КАК ВЫГЛЯДЕЛ НАШ ГОРОД В ОБЪЕКТИВЕ ПРОТОФОТОГРАФОВ? И КТО ЭТО ТАКИЕ?

Сегодня в Музее государственности РТ открывается выставка серии снимков Казани, сделанных в 1779 году при помощи камеры-обскуры – первые в истории виды нашего города, выполненные местными протофотографами. Работы представляет казанский архитектор и краевед, главный архитектор проектов ОАО «Казгражданпроект» Сергей Саначин. Газета «БИЗНЕС Online» задала ему несколько вопросов.

СТРОИТЕЛЬНЫЙ БУМ XVIII ВЕКА

- Сергей Павлович, какова генеральная идея выставки?

- Она очень проста – познакомить людей с Казанью XVIII столетия. Мы хорошо помним, каким был наш город в XX веке. Кое-что знаем об облике Казани XIX века, в основном, по фотографиям и рисункам Турнерелли, Турина, Дюрана, Раковича. А Казань предыдущая известна всего по двум (из достоверных) видам – Свечина и Люрсениуса, людей заезжих. А тут целая сюита из 23-х видов Казани XVIII века. Причем это не традиционно выполненные издалека панорамы. Мы видим город изнутри, застройку его улиц, архитектуру домов, копошащихся на улицах людей, даже животных.

От этой Казани мало что осталось, потому что дальше были два ужасных пожара – 1815-го и 1842 годов. Перед нами – послепугачевское возрождение города, на которое Екатерина II выделила гигантские деньги, а заодно и нового генерал-губернатора поставила – Платона Степановича Мещерского, и он устроил здесь строительный бум. Но сегодня от него осталось домов пять, в их числе нынешняя кардиологическая больница на улице Маркса (в перестроенном, правда, виде) и питейный дом на пересечении Маркса и Жуковского – ныне здание ТОЦ. Это так называемое петровское барокко, пришедшее в Казань с провинциальным запозданием.

ВО ВРЕМЕНА ДЕФИЦИТА АРХИТЕКТОРОВ

- Кем сделаны снимки?

- Это тоже любопытный момент. Они сделаны казанцами. Но не Юлием фон Каницем единолично, как иногда утверждается. Он был командиром Казанских гимназий, выражаясь по-нынешнему, - ректором. Такая особа не могла заниматься столь адски рутинной, трудоемкой, отнимающей много времени работой, – сидеть в закрытой промасленным холстом будке обскуры и делать в темноте обводку проецируемого изображения. По всей видимости, черновую работу выполняли гимназисты, а он выбирал виды, настраивал аппаратуру, делал доводку снимков на последней стадии.

Были предположения, что снимки сделал губернский архитектор Василий Ильич Кафтырев. Исключено. Это сейчас архитекторов девать некуда, а тогда он был единственным в Казани, с головой заваленным работой представителем этой профессии, без пяти минут губернским архитектором. То есть – приближенным к губернатору лицом, типа сегодняшнего министра строительства.

А об участии фон Каница в создании снимков следует из его переписки с близким другом – Гавриилом Романовичем Державиным.

«Вид Воскресенской улицы с юговосточной стороны от церьквы»

ОРИГИНАЛЫ НИКТО НЕ ВИДЕЛ

- Камера-обскура все-таки - не фотоаппарат, правомерно ли называть эти изображения снимками?

- Еще как! Камеры-обскуры и стали фотоаппаратами после изобретения светочувствительных материалов. И не надо думать, что ими пользовались только всякие халтурщики, которые не умели рисовать, – это был инструмент почти всех видописцев, например, таких корифеев, как да Винчи и Дюрер.

- Как вы нашли снимки?

- По одному делу меня допустили к каталогу фондов Научно-исследовательского музея Академии художеств России. Как это принято, «заодно» покопал все о Казани. Но она там не значилась. Однако всплыли эти снимки, кстати, полностью анонимные (ни города, ни времени, ни автора), но – со знакомыми названиями улиц – Арская, Проломная, Заозерская. Оригиналы в руках я не держал – их берегут от простых смертных. На выставке – распечатки с цифровых снимков, купленных Союзом архитекторов Татарстана.

- Как думаете, если бы не этот, так скажем, случай, когда бы мы увидели эти работы?

- К Универсиаде, уж точно, нет. Так и лежали бы ни разу «не поднятыми», потому что для Петербурга Казань – не предмет интересов.

«Вид Казанскаго монастыря с югозападной стороны»

ПЕРВЫЙ РЕКОНСТРУКТОР ВЗЯТИЯ КАЗАНИ

- А как эти фотографии оказались в Санкт-Петербурге?

- У фон Каница была трудная судьба. Когда он защищал город от Пугачева, его ранило стрелой (Пушкин в «Истории Пугачевского бунта» ошибочно утверждал, что он был убит). Думаю, он охромел на всю жизнь, и на одном из видов – хочется думать – это он с палочкой изображен. Во-вторых, он был полностью разорен. Ведь тогда Казань была сожжена, включая и его дом с крупнейшей библиотекой. Державин пытался поддержать друга – ходатайствовал, чтобы ему помогли деньгами, подняли звание. И, по всей видимости, беда и нужда заставили Юлия Ивановича напомнить о себе Екатерине II.

Фон Каниц ведь был и историком, составил первую реконструкцию взятия Казани Иваном Грозным. А Екатерина как-то обратилась к предыдущему казанскому губернатору Квашнину-Самарину с вопросом по археологии. И тот настоятельно рекомендовал ей фон Каница, как главного знатока вопроса. То есть Екатерина уже знала его имя. И вот он решил напомнить о себе, преподнести императрице снимки-картины. Это было большое подношение. Монархи же были людьми просвещенными, любили искусство. Все же помнили, как Екатерина приказала гравировальной палате Академии наук сделать виды российских городов, которые преподнес ей подполковник Свечин. Он ездил по заданию Сената для досмотра корабельных лесов, и нарисовал эти картины по собственной инициативе.

Как снимки оказались в Академии художеств, точно неизвестно.

«Вид Казанскаго магистрата с западной стороны с близъ лежащими по Проломной улице несколькими домами»

НА ТОМ ЖЕ МЕСТЕ, ДВА ВЕКА СПУСТЯ

- Насколько знаю, снимки будут сопровождаться не только пояснениями, но и современными фотографиями, сделанными с тех же точек.

- Да, хотя изначально об этом речи не шло. Но – аппетит приходит во время еды. Правда, один вид снять не удалось. Потому что его надо было делать с колокольни церкви Московских чудотворцев, где сейчас Раифское подворье. Но там сгнили лестницы, просто так не залезешь. Пришлось довольствоваться дореволюционным снимком с крыши соседнего Реального училища.

Тимур Латыпов