«Раньше на вопрос, куда поехать в России, отвечали: Москва и Питер. А сейчас говорят: еще Казань и Сочи», — льстил сегодня на открытии волонтерского форума замглавы Ростуризма Николай Королев. Эксперты, впрочем, нашли ложку дегтя — впечатление от Казани портят безграмотные кондукторы.
Николай Королев (второй справа): «Россия вступила в золотую декаду российского спорта, и без волонтеров реализовать все планы будет невозможно» (на фото: Юлия Баширова, Владимир Березин, Сергей Иванов)
«ПОЛНОЦЕННАЯ И ДОХОДНАЯ ОТРАСЛЬ» ЗА ГОД ВЫРОСЛА ДО 11 МЛРД. РУБЛЕЙ
Сегодня в казанском «Гранд Отеле» прошло открытие первого всероссийского форума туристских волонтеров i.Pro, организованного правительством Татарстана при поддержке федерального агентства по туризму. Провести три дня в Казани приехали волонтеры, представители туристских организаций, вузов из 27 регионов России. Обстановка открытия форума была очень дружелюбной: корреспондент «БИЗНЕС Online» не смогла вспомнить, когда последний раз присутствовала на мероприятии, каждого из спикеров которого приветствовали радостными криками и очень громкими аплодисментами. А по лицам спикеров — представителей индустрии как Татарстана, так и России — было понятно, как они рады благодарной аудитории.
Напомнил об успехах Казани председатель комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Госсовета РТ Рафис Бурганов. «Сидящие в этом зале привыкли, наверное, что перед ними выступают представители социального блока, но в Татарстане это не совсем так. У нас туризм — полноценная и доходная отрасль экономики. Если в 2005 году турпоток в Татарстан составил 600 тысяч туристов, то в 2015-м — 2,7 миллиона. Объем услуг за прошлый год — 11 миллиардов рублей, а с учетом смежных услуг — 18,5 миллиардов, — рассказал он. — Туристская индустрия не может существовать без профессиональных кадров. Сегодня есть большая дистанция между потребностями рынка и специалистами, а туристские волонтеры исправляют это. Нужно создавать гостеприимную атмосферу каждый день. Мы раньше думали: надо улыбаться, тогда к нам все поедут. А Саргина (Оксана Саргина — гендиректор АНО «Центр развития туризма РТ — прим. ред.) нас учила, что только на улыбку не приедут. Поэтому и работаем активно».
Председатель госкомитета по туризму РТ Сергей Иванов сообщил, что в Казани сегодня специалистов отрасли готовят 7 учебных заведений. Ежегодно из бюджета республики на поддержку волонтерских организаций выделяется 800 тыс. рублей. Саргина рассказала об истории становления туристского волонтерства в России. Оказалось, что пионером движения в его туристически ориентированном понимании в стране был Татарстан. Помните тех самых юных, дружелюбных, улыбающихся живых проводников в особой форме и с указателями в руках во время Универсиады?
«Когда в мире реализуется что-то новое, нельзя забывать об истоках этого самого нового, — с пафосом начала гендиректор АНО «Центр развития туризма РТ. — На третьем курсе, когда училась по направлению туризма, задумалась, как получить опыт, и решила создать организацию, которая объединит туристских волонтеров. Я поняла, что ни в России, ни в мире не было именно туристских волонтеров. Так появилась ассамблея. Сергей Иванов тогда работал в исполкоме и очень поддержал меня (Иванов в этот момент начал краснеть от смущения, как он признался сам, — прим. ред.). У ассамблеи была четкая миссия — подготовка специалистов. Задача заключалась в том, чтобы помогать студентам проходить стажировки и участвовать в мероприятиях».
1,3 тыс. студентов стали волонтерами за годы существования туристской ассамблеи (фото: mdms.tatarstan.ru)
Саргина напомнила, что именно из этой задачи несколько лет назад был запущен проект «Гостеприимная Казань» — ребята-волонтеры в специальных красных футболках на улицах столицы РТ помогают туристам, дают при необходимости карты, советуют что-либо и т. п. Всего более 1,3 тыс. студентов стали волонтерами за годы существования туристской ассамблеи.
«Моей мечтой было развитие туристских волонтерских центров по всей России. Во Владимире, Москве создали аналогичные организации», — отметила спикер. По ее словам, центр развития туризма РТ активно подключается к вопросу подготовки и обеспечения работой волонтеров. «Волонтеры, которые приходят к нам на стажировку, сразу прикрепляются к специалистам и уже участвуют в крупных мероприятиях. Делают бизнес-мониторинг, участвуют в организации мероприятий, — сказала глава АНО и дала напутствие волонтерам, которым предстоит еще два дня учиться на сессиях и круглых столах. — Силы даются на дело. Наши цели определяют наши силы. Жажда жизни и большая энергия появляются тогда, когда человек обретает цель. Желаю вам успехов. Стране нужны лидеры, а отрасли — новые имена».
Во многих регионах открыты клубы волонтеров, но вопросы взаимодействия с организаторами мероприятий еще недостаточно отработаны
ЗАДАЧИ ДЛЯ ИНДУСТРИИ: ГОТОВИТЬ 10 ТЫС. ВОЛОНТЕРОВ В ГОД
На форум приехали российские эксперты. По словам заместителя руководителя федерального агентства по туризму Николая Королева, Казань стала одним из крупнейших туристических центров России. «Сделано многое, выработаны технологии, многие пилотные проекты отрабатываем здесь. Раньше на вопрос, куда поехать в России, отвечали: Москва и Питер. А сейчас говорят: еще Казань и Сочи», — сыпал он весьма лестными для местных властей сравнениями.
По словам спикера, значимость развития волонтерского движения повышается в стране с каждым годом. Например, в Олимпийских играх в Сочи участвовали 25 тыс. волонтеров — это была треть всего персонала.
«Во многих регионах открыты клубы волонтеров, но вопросы взаимодействия с организаторами мероприятий недостаточно отработаны. Россия вступила в золотую декаду российского спорта, и без волонтеров реализовать все планы будет невозможно, — констатировал представитель Ростуризма. — В развитии индустрии важную роль играют кадры, и их подготовкой надо заняться уже сейчас. С 2015 года Ростуризм в рамках федеральной целевой программы развития внутреннего и выездного туризма реализует общенациональный проект по подготовке кадров для сферы туризма и гостеприимства. Общенациональная система предусматривает повышение квалификации специалистов туриндустрии, в том числе линейного персонала. Сроки реализации проекта — до конца 2018 года. В этом году будет повышена квалификация 7 тысяч сотрудников. Думаю, благодаря пилотным площадкам — а они будут в каждом регионе — мы это число нарастим до 10 тысяч в год».
Как сообщил Королев, в 2017 году Ростуризм планирует разработать спецпрограмму в рамках общенациональной системы повышения квалификации, направленную на обучение персонала волонтерских центров. «У нас в отрасли гостеприимства порядка 400 тысяч человек трудятся. Пока цифры не дотягивают, конечно, до тех объемов, которые нам надо подготовить. Вместе с регионами мы постараемся довести цифру до 50 тысяч в год — это действительно серьезная цифра, — рассказал он. — Когда туристы из России стали ездить по России, это уже долго продолжающийся тренд. Для нас важно, чтобы туристы столкнулись с качественным обслуживанием. Эта задача стоит перед линейным звеном нашей индустрии гостеприимства».
Руководитель волонтерского туристского центра Москвы Владимир Березин рассказал аудитории, как создавалась организация в столице РФ. По его словам, в 2012 году инициаторы создания организации приехали за консультациями в Казань — к Саргиной. «Наша задача — сделать гостеприимным наш город. Направления нашей деятельности — городские гиды, обеспечение событий, работа со «сложными» туристами (инвалиды, дети), экскурсионные услуги (не основное). В прошлом году волонтеры работали на 7 площадках. Всего за 2015 год более 300 волонтеров вышли в город, это 4,5 тысячи выходов на 100 тысяч туристов. По сравнению с общим объемом турпотока это не так много, но о нас рассказывают, — делился Березин. — В Москве есть явный дефицит туристских информационных центров. Мы помогаем».
«НЕИНТЕРЕСНЫХ РЕГИОНОВ НЕТ»
После всех выступлений несколько вопросов задали сами волонтеры. Их интересовало, например, как будут взаимодействовать между собой туристские волонтерские центры и что произойдет после проведения этого форума. Королев ответил, что впереди много мероприятий, а Иванов вынес конкретное предложение подготовить резолюцию по итогам форума, чтобы от имени Ростуризма вышло письмо по рекомендациям регионам по поддержке туристских волонтерских организаций.
Один из волонтеров спросил, что делать нетуристическим регионам, есть ли смысл развивать это волонтерство. Заместитель руководителя федерального агентства по туризму на это ответил, что туристские проекты есть даже в самых маленьких муниципальных образованиях. «Туристический регион или нет... Надо говорить о том, насколько реализован потенциал. По реализации потенциала мы пока явно не на первых местах в мире. Я считаю, что туристически неинтересных регионов нет, а по использованию потенциала есть вопрос», — сказал он.
В беседе с журналистами Королев отметил, что особенно активно будут готовиться волонтеры к чемпионату мира по футболу-2018. По его словам, речь идет о десятках тысяч волонтеров. Иванов отметил, что чем больше волонтеров будет подготовлено в Татарстане, тем лучше.
«ПРОДВИГАЯ ВОЛОНТЕРОВ, МЫ ПРОДВИГАЕМ КАЗАНЬ»
Представители отрасли прокомментировали «БИЗНЕС Online», так ли необходимы волонтеры для туристических городов.
Рамиль Мифтахов — гендиректор туристического агентства «Персона грата»:
— Таких волонтеров в Европе очень много. Я сам видел в Мюнхене, как эти волонтеры стоят на площади и каждые полчаса проводят бесплатные экскурсии, рассказывают о городе. Это нормальная международная практика. В Вене такие же волонтеры, которые помогают сориентироваться туристам. Что это дает? Это увеличивает лояльность жителей Казани к туристам. Ведь волонтеры — это же жители Казани, верно? И туристы благодаря этим волонтерам понимают, насколько гостеприимны жители данного города. Через волонтеров мы доносим определенную миссию — миссию туристического города. И это очень важная вещь, которая необходима Казани как современному городу с приоритетным направлением в сфере туризма. Продвигая волонтеров, мы продвигаем столицу РТ.
Туристический бизнес Казани принимает самое активное участие в подготовке волонтеров. Мы проводим для них семинары, приглашаем их, рассказываем о миссии внутреннего туризма: что нужно, что не нужно. Вузы, которые готовят специалистов в сфере туризма, дают им информацию.
Я уверен, что со временем из этих туристических волонтеров вырастут в перспективе интереснейшие профессиональные гиды, которые будут работать в нашем любимом городе. Считаю, что при подготовке волонтеров им надо давать максимально много информации о городе и о людях Казани. И туристической в том числе.
Александр Тимофеев — директор ООО «Резеда тур»:
— Честно говоря, одних волонтеров мало, очень важно, что происходит в общественном транспорте. Если я еду в Москве в транспорте, мне могут нормально объяснить, что и где. К сожалению, у нас в городе менталитет обслуживания по приему людей еще на очень низком уровне. У нас немножко другой менталитет. Что в автобусе, что в трамвае, что в троллейбусе — ни один кондуктор толком ничего не объяснит. Ведь кто у нас в основном работает в транспорте — гастарбайтеры? Они и остановки-то не все знают... И в этом случае туристам на помощь придут волонтеры. Потому что не каждый турист, к сожалению, может пользоваться современными гаджетами, а посмотреть город хочется. И для того, чтобы им помочь, понадобятся волонтеры.
Другой вопрос, где и когда можно найти этого волонтера... Поэтому, в принципе, я эту практику поддерживаю. Советовались ли с нами, как нужно готовить волонтеров? Понимаете, у нас в Казани ведь около 900 туристических агентств, со всеми ими советоваться невозможно. Частично собирали представителей фирм, но мы там не присутствовали. Я думаю, что большей частью там принимает участие туристско-информационный центр Казани.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 10
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.