ФЕСТИВАЛЬ РЕКЛАМЫ В НАБЕРЕЖНЫХ ЧЕЛНАХ БЫЛ ПЕРЕНЕСЕН  ИЗ-ЗА ВИЗИТА МЕДВЕДЕВА

Вчера рекламное сообщество Автограда обсуждало свои проблемы на двух фестивалях. Первый их них был организован сразу тремя ведомствами – Министерством промышленности и торговли РТ, Академией наук РТ и городской администрацией. Второй под названием «Золотой глобус» был организован в ИНЭКА. На обоих фестивалях побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».

НЕФЕСТИВАЛЬ НЕРЕКЛАМЫ

«Фестиваль рекламы», организованный сразу тремя ведомствами – министерством промышленности и торговли РТ, академией наук РТ и городской администрацией, – должен был открыться еще 26 октября. Но, по информации «БИЗНЕС Online», из-за требований к безопасности во время визита президента РФ  Дмитрия Медведева в автоград, был перенесен. Дело в том, что здание ЭКСПО-КАМА, где ежегодно проводился фестиваль, находится рядом с дирекцией КАМАЗа – именно там прошло заседание комиссии по модернизации при президенте РФ.

По правде говоря, фестиваль можно было и не проводить вовсе. А рекламным его можно назвать с большой натяжкой. Интерес он представлял разве что с точки зрения рекламы business-to-business. И выводы от посещения выставки у корреспондента «БИЗНЕС Online» неутешительные.

В целом, можно сказать, этот «фестиваль», так или иначе, отражает ситуацию с бизнесом в Набережных Челнах. В павильоне можно было заметить представителей Сбербанка РФ, Бизнес-центра 2.18, строительных компаний, узкий контингент IT-отрасли и, конечно, СМИ. Отдельный коридор заняли компании "Бизнес-инкубатор". По словам начальника орготдела Бизнес-инкубатора Татьяны Мелкумян, в основном это «производственники, рекламщики и IT-шники»: «Компаний, предоставляющих юридические и бытовые услуги, у нас нет – МЭРТ не одобряет поддержку подобного бизнеса в рамках инкубаторов».

Как заявили организаторы журналисту «БИЗНЕС Online», на фестивале представлено «более 50 компаний, в основном, строительные и рекламные». Причем, если рекламщиков в этом году в павильонах было немало, то строителей заметно убавилось. «На них сильно сказался кризис», - заметили организаторы.

Три-четыре коридора павильонов, полупустых, почти не оформленных, скучающие представители компаний, ждущие у компьютерных мониторов, когда к ним обратятся скучающие же посетители выставки или представители компаний-соседей по павильону.

От силы десятая часть представленных на выставке фирм подошли к фестивалю креативно, примерно столько же не пожелали сидеть в «киосках» и ходили по выставке, раздавая и визитки, – возможно, будущим клиентам. Остальные ограничились выкладыванием на столах рекламных буклетов.

Среди гуляющих по павильону повстречалась корреспонденту «БИЗНЕС Online» и Елена Машкова, директор КамЦСБТ "Развитие", модератор челнинского «Клуба маркетологов», где неоднократно высказывались мнения местных экспертов о том, что реклама в автограде, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Вот и на этот раз на вопрос о впечатлениях от выставки  Машкова только пожала плечами и грустно ответила: «Ну… как обычно».

«РЕКЛАМА НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫТЬ ТУПОЙ»

Контраст между теорией рекламы и ее практикой можно было отметить на другом фестивале рекламы, ежегодном студенческом «Золотом глобусе», который проводит ИНЭКА. Приглашенная провести мастер-классы для студентов кафедры академии «Реклама и связи с общественностью» Марина Гунаре - доктор политологии, профессор Балтийской международной академии, специалист в области политического маркетинга, рекламы и PR, сразу отметила невысокий уровень рекламы в городе. Латвийского профессора неприятно поразили довольно распространенные в Набережных Челнах желтые рекламные щиты: «Желтый цвет привлекает внимание, но на больших рекламных площадях он – не самый лучший вариант. Это не креативно».

С другой стороны, по ее мнению, иногда некреативная реклама более эффективна: «Рекламщики всегда работают на две аудитории. Это, во-первых, целевая аудитория, которой мы рекламируем товар, и, во-вторых, аудитория своих коллег, которые должны оценить твою рекламу по достоинству. И иногда бывает, что нетворческая реклама вроде того же желтого щита «Купить здесь» гораздо более действенная, чем творческая, которая элементарно может до аудитории не дойти, может раздражать, возмущать и провоцировать ее». Однако «реклама не обязательно должна быть тупой», замечает эксперт.

ИНТЕРНЕТ-РЕКЛАМА ДОЛЖНА БЫТЬ ИНТЕРЕСНОЙ

Сегодня конкуренция огромна, достучаться до своего потребителя стало сложнее. А многие вещи в рекламе уже перестали работать. Хорошо, что появилось целое непаханое поле для рекламы – Интернет.

«На самом деле, использовать его для рекламы не только выгодно, но и разумно, - рассказала в интервью корреспонденту «БИЗНЕС Online»  Гунаре. - Это новые технологии, охватывающие сразу огромную аудиторию. Блоггинг, к примеру, совершенно потрясающая возможность для рекламы и PR. Но реклама там обязана быть творческой и интересной. Скажем, платные блоги. Первым придумали их в компании «Дженерал электрик». У них был специальный блоггер, писавший настолько интересные тексты, что их читало колоссальное количество людей».

При этом, реклама не обязательно должна быть точечной, говорит Гунаре. По статистике, обычный человек сталкивается с рекламой до 8 тыс. раз в день. «Но, если мне не надо – я не буду читать и воспринимать рекламу, - объяснила профессор. - И напротив, если мне интересна тема, я буду сама выискивать рекламу, и тогда меня не будет раздражать ничего. Точечная реклама эффективна, но имейте в виду: аудитория и ее интересы меняются постоянно. Поэтому реклама должна быть очень талантливой, чтобы быть замеченной».

ПОЛИТТЕХНОЛОГИИ В РФ ОГРАНИЧЕНЫ АДМИНИСТРАТИВНЫМ РЕСУРСОМ

Будучи экспертом в области политического маркетинга, доктор политологии прокомментировала и ситуацию с выборами и имиджем политиков в России.

«В первую очередь политический маркетинг направлен на избирательные технологии или на закрепление имиджа политика. Хороший маркетинг – это тот, который никто не видит. Если мы видим политика, ведущего себя определенным образом, и не говорим, что «с ним поработали политтехнологи» - это как раз результат хорошей работы политтехнологов».

Однако работа политтехнологов сегодня в России, по мнению латвийского эксперта, ограничена. «Это не те «замечательные» 1990-е годы, когда устраивались потрясающие политические акции. Сейчас есть административный ресурс, с которым политтехнологи вынуждены считаться…».

Сергей Афанасьев