границы самого эмирата, так что массовое перемещение между Дубаем и Шарджей в основном возможно только на личном или арендованном транспорте или такси.

Рабочие-мигранты на одном из строительных объектов Дубая

Мигранты, чьи ежедневные перемещения усугубляют транспортную проблему Дубая, являются, с одной стороны, источником процветания Эмиратов, с другой – вероятным источником их будущих проблем. По разным оценкам, доля коренного населения страны составляет 10 - 15%, остальные – не имеющие прав мигранты. Законодательство ОАЭ достаточно жесткое в сфере регулирования гражданства. Ни один мигрант, как бы долго он ни проживал в стране, не имеет перспектив получить гражданство. В результате создалась ситуация, которая может породить серьезный конфликт.

Экономика страны не способна развиваться без постоянного притока иностранной рабочей силы (кризис, конечно же, влияет на их численность, но это состояние не вечно). В стране создана громадная инфраструктура, обслуживанием и развитием которой занимаются мигранты. Сами коренные жители, по отзывам экспатов, работают мало, так как при огромных доходах страны имеют возможность пользоваться мощной финансовой поддержкой государства. Формируемые правительством страны программы по развитию различных отраслей экономики также предусматривают импорт иностранной рабочей силы. Так что не исключено, что через какое-то время это приведет к социально-политическому конфликту, когда живущие много лет и фактически построившие страну мигранты, находящиеся на положении дискриминируемого большинства, потребуют предоставления себе прав.

Район Дубай-Марина

Впрочем, возможно, что Эмиратам удастся избежать такой перспективы. Здесь нет того гуманизма по отношению к мигрантам, который имеется в Европе и который по-своему провоцирует тех на общественную активность. Здесь мигрант может существовать лишь работая. При отсутствии работы его высылают из страны. Кроме того, по рассказам нашего гида, часть мигрантов из числа наименее квалифицированных категорий рабочих подвергается обязательной ротации, чтобы не допустить их чрезмерного укоренения в стране.

Кстати, одной из причин ужесточения эмиратского законодательства в сфере предоставления гражданства является чрезмерное увлечение местных мужчин иностранками. В свое время многие молодые жители Эмиратов стали активно жениться на гражданках иностранных государств, поскольку такой брак не влек за собой больших финансовых затрат, а иностранные жены могли рассчитывать на получение гражданства. Такое положение привело к обострению ситуации среди местных женщин, спрос на которых в силу их дороговизны существенно упал. После этого последовали законодательные ограничения, призванные повысить у эмиратских мужчин интерес к соотечественницам. Не знаю, так ли было на самом деле, но наш гид рассказывал об этом без всякого намека на шутку.

РАЦИОНАЛЬНЫЕ МЕЛОЧИ

Одним из самых привлекательных и образцовых районов Дубая является район Дубай-Марина, построенный вдоль побережья рядом с Пальмой Джумейра. Это район высокоэтажной жилой и гостиничной застройки, планировка которого привязана к руслу искусственного изгибающегося канала.

Дубай-Марина – район высокоэтажной жилой и отельной застройки, планировка которого привязана к руслу искусственного изгибающегося канала

Здесь создана образцовая среда обитания, рассчитанная на взыскательного клиента – обеспеченного туриста или высокооплачиваемого экспата. По этой причине здесь много элементов той высокой культуры, которая свойственна наиболее развитым странам Запада.

Например, здесь активно применяется раздельный сбор мусора. Во всех отелях мусорные контейнеры разделены на два отсека: один – для перерабатываемых отходов (бумага, пластик, стекло, упаковка), второй – для неперерабатываемых (пищевые и прочие отходы).

Мусорный контейнер в отеле

Мусорные контейнеры, расположенные на улицах, в том числе и на пляжах, предусматривают уже четыре отсека – для сбора стекла, жестяных банок, пластика и бумаги.

Мусорный контейнер на одном из пляжей Дубай-Марины

Очень оригинальны своей продуманностью урны для сигаретных окурков. Они глухие металлические, сбоку приделана откидная тарелка с песком. Прежде чем выбросить окурок в урну, его следует загасить в песке. Это позволяет избежать вероятности возгорания окурков в урне. Благо песка в Эмиратах навалом.

Уличная урна для сигаретных окурков

Не забыли даже собачников, точнее их питомцев – собак. Отходы жизнедеятельности этих животных собираются в особые пластиковые контейнеры зеленого цвета. Именно в таких мелочах проявляется культура наиболее продвинутых районов Дубая. Она особенно обращает на себя внимание, если вспомнить, что к собакам в мусульманском обществе отношение, мягко говоря, далекое от европейского.

Контейнер для сбора отходов жизнедеятельности собак

Кстати, еще одна характерная деталь Дубай-Марины. В Дубае, как и во всех Эмиратах, осадков почти не бывает. Однако вдоль улиц проложена канализация. Казалось бы, зачем? Ответ прост. Жара и отсутствие осадков способствуют активному использованию кондиционеров, которые, в свою очередь, образуют большое количество конденсата. Внутри конструкции домов предусмотрены специальные каналы, по которым конденсат отводится наружу, где затем попадает в канализацию. Потом эта вода используется для полива уличных растений.

Внутри конструкции домов предусмотрены специальные каналы, по которым конденсат отводится наружу, где затем попадает в канализацию

Более традиционной средой обитания отличаются исторические районы Дубая, например, Дейра. Как правило, здесь узкие улицы, вдоль которых выстроены безликие бетонные четырех-, пяти-, шестиэтажные жилые здания. Своей архитектурой этот район напоминает традиционный ближневосточный город 1970-х годов. Примерно в эти же годы и осуществлялась застройка Дейры.

Одна из улиц Дейры

В Дейре нет той стерильности, свойственной туристическим районам Дубая, хотя в целом довольно неплохо… если, конечно, не заглянуть во двор. Да и здесь нельзя сказать, что грязно. Просто местами неопрятно, как-то неухоженно, а на мусорных площадках грязновато. Да и сами контейнеры ничем не отличаются от наших – без деления на сортировочные отсеки.

После этого понимаешь, что именно такие районы, как Дейра, и есть настоящие Эмираты.

Мусорная площадка в Дейре

Николай Атласов

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции