Наиболее болезненным последствием кризиса, судя по результатам опроса,
оказался рост цен (фото: ©Виталий Аньков, РИА «Новости»)

РУКА КРИЗИСА СЖИМАЕТСЯ

Газета «БИЗНЕС Online» продолжает проект «Кризис глазами татарстанцев». По заказу нашего издания социологическая компания «ЦАИР» в период с 28 марта по 12 апреля провела опрос, в котором приняли участие 500 казанцев и 350 челнинцев (подробнее о методике исследования — в справке).

Первая волна исследования была проведена в апреле 2015 года. Через три месяца после декабрьского водоворота кризисных страстей и обвала рубля мы замерили реакцию казанцев на все эти катаклизмы, сравнивая ситуацию с предыдущим кризисом 2008 - 2009 годов. В августе прошлого года прошла вторая серия исследования, в котором приняли участие и жители Набережных Челнов, что позволило выявить разницу в самочувствии относительно благополучной столицы и страдающего от бед КАМАЗа индустриального центра республики.

Главный вывод нынешнего опроса в том, что костлявая рука кризиса продолжает сжиматься. Причем на этот раз казанцы подчас настроены даже пессимистичнее жителей автограда. Наиболее показателен ответ на прямой вопрос об оценке положения дел в Татарстане. Доля тех, кто говорит, что ситуация «напряженная» и «кризисная», в Казани выросла почти вдвое — с 10% до 19% опрошенных. Год назад было 23%, но не будем забывать, что тогда еще не прошел шок от девальвации рубля. Интересно отметить, что нынешний кризис воспринимается в Казани более серьезно, чем предыдущий, — в 2009 году «кризисной» считали ситуацию лишь 5% опрошенных. В Челнах негативистов 21% (было 15%), при этом крайнюю оценку — кризис — дают 12% опрошенных, что в два раза больше, чем прошлым летом.

Нажмите, чтобы увеличить

И даже те, кто не склонен унывать, поумерили оптимизм: доля «благополучных» оценок в Казани соскользнула с 22% до 15%, то есть уменьшалась в 1,5 раза. В Челнах безоблачной видят ситуацию лишь 12% против 16%.

Однако бросается в глаза то, что и казанцы, и челнинцы воспринимают родную республику как тихую гавань и островок благополучия по сравнению с остальной Россией. Так, ситуацию в стране как «напряженную» и «кризисную» характеризуют 40% казанцев и 42% челнинцев. Это, кстати, вполне согласуется с исследованиями всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ): в январе 2016-го так же ответили 40% россиян. А по данным апрельского опроса 2016 года фонда «Общественное мнение» (ФОМ), 79% респондентов уверенно заявили, что в стране экономический кризис.

Нажмите, чтобы увеличить

Интересно, что в оценках дальнейших перспектив казанцы и челнинцы почти сходятся. Около четверти респондентов (25% — Казань, 24% — Челны) ожидают усиления кризиса, около 40% — не улучшения, а сохранения нынешнего, отнюдь не обнадеживающего, состояния экономики. Однако свет в конце тоннеля увидели 26% жителей Челнов и лишь 19% казанцев. Что ж, основания для надежд есть: и КАМАЗ рассчитывает выйти на полную рабочую неделю, и статус ТОСЭРа городу присвоен, да и Путин в феврале приезжал, обещал поддержку.

Нажмите, чтобы увеличить

ПОЛОВИНА ГОРОЖАН ОБЕДНЕЛА

Еще показательнее ситуация с личным карманом. Больше половины опрошенных (52% казанцев и 51% челнинцев) отметили ухудшение благосостояния семьи за последний год. И опять-таки динамика удручает: летом прошлого года о собственном обеднении говорили лишь 40% казанцев, а год назад — по следам острой фазы кризиса — таковых было 54%.

Интересно, что в Челнах доля чувствующих ухудшение практически не изменилась, что говорит по крайней мере о некоторой стабилизации обстановки. Характерно, что серьезное улучшение благосостояния чувствуют 6% жителей автограда — втрое больше, чем летом прошлого года.

Нажмите, чтобы увеличить

Интересно, что, хотя столичная Казань считается городом побогаче Челнов, самооценка благосостояния там и там примерно совпадает. Средним его считают 67 - 69% опрошенных, а хорошим — 12%. Плохо и очень плохо живется 17 - 18% жителей двух крупнейших городов Татарстана.

Нажмите, чтобы увеличить

Что касается перспектив на ближайший год, то здесь доля оптимистов (24% в Казани и 27% в Челнах) несколько превышает долю пессимистов (15% и 11%) при очевидном преобладании реалистов: 51% опрошенных в обоих городах полагает, что материальное положение семьи существенно не изменится.

Нажмите, чтобы увеличить

Интересный ответ был получен на вопрос о влиянии последствий экономического кризиса на изменение потребительского поведения. Выяснилось, что и казанцы, и челнинцы в полной мере адаптировались к изменившейся ситуации на потребительском рынке. Так, треть и более горожан (32% и 38% — опять челнинцы в лучшем положении) утверждают, что покупают те же продукты, что и раньше, а около половины (52% и 45% — снова жители Челнов в выигрыше) — перешли на более дешевые аналоги или марки. Размер этой категории потребителей в сравнении с 2015 годом растет, а доля потребителей, «экономящих на всем» (на хлебе, крупах, яйцах, молоке, мясе), напротив, снижается (17% — в Челнах, 16% — в Казани). Это как раз и означает постепенное приспособление горожан к новым реалиям.

Нажмите, чтобы увеличить

Как обстоят дела в целом по стране? По данным апрельского исследования ФОМа, 13% россиян заявили, что денег им не хватает даже на питание, 28% — что на питание хватает, а вот на одежду — уже нет, еще 37% — что с одеждой все нормально, но на крупную бытовую технику денег нет. Причем 21% респондентов пессимистично предсказали, что в следующие полгода материальное положение их семьи только ухудшится...

Второе место в рейтинге занимает проблема безработицы (фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»)
Второе место в рейтинге занимает проблема безработицы (фото: ©Максим Богодвид, РИА «Новости»)

КАЗАНЦЫ НЕ ВЕРЯТ В СВОИХ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Наиболее болезненным последствием кризиса, судя по результатам опроса, оказался рост цен. Он беспокоит 62% казанцев и 60% челнинцев. Второе место в рейтинге занимает проблема безработицы, которая беспокоит и казанцев, и челнинцев существенно сильнее, чем можно было бы предположить, глядя на мизерные официальные цифры. В Казани тревога по поводу перспективы потери работы медленно нарастает и охватывает уже 34% опрошенных. Что характерно, в Челнах, напротив, страхи по этому поводу идут на убыль — сейчас их разделяют 28%.

По этой теме был задан еще один уточняющий вопрос. Выяснилось, что 44% работающих казанцев и 32% работающих челнинцев в целом опасаются, что могут потерять свою работу в условиях экономического кризиса. Что характерно, 46% челнинцев заявляют, что не допускают возможности лишиться рабочего места. В Казани же доля работников, уверенных в своем работодателе, в 1,7 раза ниже и составляет лишь 27%.

Нажмите, чтобы увеличить

Чем это объяснить? Возможно, структурой экономики. Если в Челнах большая часть занятых приходится на промышленность, то в Казани выше доля занятых в сфере услуг — торговля, финансы, общепит, а также в строительстве. Как показывает практика, промышленные предприятия в кризис стараются сохранить коллектив, переходя на неполную рабочую неделю. Ну а продавцов, официантов и клерков работодатели выставляют на улицу с гораздо меньшими колебаниями.

Интересно сравнить эти цифры с ситуацией по стране. В ходе мартовского опроса социологи ВЦИОМа спросили: «Если вы потеряете работу, как вы думаете, легко ли вам будет найти равноценную работу?» 16% россиян ответили, что это практически невозможно, еще 33% — что равноценную работу удастся найти только с большим трудом.

Нажмите, чтобы увеличить

Третье место в рейтинге страхов занимает снижение доходов, о котором упоминает почти треть опрошенных и в Казани, и в Челнах. Разница лишь в том, что в Казани в прошлый раз проблема волновала почти столько же опрошенных, а в автограде тенденция пошла на спад — год назад обнищание тревожило 41% челнинцев. Наконец, в Челнах в 1,5 раза больше тех, кого тревожит выплата кредитов, — 15% против 10%. Это можно рассматривать как сигнал неблагополучия для банков.

КРИЗИС ОСТАВИЛ БЕЗ ПРЕМИЙ И БОНУСОВ

Отдельный вопрос в ходе исследования ЦАИРа был посвящен изучению случаев нарушения трудовых прав татарстанцев в условиях экономического кризиса, с которыми сталкиваются как сами респонденты, так и их родственники, близкие знакомые. Выяснилось, что чаще всего татарстанцам приходится иметь дело с отменой запланированного повышения зарплаты (такие случаи известны 38% казанцев и 43% челнинцев), а также с отменой и/или сокращением премий и бонусов (42% и 39% соответственно).

Нажмите, чтобы увеличить

Налицо и серьезные задержки выплат зарплаты. Такое происходило в непосредственном окружении 21% казанцев и 24% челнинцев. При этом существенно реже (что хорошо) встречались отмены социальных льгот (доля получающих которые, впрочем, и так невелика) — 13% и 12%. Нередки и случаи принудительного увольнения «по собственному желанию» — 16% и 17%. Еще более частыми, судя по результатам опроса, оказываются увольнения по сокращению штатов: в последние 2 - 3 месяца их свидетелями оказывались 28% казанцев и 24% челнинцев.

Нажмите, чтобы увеличить


Единственное, в чем политика работодателей (а по факту — одного крупного работодателя, и мы все знаем какого) в Набережных Челнах отличается от казанской, — это активное использование практики перевода работника на неполный рабочий день или отправки в вынужденный отпуск. Если в Казани о таких случаях известно 17% и 16% опрошенных, то в Челнах — 47% и 33%.

Несмотря на ощутимое снижение уровня жизни, доля татарстанцев,
готовых принять участие в массовых протестах, с 2015 года
практически не изменилась (фото: ©Павел Лисицын, РИА «Новости»)

ПРОТЕСТОВАТЬ НЕ ВИДЯТ СМЫСЛА НИ КАЗАНЬ, НИ ЧЕЛНЫ

И наконец, немаловажный в контексте предстоящих выборов вопрос: как социально-экономические катаклизмы сказываются на протестных настроениях в обществе? Многолетний индекс ВЦИОМа показывает, что сейчас доля россиян, допускающих массовые акции протеста в своем городе, находится на среднем уровне — 29%. Тех, кто сам готов в них участвовать, примерно столько же, — 26%. Интересно, что всплеск до 32% был зафиксирован в начале года — на волне скандала, вызванного внедрением «Платона».

Нажмите, чтобы увеличить

В исследовании ЦАИРа тоже был подобный вопрос татарстанцам из Казани и Челнов: «Скажите, допускаете ли вы для себя лично (считаете ли вы для себя возможным) или не допускаете участие в массовых акциях протеста (выступлениях, демонстрациях) против роста цен, безработицы и падения уровня жизни?» Тут выяснилось, что, несмотря на ощутимое снижение уровня жизни, доля татарстанцев, готовых принять участие в массовых протестах, с 2015 года практически не изменилась. По-прежнему более 40% опрошенных категорически не допускают для себя возможности участия в таких акциях, четверть — скорее не допускает. Тем не менее на более длинном интервале в сравнении со значениями 2009 года прирост протестного электората все же заметен: с 21% до 29% в Казани и с 20 до 28% — в Челнах.

К описанной картине, однако, хочется добавить одно важное обстоятельство из опроса ВЦИОМа, которой уже многие годы меряет так называемый «Индекс счастья». Он формируется на основе ответа на вопрос «В жизни бывает всякое — и хорошее, и плохое. Но если говорить в целом, вы счастливы или нет?». Так вот, невзирая на кризис, этот индекс держится на крайне высоком уровне: 68 — в апреле 2016-го, 70 — в ноябре 2015-го, что несколько выше, чем в ноябре 2014 года (59), и разительно отличается, к примеру, от ситуации 1992 года, когда значение опустилось до 6. Тогда «определенно счастливыми» себя назвали 2% россиян, а сейчас таких 39%. Значит, не все так плохо?