Гузель Хисматуллина, директор тренинговой
компании «Тимсофт»

ФИШКА «ТИМСОФТ»

– Гузель Фаатовна, вашей компании уже 10 лет. За это время вы стали специализироваться сразу в трех направлениях: командообразовании, бизнес-обучении и работе с детьми. Какое из них для вас наиболее важное?

– Отвечу образно: на руке пять пальцев, какой из них для вас наиболее важен? Трудно ответить, не правда ли? Но с прикладной точки зрения, мизинец меньше участвует в работе руки, а большой палец выполняет функцию сцепки с другими четырьмя. Вот и для меня тот самый большой палец, обеспечивающий сцепку, – бизнес-направление. Это первое направление, которое было открыто в нашей компании.

– А почему именно бизнес-направление?

– Честно признаюсь, я всегда мечтала заниматься детскими программами. В этом я вижу свою миссию, предназначение. Но заниматься детьми в России – дело невыгодное. Для этого нужны большие деньги, поэтому в компании был дан старт именно бизнес-тренингам. И где-то через полтора-два года, когда мы уже достаточно заработали, открыли детский департамент. То есть мы зарабатывали на одном направлении, а вкладывали в развитие другого. И сегодня, когда у нас уже есть сложившаяся репутация, высокий уровень доверия к компании, мы вышли в детском направлении пусть и на минимальную, но рентабельность.

– «Тимсофт» ведет сразу три направления. Насколько это специфично для такого бизнеса?

– Совсем неспецифично. Когда мне задают вопрос, кто наши конкуренты, я отвечаю, что их нет. И это не просто высокомерные слова. У нас есть конкуренты, но в отдельных сегментах. К примеру, в бизнес-образовании имеются тренинговые компании. Есть компании, которые занимаются исключительно детскими программами или только программами командообразования. «Тимсофт» работает в трех направлениях, причем равновесно удерживая все. В этом наша фишка.

– Можете определить, когда было сложнее работать – 10 назад, когда вы начинали, или сейчас? Как изменились за это время требования ваших клиентов, их ожидания?

– Если честно, то работать легче сейчас. Потому что тогда, 10 лет назад, мы начинали с нуля, не было ни денег, ни клиентов, да что говорить, тогда вообще мало кто знал о тренингах, зачем они вообще необходимы. Мы очень много работали, причем на первых заказах клиенты соглашались оплачивать нашу работу только по факту, только если будет результат от наших тренингов. Работали мы и за бартер. Сейчас нашу компанию знают, у нас хорошая репутация. Что касается ожиданий клиентов… Наш ключевой клиент – малый и средний бизнес. И тогда, 10 лет назад, ему нужен был результат, и сегодня ему также важно оценить компетенции сотрудников, чтобы они могли добиваться результатов. Мне понятны проблемы бизнеса, тем более что сама во всем этом «варюсь» – я такой же руководитель компании, проживала все этапы ее становления, все падения и взлеты, как и мои клиенты. И у меня в свое время была масса управленческих ошибок. Я не теоретик, а на 100 процентов практик.

«Наш ключевой клиент – малый и средний бизнес, как и 10 лет назад, ему нужен результат»

«ХОРОШИЙ РУКОВОДИТЕЛЬ ДОРОГОГО СТОИТ»

– Какие тренинги, мастер-классы более всего востребованы у бизнеса?

– Безусловно, это «Мастерство управления» – тренинг развития управленческих компетенций. Это ключевой тренинг, самый важный. На руководителей у нас не учат, а если даже и учат, то в программах слишком много теории. В свое время я специально проходила обучение МВА в Высшей школе экономики, думала, что теперь-то все узнаю. Да, теории много, но остается вопрос – а что с ней делать-то? А тренинг «Мастерство управления» посвящен очень простым вещам. Первое – он учит принимать решения, то есть тренинг предлагает реальную практическую технологию, с помощью которой буквально через три месяца вы увидите результат. Мало того, вы автоматически научите этому и сотрудников. В результате ваши сотрудники смогут принимать решения на своем уровне компетенции. Я учу инструментам планирования, потому что настоящий предприниматель, тем более руководитель, не в состоянии решить все задачи, которые за день к нему приходят. Ведь нередка такая ситуация: вы целый день работали, вечером возвращаетесь домой без сил, но с дурацким ощущением, что ничего важного не сделали. Так и происходит эмоциональное выгорание. А используя простые инструменты планирования, умение грамотно ставить задачу, руководитель сможет полностью изменить свой рабочий режим.

Помимо этого, я учу инструментам контроля. Если у сотрудника есть возможность не делать, он и не будет делать, потому что мы все так устроены. Поэтому нужна хорошая система контроля, чтобы к итоговой точке человек пришел с результатом. Кроме того, персонал поменялся: по сути, мы имеем дело с тремя поколениями сотрудников. Первое – а-ля советские люди, рожденные до 1980 - 1982 годов. Им дашь поручение, они его выполнят, но, увы, качество работы надо проверять. Есть сотрудники, рожденные в конце 80-х, — такому поставишь задачу, а он задает вопрос: а почему я это должен делать? А сейчас идет новое поколение, которое сразу заявляет, что готов решить проблемы компании, но стоить это будет – во-о сколько! Ему сразу говорят – свободен, иди отсюда! И он уходит к конкурентам. Решать вопросы с персоналом разного поколения тоже мастерство управления. Это абсолютно технологический тренинг. Мои клиенты говорят, что после возвращения с тренинга они практически сразу же видят результат. А ведь хороший руководитель, как хороший учитель, на всю жизнь. Хороший руководитель дорогого стоит.

– В штате «Тимсофт» есть свои тренеры или вы предпочитаете, как во многих других тренинговых компаниях, приглашать специалистов со стороны?

– У нас совершено другая система – мы взращиваем тренеров сами. И только изредка привозим специалистов со стороны, но это уже супертренеры, которые лично меня восхищают. У нас команда детских и взрослых тренеров. И все они обязательно должны пройти школу продаж, посидеть за телефоном, послушать, какие проблемы и возражения могут быть у клиентов, как они общаются. И прежде чем написать окончательную программу, тренер нередко предлагает несколько вариантов тренинга. Мы работаем четко под запрос клиентов.

Тренинг «Мастерство управления» учит принимать решения

«НЕ ВЕРЬТЕ ТЕМ, КТО СУЛИТ ЗОЛОТЫЕ ГОРЫ»

– Вы как-то учитываете специфику бизнеса?

– Конечно, учитываем. Сейчас клиенту не нужна стандартная программа, ему нужно, чтобы она была адаптирована под него. И прежде чем будет написан тренинг, программа, мы тщательно изучаем отрасль, опрашиваем экспертов. Для нас это очевидно: тренер должен понимать специфику отрасли, быть в теме.

– Насколько востребовано детское направление?

– Очень востребовано. Вы посмотрите, какое огромное количество курсов для детей! Кто из родителей не мечтает о том, что бы их дети были успешными? Так что тема подрастающего поколения «штормит». В своей компании мы учим детей тому, чему их не учат в школе. У нас есть многодневные программы – познавательно-приключенческие проекты, которые проходят на загородных и городских площадках, есть детские тренинги. Мы учим коммуникативным навыкам, быть уверенными в себе, проявлению инициативы, настойчивости, ответственности, навыкам самоконтроля, планированию. Мы учим их выступать перед аудиторией, чтобы ребенок к доске всегда выходил без волнений. Я говорю детям, что вы можете без проблем получить оценку на балл выше, только потому, что вы умеете выступать перед аудиторией. Да, на каждого человека на 70 процентов влияет наследственность, но на 30 процентов – окружающая среда! И если это та среда, которую предлагает «Тимсофт», то можно быть уверенным, что ребенок будет активно развиваться и раскроется как личность.

– Могли бы вы дать совет профессионала, как правильно выбрать тренинговую компанию и не попасть при этом впросак?

– Простая рекомендация: чем лучше вы, уважаемые руководители, знаете, каких результатов хотите получить, тем легче сможете найти того тренера, который сможет обеспечить эти результаты. Проблемы руководителей часто в том, что они не знают, чего хотят. Второе – как только вы определились с целями, задайте тренеру вопрос, как он будет их достигать. И тут вы как опытный руководитель сразу сможете понять: говорит человек по сути, либо просто льет воду. Прислушайтесь к своему внутреннему голосу. Третье — будьте аккуратны с теми, кто обещает слишком много, сулит золотые горы сразу после тренинга. И конечно, не поленитесь навести справки, ведь репутация в нашем бизнесе нарабатывается годами.

16+