СЕГОДНЯ ПОЧТИ НЕ ВСПОМИНАЮТ О ТОМ, ЧТО КОГДА-ТО В ИРАКЕ ТРУДИЛОСЬ НЕМАЛО НАШИХ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, И НЕ ВСЕМ ИМ БЫЛО СУЖДЕНО ВЕРНУТЬСЯ НА РОДИНУ

Депутаты Госдумы  готовят обращение к президенту РФ Дмитрию Медведеву и премьер-министру Владимиру Путину с просьбой заступиться за приговоренного 26 октября к смертной казни бывшего вице-премьера Ирака Тарика Азиза. Все это можно было бы счесть очередным депутатским самопиаром, если не вспомнить, что Ирак – совсем не чужая для России страна. Еще недавно, в 70 – 80-е годы, там работало немало советских военных  и гражданских специалистов. Одним из них был казанец Владимир Князев, который в 1973 году обслуживал в Ираке полученные от СССР бомбардировщики Ту-22 (кстати, производившиеся в Казани). Он сохранил немало интересных воспоминаний о ближневосточной командировке, в том числе и о знакомстве с Тариком Азизом, и о том, как повздорил с Саддамом Хусейном.

ПРОХЛАДА В РОЩЕ

- Владимир Сергеевич, почему именно вы поехали в Ирак?

- В «иракскую» бригаду (человек восемнадцать из разных городов) я попал потому, что был в то время начальником испытательного отдела казанского завода № 230 (сегодня ОАО «Электроприбор» – ред.), на котором выпускали кое-какую автоматику для Ту-22. Задачу поставили вроде несложную – обучение летчиков и обслуживающего персонала, но когда туда приехали, поняли - уровень техников и инженеров на нуле и обучение надо начинать с азов. А, в итоге, мы почти все делали сами. Основной моей заботой были демпфера и автопилот, но я, например, и баки чинил. А работа эта – по колено в керосине, и если учесть, что обшивка самолета нагревалась на солнце до 95 градусов, легко представить, что творилось внутри.

К слову, в Ираке я понял, что такое воспеваемая на Востоке «прохлада в роще». Там выше сорока - обычная температура. И когда въезжаешь в финиковую рощу, сразу чувствуешь прохладу, хотя всего-то на несколько градусов ниже.

- Как показали себя бомбардировщики?

- Тогда как раз началась очередная арабо-израильская война, в которой Ирак участвовал своей авиацией, и Ту-22 бомбили израильскую территорию. Бомбардировщики показали себя нормально - принципиальных отказов ни тогда, ни позже не случалось. При этом надо учитывать не только климатические условия, но и то, что машины были далеко не новыми и не лучшими (со всех баз дальней авиации «скинули» неудачные самолеты, которые есть в каждой части; в Казани их только подштопали и сняли оборудование для крылатых ракет). Но работы все равно было по горло. В посольство за зарплатой (получал я 80 реалов, то есть примерно 200 долларов в месяц) трудно было выбраться. И такая сволота эти посольские! Приедешь черт знает откуда - поздно, говорят, сегодня больше денег не выдаем. Да ты что, начинаю заводиться, я целый день ехал, меня работа ждет! Пришлось к своему начальству обращаться, которое им доказывало, что мы не в бирюльки играем – то и дело ребят домой в гробах отправляем.

В БАГДАДЕ ЗАПРОСТО СТРЕЛЯЛИ В ВОЕННЫХ

- Выходит, наши еще и в Ираке погибали?

- В марте 1974 года в Ираке началась война с курдами, и жить там стало по-настоящему опасно. Наших ребят – и гражданских, и военных, - тогда погибло немало. Отстреливали целенаправленно - курды знали, что мы помогали правительству. И семьи погибших, кстати, ничего не получили – наше пребывание в Ираке и до сих пор считается как бы секретным, нет у нас ветеранов боевых действий в этой стране… Ту-22 ходили на бомбежки курдских территорий, а поскольку машины были оборудованы фотокамерами, мы прекрасно знали результаты налетов. И однажды это фотографирование чуть не вышло мне боком. Мой водитель, оказывается, был курдом, и раз, когда мы рассматривали фотографии, узнал на них родной аул. Виду не подал, а когда вез меня и еще нескольких офицеров по горной дороге, направил машину в пропасть. Только случайно мы туда не ухнули - повисли на карнизе. На допросах он своего умысла не отрицал, и его расстреляли.

Меня раза четыре обстреливали. Дело в том, что предназначенные нам грузы частенько по ошибке оказывались черт знает где и приходилось ездить за ними на разные военные базы. Как правило, прямиком по пустыне. Там-то и нападали. Раз едем ночью. Вдруг – автоматная очередь. Лобовое стекло – вдребезги. Выкатились из машины. Я – за переднее колесо. А у «Лендровера» хороший бардачок – три «Калашникова» помещались. Дотянулся, взял и давай палить во все стороны. Потом с потушенными фарами поехали дальше… В другой раз – опять обстрел в лоб. Я был на переднем сиденье, а двое охранников – сзади. Их – насмерть, а я, видно, под счастливой звездой родился. И сколько наших, видимо, так и погибло! Никто не знает точно, где и как – нередко тел так и не находили. У нас ведь и документов никаких не было: паспорта забрали в посольстве, а арабы выдали только какую-то бумажку. Обращались к нам по именам, я был «седи (господин) Володя». Мне, кстати, поначалу выдали форму подполковника иракских ВВС, но когда эти дела с курдами начались, снял ее от греха подальше – на улицах Багдада запросто стреляли в военных. Предлагали и пистолет, но я отказался – еще таскать с собой эту железяку.

- Наверное, своеобразные ощущения – ходить в форме иностранного офицера…

- Пожалуй. Тем более что в Ираке авиация – элитный род войск. Ближе к концу командировки я работал на военно-воздушной базе «Аскер Рашид», близ Багдада. Так вот, там и вовсе служили почти одни сынки всяких крупных чиновников, у них и звездочки на погонах были из чистого золота.

Уважение к офицерам в обществе было колоссальным и дозволялось им многое. Поехал я как-то с одним капитаном на озеро окунуться. Он как раз купил себе новый «Пежо». Оба в штатском, номера тоже цивильные. И в одном месте дорогу нам пересекает стадо баранов, и стоит такой важный, толстый полицейский - не пускает машины. Капитан его так капотом под зад потихоньку толкает: давай, пропускай быстрее. Тот поначалу не обращал внимания, а потом прямо озверел - палкой по капоту как долбанет! Что ты думаешь? Мой попутчик достает пистолет, подходит к полицейскому и стреляет ему в голову. Я оцепенел сначала, а потом послал капитана подальше, поймал машину и поехал обратно. И ничего ему за это не было.

КЕФЕР И КОММУНИСТ

- Как оцените иракских летчиков?

- Уровень их подготовки был повыше, чем у самолетной обслуги. Но что интересно: иракцы посадили на Ту-22 бывших истребителей, с соответствующими замашками, конечно. Например, отрабатывая бреющий полет, они на двухстах метрах чуть ли не сверхзвук выдавали! Обшивка гофрами шла. Наши ребята-клепальщики измучились!

Кстати, вот недавно в Индонезии отравились техническим спиртом трое инженеров фирмы «Сухой». И у нас было подобное. Умер один из клепальщиков – отравился древесным спиртом. Ведь на Ту-22 в системе антиобледенения использовался пятидесятипроцентный раствор спирта. В Союзе он был нормальным, питьевым – не звери же, знали, что в дальней авиации пьют. А арабы в технике использовали древесный спирт. И нас об этом предупреждали, сказали, что несколько ребят-моряков так умерли.

- Как общались с местными?

- Я довольно быстро выучился иракскому диалекту арабского языка, правда, потом также быстро его и забыл. Кроме первой суры Корана, которую до конца жизни помнить буду: в Багдаде полторы тысячи мечетей, и как начнут муллы читать... Такой звуковой образ страны. Другой образ – обонятельный, чад жаровен, на которых готовят всякую требуху. Еда – вообще отдельный разговор. Но местная экзотика нам быстро надоела: черный хлеб, водка и селедка из Союза были лучшим подарком. К слову, пьют иракцы вполне нормально. Из крепких напитков – водку, разбавленную водой. Когда я уезжал из Ирака, надо было устроить отходную. Но как раз ураза байрам – пить нельзя, у всех ресторанов фасады завешены белыми простынями, но зайди со двора – все, что угодно… Так вот, курировавший летчиков муфтий дал нам специальное разрешение, но уточнил: только пиво. Так что летуны и технари делали? Пиво разбавляли коньяком!

А с этим муфтием у меня интересная история вышла. В иракской армии антирелигиозная пропаганда запрещена: если скажешь, что Аллаха нет, и два свидетеля это подтвердят – три года тюрьмы. Как-то ждем самолеты с бомбежки, – я, несколько офицеров и полковой мулла, - треплемся. И я в ответ на что-то сказал, что Аллах младше Христа, и в Коране много перепевов Библии, и что Бога вообще нет. Полковой священник переспорить меня не смог и позвал этого муфтия. Тот пришел, важный такой. Начал с того, что я неверный - кефер. И поехало. Ни до чего мы с ним, конечно, не доспорились. Он успокоился тем, что назвал меня коммунистом и отчалил, а напоследок сказал: больше таких бесед с ними не проводи.

ПОЧЕТНЫЙ ГОСТЬ ХУСЕЙНА

- Каким образом состоялось знакомство с Саддамом Хусейном?

- Познакомился с ним на авиабазе «Хаббания». Поскольку он тогда был не только вице-президентом, но и главкомом ВВС, то когда начались боевые действия, дневал и ночевал на авиабазе. Стали здороваться, понемногу общаться. Он любил расспрашивать о жизни в СССР, рассказывал о своем участии в заговоре молодых офицеров, после провала которого убегал по крышам Багдада и чудом спасся. Задирал штанину, показывал шрам – его тогда ранило в "икру", и он пулю перочинным ножом достал… В то время он уже был очень богатым человеком, рассказывали, что у него штук пять вилл в Багдаде, чуть ли не в каждом селе – наложницы. Поговаривали, что мужик он жестокий и злопамятный.

7 апреля у них национальный праздник - День республики. Во всю длину рулежки (а это с километр) – столы. Чего там только не было! Например, жеребенок, целиком зажаренный на вертеле… Вокруг столов - вся авиабаза. Во главе – Саддам с приближенными и почетными гостями, которым он сам отрезал куски и клал в тарелку. Мне уши какие-то положил. Как на них глянул, так аж к горлу подкатило, и я втихаря их выкинул. Один мой приятель из местных увидел: «Ты что делаешь?! Это же кровная обида. За это тебя и к стенке поставить могут!» А на противоположном конце стола, где простой народ, жевали обычные булки с зеленью…

И вышла у меня под занавес (а уехал я в декабре 1974-го) неприятная история с Хусейном. Он решил наградить меня медалью «За воинскую доблесть». Но на ее оборотной стороне, как мне сказали, - надпись: «За десять убитых евреев». В посольстве переполошились: «Не брать ни в коем случае!» А как откажешься?! В общем, когда должны были мне ее вручать, я сказался больным, что, как мне передали, Саддама дико взбесило, и в аэропорту перед отлетом их спецслужбисты здорово потрясли мои вещи, вытащили все фотографии, пленки. Эх, а какой у меня был цветной фотопортрет в иракской подполковничьей форме! Она чем-то смахивала на фашистскую, да еще фуражка с высокой тульей и «крабом»…

На «Хаббания» несколько раз приезжал и Тарик Азиз. В день знакомства с ним мы как раз ковырялись в «тушках». Он подошел, меня представили. Он стал расспрашивать по-иракски о том, как нам работается в Ираке, как мы и самолеты выдерживаем жару. Все восхищался бомбардировщиками, просил разъяснить ему некоторые технические моменты. Потом перешли на французский – я тогда неплохо на нем говорил, и Азиз прилично. Он производил впечатление очень культурного и высокообразованного человека. Особенно на фоне Саддама, с которым, впрочем, чувствовалось, они были друзьями. Наш начальник по линии главного инженерного управления государственного комитета по экономическим связям каперанг Харитонов, который руководил нашей компанией ракетчиков, самолетчиков, пехотинцев, морячков, говорил, что и на фоне всего руководства Ирака Азиз выглядит самым грамотным, культурным.

- Сегодня следите за событиями в Ираке?

- Нет, вот только новость об Азизе задела. И жаль, что мы, столько вложив в Ирак, понастроив там заводов, каналов, водохранилищ, так глупо его бросили.

Тимур Латыпов

 

Справка

Тарик Азиз (настоящее имя Михаил Юханна) родился 28 апреля 1936 года в деревне Телль-Кеппе, неподалеку от административного центра Мосул. По происхождению ассириец, выходец из древнего рода нотаблей христианской общины Ирака. При рождении по христианской традиции назван Михаилом. Впоследствии, не желая выделяться из мусульманской среды, взял имя Тарик Азиз (по-арабски - «славное прошлое»).

В 1946 году вместе с семьей переехал в Багдад, где окончил колледж изящных искусств, а в 1957 году - отделение английского языка филологического факультета Багдадского университета. Специалист по английской литературе. Тогда же вступил в Партию арабского социалистического возрождения – Баас (с 1977 года – член регионального и общеарабского руководства партии, член Совета революционного командования).

В 1957- 1968 годах прошел путь от обозревателя до главного редактора газеты «Аль-Джамахир». В 1969‑1974 годах - глава Ассоциации печати. В 1971-1979 годах - главный редактор газеты «Ас‑Саура». В 1974-1977 годах - министр информации. С 1979-го -  заместитель премьер-министра Ирака (одновременно в 1983-1994 годах) - министр иностранных дел. С 1995 года – глава комитета по внешней политике. Азиз неоднократно посещал Россию, встречался с президентами Борисом Ельциным и Владимиром Путиным, премьер-министром Евгением Примаковым.

В августе 2001 года сына Азиза Зиада обвинили в использовании служебного положения отца для беспрепятственного пересечения иракско-иорданской границы, провоза контрабанды и получения незаконных комиссионных за проталкивание сделок с зарубежными фирмами. Он был арестован и приговорен к 22 годам тюрьмы. Азиз подал в отставку, но она не была принята.

В 2003 году после ввода в Ирак войск военной коалиции Азиз скрылся и был включен американцами в список самых разыскиваемых иракцев. 24 апреля 2003 года Азиз добровольно сдался американским войскам. Выступал одним из свидетелей защиты на суде против Саддама Хусейна. Иракский Верховный трибунал обвинил Азиза в казни в 1992 году 42 предпринимателей, которые в условиях экономической блокады пытались искусственно взвинтить цены на товары первой необходимости. 11 марта 2009 года Азиз был приговорён к 7 годам тюремного заключения. 3 августа 2009 года к этому сроку добавили еще 7 лет - за участие в насильственном выселении курдов из северо-восточных районов Ирака.

 

Справка подготовлена на основе информации РИА "Новости" и Wikipedia