Данил Астраханцев
Данил Астраханцев: «В связи с оптимизацией бюджета в прошлом году прошли масштабные сокращения. В этом году сокращений мы не ожидаем»

ПОЛИЦИИ НЕ ХВАТАЕТ ЛЮДЕЙ

Сегодня на пресс-конференции в автограде замначальника УВД Данил Астраханцев попросил журналистов помочь с рекрутингом так называемых муниципальных полицейских. 194 человека, финансируемых из республиканского бюджета, будут ограничены в полномочиях и по штатной сетке пройдут как муниципальные служащие, поскольку создавать какую-либо полицию ни региональные, ни муниципальные власти не имеют права.

Напомним, речь о такой необычной форме обеспечения правопорядка зашла на итоговой коллегии МВД по РТ. Глава ведомства Артем Хохорин заявил, что в минувшем году численность сотрудников его ведомства сократилась на 9%. Закрыть кадровые бреши в рядах профессионалов должны добровольцы без погон. Для этого Госсовет РТ принял закон «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка в РТ». «Это позволит компенсировать сокращение нашей численности», — пообещал министр. Выслушав Хохорина, президент РТ Рустам Минниханов признал, что ситуация с кадровым вопросом в полиции усложняется. «[Реализована] реформа полиции, сократили участковых, работникам ГИБДД повысили зарплату, — сказал Минниханов. — С одной стороны, это хорошо, с другой — мы видим последствия. Мы обращались по этому вопросу, и хотя руководство МВД нас слышит, законодатель наш голос не услышал. Но мы пошли другим путем — за счет наших муниципальных ресурсов создаем опорные пункты, где работают профессионалы — представители МВД, участковые, даем им помощников. Эта система даст стабилизацию ситуации на местах. Мы такую форму нашли. Она может быть неким аналогом для дальнейшего использования в других регионах».

Как рассказал подполковник Астраханцев, 42 штатных единицы условных полицейских в автограде уже работают с конца прошлого года. Для них по инициативе республики были введены муниципальные должности начальников общественных пунктов охраны порядка. С 1 апреля штатное расписание муниципальных служащих подобного такого рода расширяется еще на 152 единицы.

«У нас возникло понимание с правительством республики о том, что людей недостаточно для наведения порядка, — рассказал Астраханцев. — Все это в первую очередь связано, конечно, с сокращениями в правоохранительных органах. Это касается не только полиции, но и прокуратуры, и других коллег. В 2011 году в ходе реформы все обеспечение полиции федерация взяла на себя. После тучных лет дела пошли похуже, в связи с оптимизацией бюджета в прошлом году прошли масштабные сокращения. В этом году сокращений мы не ожидаем».

Как пояснил Астраханцев на вопрос «БИЗНЕС Online», на содержание «муниципальной полиции» республикой выделено более 30 млн. рублей. В прошлом году на штат в 42 человека республика дала 11 млн. рублей. Городской бюджет возьмет на себя обеспечение сотовыми телефонами и оргтехникой в рамках городской программы «Обеспечение общественного порядка и профилактики правонарушений в муниципальном образовании город Набережные Челны на 2016 - 2020 годы». Общая сумма финансирования программы на 5 лет определена пока на уровне 312,8 млн. рублей, из которых доля муниципалитета — 112,8 млн. рублей, на 2016 год программа оценивается в 139,9 млн. рублей, городских денег здесь — 19,9 миллиона, из них новому отряду и закупят мобильные. Отметим, за счет этих же средств финансируется, в частности, программа «Безопасный город» — уличное видеонаблюдение в Челнах, а также трудоустройство бывших заключенных, некоторые функции управления ФСКН и другие профилактические задачи.

Вновь привлекаемые 152 человека сформируют три новых профильных блока. 10 человек станут курировать неблагополучные семьи и проблемы несовершеннолетних — называться эти специалисты будут школьными инспекторами. Их штат сформирован из пенсионеров службы по делам несовершеннолетних и бывших педагогов. 42 сотрудника, условно называемые помощниками участковых, официально именуются специалистами по работе в жилом секторе. Их задачей станет общение с дебоширами, алкоголиками и прочими лицами, стоящими на профилактическом учете. В их ряды набирают, как выразился Астраханцев, граждан с «большим жизненным опытом» — в первую очередь со стажем в правоохранительных органах. Самой многочисленной профильной группой — 100 единиц штата — станут специалисты по охране общественного порядка. По сути, патрульная служба, на которую УВД ищет молодых людей с амбициями муниципальных служащих и запасом терпения, поскольку привлечь их город готов пока только соцпакетом и муниципальным стажем. На первые три месяца оклад молодого любителя риска не превысит 10 тыс. рублей, в первый год — 12,5 - 14 тысяч, после зарплата будет индексироваться в соответствии с категорией, которая зависит от стажа. Зато для хождения по улицам с полицейскими новобранцам не нужен стаж, достаточно среднего специального образования, их задача — не бояться, где-то поговорить, где-то подержать или связать хулигана. Не имея полномочий полицейского, такой муниципальный служащий не может и исполнять свою работу без сопровождения старшего товарища федерального подчинения. Со своей стороны полиция обязуется обучить служащих составлению административных протоколов и поддерживать на высоте их физическую форму. Пока желание работать на этой должности изъявили около 10 кандидатов.

42 штатных единицы условных полицейских в автограде уже работают с конца прошлого года. С 1 апреля штатное расписание расширяется еще на 152 единицы

ЗАДАЧА — ПОДЕРЖАТЬ ИЛИ СВЯЗАТЬ БЕЗ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ

По словам Астраханцева, зачатки муниципальной полиции уже наблюдаются у соседей, в частности в Башкортостане и Удмуртии, но в целом по России аналогов такой работы еще очень мало. Напомним, что подобные структуры имеются и поближе к автограду — еще в 2014 году «муниципальная полиция» была создана в Елабуге ради борьбы с мусором в оврагах, контроля чистоты вокруг стройплощадок, своевременного закрытия ордеров на земельные работы и других подобных задач. По сути, в Елабуге созданная структура подменила собой функции челнинской административно-технической инспекции (АТИ). Судя по частой критике, опыт работы елабужских «полицейских» пока не очень успешен. Так, на последних двух деловых вторниках мэр жестко прошелся по работе этого отдела. Последним упреком в адрес «муниципальных полицейских» стало их равнодушие к активизации в Елабуге цыганских промыслов.

«Мы брали пример с городов, где организована муниципальная милиция, — указывал Емельянов. — Вы должны иметь взаимосвязь с УВД, какие-то рейды совместно проводить. Для чего мы эту структуру организовывали? Пять-шесть человек там. Где ваша работа? От вашей работы все должны пищать с утра до вечера. Если вы будете работать по принципу «сюда не заходи, этому пиши, это брат, а это сват», так работа не получится. А у вас работа именно так выстроена — «в этот магазин не заходи, потому что это моего свата, троюродного брата магазин», и так пошло дальше».

Можно предположить, что и в автограде не все с восторгом встретят местную инициативу, поскольку картина на первый взгляд складывается неоднозначная. С одной стороны, федеральная реформа, которая и привела к сокращениям в рядах полиции, была направлена на чистку профнепригодных кадров — МВД пыталось укрепить имидж полицейского отсевом морально неадекватных служащих. За их счет оставшимся повысили материальный достаток, тем самым избавляя полицейских от соблазна взяток. Теперь же регионы взамен уволенных полицейских со стажем набирают необразованную молодежь с улицы, готовую держать и вязать за смешную зарплату. Не выглядит ли это как откат проведенной реформы под соусом разделения полномочий?

Астраханцев пояснил на вопрос «БИЗНЕС Online», что не только форма, но и полномочия муниципального служащего будут отличаться от функций полицейского. Интересно, что видя такую полевую работу такого патрульного, как «подержать или связать», подполковник в то же время заявляет, что права на применение физической силы у него нет. «В том объеме, в котором это право есть у нас», — не вполне определенно отмечает полицейский. Зато, в отличие от федералов, муниципал сможет составлять административные протоколы по фактам нарушения регионального КОАП.

«У муниципалитета есть обязанность содействовать в охране общественного порядка, как и у республиканской власти, — поясняет Астраханцев. — Вот республика и пытается таким образом исполнять свою обязанность. Поскольку речь идет о муниципальных служащих, закон мы не нарушаем. Они не имеют права составлять те же административные протоколы в рамках федерального законодательства — только регионального. Они не будут обеспечиваться оружием и спецсредствами. У них есть ручка, блокнот и два сотрудника полиции рядом».

Леонид Штейнберг
Леонид Штейнберг: «Не может быть так, чтобы один сотрудник, работающий в федеральной службе, получал нормальную заработную плату, а второй, который работает с ним вместе, получал бы копейки»

«ГРАЖДАНЕ, НОЧЬЮ УВИДЕВ ТАКИХ ПАРНЕЙ, БУДУТ ПРОСТО-НАПРОСТО УБЕГАТЬ ОТ НИХ...»

Тем не менее эксперты «БИЗНЕС Online» считают, что риск обратного эффекта от создания новой муниципальной дружины вполне реален. Так, гендиректор ТКФ «Кама-Тракс» Леонид Штейнберг, в свое время возглавлявший боевую комсомольскую дружину в автограде и занимавший пост первого замначальника УВД, полагает, что работа пусть и условного, но полицейского, должна оплачиваться наравне с деятельностью федерального сотрудника. «Не может быть так, чтобы один сотрудник, работающий в федеральной службе, получал нормальную заработную плату, а второй, который работает с ним вместе, получал бы копейки, — считает Штейнберг. — Тогда назовите эту службу добровольной народной дружиной и доплачивайте этим сотрудникам, которые будут помогать правоохранителям. Если муниципальная полиция будет содержаться за счет местных бюджетов, это не значит, что она может быть ущемлена. За 10 тысяч рублей в месяц люди вряд ли будут хорошо выполнять свою работу. Наверняка начнутся поборы. Поэтому боюсь, как бы эта муниципальная полиция не превратилась в полицию одного дня».

Гендиректор ООО «Бизнес-центр» Владимир Иванов считает идею «муниципальной полиции» неплохой, но в ее достойную реализацию в предложенном виде не верит. «Подобное мы проходили и в советское время, когда у нас боевые комсомольские дружины были, и в 90-е годы за счет фонда правопорядка, когда предприятия скидывались по 1 проценту с товарооборота и на эти средства набирали фактически городскую милицию. Но в наше время, когда в бюджете города элементарно средств нет ямы на дорогах залатать, это пустая трата денег. Реформа милиции была показухой — поменяли милицию на полицию, а фактически-то ничего не изменилось. В этой реформе мы только потеряли низшее звено, которое и должно обеспечивать безопасность. Во всем цивилизованном мире городская полиция не подчиняется федеральному центру. Каждый город должен иметь свою полицию, которая патрулирует улицы. Их функции сводятся к профилактике правонарушений, к работе на опережение. Но я даже не помню, когда в последний раз на улице патруль видел, а федеральная полиция должна заниматься только криминалом. То, что к патрульной работе будут привлекать необученных людей за такие деньги, — это просто издевательство. Они же должны какую-то минимальную физическую и психологическую подготовку иметь. Я боюсь, что эта структура не будет нас защищать, и граждане, ночью увидев таких парней, будут просто-напросто убегать от них на другую сторону улицы».

Сотрудники АТИ обследовали более тысячи городских объектов на предмет соблюдения их владельцами правил благоустройства Челнов

АТИ ВОЗЬМЕТСЯ ЗА БЕРЕГОВЫЕ ПОЛОСЫ И САНИТАРНО-ЗАЩИТНЫЕ ЗОНЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

Хотя в Набережных Челнах «муниципальная полиция» функционально окажется дальше от АТИ, чем в той же Елабуге, на пресс-конференции выступил с отчетом и начальник АТИ Айрат Насыбуллин. Его служба, занятая выявлением административных правонарушений, работает в городе уже три года: она контролирует соблюдение горожанами более 600 пунктов правил благоустройства, землепользования, экологических регламентов. За минувшие три года АТИ собрала в свой адрес множество претензий со стороны бизнеса, стонущего под гнетом проверок и штрафов за, например, переполненные урны или неубранный с крыльца снег. Не далее как в этом месяце очередную порцию критики в адрес АТИ предприниматели выдали бизнес-омбудсмену Тимуру Нагуманову и зампрокурора РТ Марату Долгову на встрече в челнинской прокуратуре. В результате прокуратура проверила деятельность самой инспекции. По словам Насыбуллина, прокуратура с проверкой приходила, на двух из семи сотрудников инспекции составлены протоколы, 24 апреля им предстоит суд.

«Нас обвиняют в том, к чему мы вообще никаким боком не причастны, — возмутился Насыбуллин действиями прокуратуры. — Никаких проверок мы не проводим, мы составляем протоколы о правонарушениях — это фиксация факта, и все. Мы сами не штрафуем, а передаем протокол в административную комиссию. Они приглашают для рассмотрения, и если вы не виноваты, комиссия не выносит никаких постановлений. Предприниматели говорят: вот, АТИ вечером приходит из-за сосульки, а утром из-за травы. Так если мне вечером бабушка звонит и говорит, что сосульки падают, я поэтому и прихожу, а утром дедушка жалуется, что трава выросла, и я уже из-за травы иду. Сам по себе я ни к кому не езжу».

Главным посылом руководителя АТИ остается мысль о том, что инспекция приезжает выписывать протокол исключительно по известному факту нарушения, а не в поисках таковых нарушений. Таким методом за 2015 год было осмотрено 4 тыс. объектов, в основном благодаря жалобам, поступившим от жителей. В половине случаев составлены протоколы. Собственно жалоб за прошедший год набралось более 60 тыс., а по протоколам АТИ административная комиссия вынесла штрафных санкций примерно на 15,5 млн. рублей.

Айрат Насыбуллин
Айрат Насыбуллин: «По фактам выявленных нарушений составлено 400 протоколов, наложен штраф на сумму в размере более 3 миллионов рублей»

В этом году за первый квартал АТИ уже обследовала свыше тысячи объектов и составила более 400 протоколов. Штрафных санкций вынесено на 2,5 млн. рублей, а с суммами ущерба зеленым насаждениям в бюджет города поступило около 3 млн. рублей. В основном бюджет пополняется за счет парковки на газонах — около 70% штрафов. Примерно 10% штрафов выписывается за мусор и отсутствие урн, еще 10% — за несвоевременную уборку территорий и расклейку рекламы на стенах и столбах.

Похваставшись цифрами пополнения бюджета, Насыбуллин арифметически заключил, что свои штатные ставки сотрудники АТИ отрабатывают весьма результативно и надо бы полномочия АТИ расширить. «Кроме благоустройства, у нас есть еще земельный контроль, лесной контроль, и это нас усиливает. Следующим шагом мы хотим попросить у руководителя исполкома, чтобы нам передали еще полномочия по особо охраняемым природным территориям, по береговым полосам... Они, в принципе, у нас есть, но нужно составить штатное расписание, провести другие подготовительные работы, это перспектива роста. Если управление общественной безопасности (так Насыбуллин назвал «муниципальную полицию»прим. ред.) будет специализироваться именно на безопасности, то мы должны специализироваться в направлении чистоты и порядка, экологической безопасности, охранных зон, санитарно-защитных зон, береговых полос, набережных и так далее. Мы четко хотим реализовать полномочия, которыми закон наделил органы местного самоуправления».

В заключение Насыбуллин поделился секретом продуктивности АТИ. «Мы работаем за счет программы «Народный инспектор. В этом году от горожан нам поступило уже 855 сообщений, по которым нам уже не надо никуда выезжать, проверять — нарушение уже зафиксировано гражданином. Остается только пробить по номеру автомобиля фамилию владельца и пригласить его на протокол».