ЗАПАХИ КУКУРУЗЫ, РЯДЫ «ВИСКАРЯ» И ТЕЛЕНОК С СОСКОЙ-АВТОМАТОМ

Сегодня с самого утра выставочные площади на «Казанской ярмарке» активно расчищали от выпавшего за ночь снега, внутри павильонов также наводили последние штрихи. По словам организаторов, количество участников нынешнего форума по сравнению с прошлым годом увеличилось на 40% по всем направлениям: растениеводству, животноводству и сельскохозяйственной технике. Прибывшего в сопровождении многочисленной свиты президента РТ Рустама Минниханова встречали под музыку «Мин яратам сине, Татарстан». Глава республиканского минсельхоза Марат Ахметов провел его к стенду с финансово-экономическими показателями местного сельского хозяйства и впервые созданным рейтингом районов по показателям АПК. Минниханов его внимательно слушал, задавая по ходу вопросы. Окружающим слышно было неважно — ситуацию осложнила разрядившаяся батерея в переносном динамике.

У стенда Казанского аграрного университета президент РТ находился дольше обычного. Все-таки альма-матер: в свое время Минниханов заканчивал тогда еще сельскохозяйственный институт. Между тем в павильоне появился премьер-министр РТ Ильдар Халиков в сопровождении главного федерального инспектора Рената Тимерзянова — они присоединились к главе минпромторга РТ Альберту Каримову, руководителю АИР РТ Талие Минуллиной и главе аппарата президента РТ Асгату Сафарову.

Пока Минниханов общался с собеседниками у стенда, украшенного названиями, в которых чувствовался некий непонятный вызов, — «Как год сделать хлебным при наших существующих резервах» и «Урожай не ждут, его формируют», в павильоне повеяло ароматом корма для животных. «Как в Сочи, вареной кукурузой запахло!» — шепнул кто-то в толпе. Как оказалось, корм буквально на глазах публики готовили из смеси. Впрочем, здесь президент РТ задерживаться не стал, а прошел к установке кормомамы «Кормилица» от производителя ОАО «Кукморагрохимсервис». Улыбаясь, Минниханов погладил стоявшего в стойле теленка, у которого тут же внезапно пробудился аппетит: ткнувшись головой в угол, он автоматически вызвал соску с молоком.

Не смог Минниханов пройти и мимо стенда ООО УК «Просто молоко». О чем-то поговорив с гендиректором данной компании Маратом Муратовым, президент двинулся дальше. А вот Халиков, идя следом, отведал новый продукт компании — кисломолочный «Айран». У стендов «Челны-Бройлера», «Пестречинки», кролиководческого комплекса «Российский кроликъ» и небольших производителей плетущиеся в конце группы аппаратчики интересовались, нельзя ли будет по окончании официальной части купить продукцию. Минниханов тем временем уже подходил к стенду «Татспиртпрома», где были представлены новинки, в том числе водка, вермут и виски местного производства. Президента почему-то больше заинтересовало последнее изделие. Подержав в руках бутылку «вискаря», он высоко оценил качество продукции, на чем и завершил осмотр, который, по оценкам участников, длился дольше обычного — чуть больше часа.

КАРТОФЕЛЕВОДЫ КОНСТАТИРУЮТ КРИЗИС ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА, А ПРОИЗВОДИТЕЛИ ТЕХНИКИ ЖАЛУЮТСЯ НА ПАДЕНИЕ СПРОСА И САНКЦИИ

Опрошенные «БИЗНЕС Online» участники выставки в первую очередь говорили о снижении спроса за последний год: тут и санкции, тут и валютные скачки. «Покупательная способность снизилась ровно настолько, насколько вырос курс доллара, то есть примерно в два раза, — заметил Олег Касьянов, замгендиректора фирмы Terrapro — дилера ведущего мирового производителя тракторов John Deere в РТ. — Основной круг потребителей — это все же крупные холдинги, реже — небольшие фермерские хозяйства. Субсидии есть, но на покупку сельхозтехники, которая сделана в России. Поговаривают, что и этот список будет сокращен. Хозяйства хотят купить хорошую технику, но приходится покупать то, что субсидируется, а не то, что хотят».

На заводе в Оренбурге, к примеру, локализация John Deere составляет порядка 60%, чуть меньше — на технике, которую делают в Домодедово (тракторы и комбайны). «Что в Америке трактор стоит 250 тысяч долларов, что в России — разницы нет, рост только из-за курсовой разницы», — уточнил Касьянов.

А вот российскому производителю агротехники последние два года, напротив, сыграли на руку. За это время, по оценкам коммерческого директора татарстанского дилера компании «Ростсельмаш» Руслана Кузиева, доля компании выросла с 60% до 75%. «Стоимость техники увеличилась, но не как на иномарки, — уточнил Кузиев. — В Татарстане мы половину техники поставляем крупным агрохолдингам, а половину — небольшим хозяйствам».

В агрохолдинге «Красный Восток» уже идет завоз минеральных удобрений для посевной. Из неприятного: они подорожали как минимум на 1 тыс. рублей на тонну, отметил первый заместитель гендиректора компании по растениеводству Тафкиль Исмагилов.

«Очень сильно играют долларом и евро. Даже отечественные поставщики семян связывают рост своей продукции с этим, — сказал Исмагилов. — У меня волосы дыбом встают! Какой доллар? Какой евро? В России выращено. Они же не импортные! Ежегодно по ГСМ есть льготные ставки, пока такой информации нет, но цена уже соскочила с прошлого года. Понижения на запчасти даже к отечественной технике я не вижу, потому что они импортные. Конечно, цена отечественной техники понижена, закупили 95 процентов новой техники. Первый год так берем... Как она себя покажет? Осенние поломки уже были. Что ни говори, у нас 10 лет комбайнам Claas — мы их ни разу капитально не ремонтировали, только узлы».

Тем временем хороший урожай картофеля повлиял на оптовую цену в этом году. Если в 2015-м она доходила до 25 рублей за кило, то сейчас цена за килограмм упала более чем вчетверо — до 8 рублей. «В этом году рынок стоит, кризис перепроизводства, — говорит менеджер по продажам агрофирмы из Чувашии «Слава картофелю» Алексей Щепетов. — Подорожали и удобрения на 40 процентов из-за изменения курса валют, как и кредиты. Хорошо, что за счет высокой цены в прошлом году была прибыль».

То, что твердые минеральные удобрения продолжат дорожать, рассказал и представитель компании из Кировской области «Союзхим», имеющей собственное производство жидких удобрений. «Но есть жидкие удобрения, которые, если их применять в комплексе, удешевляют затраты», — рассказал Рустем Миндубаев.

Забегая вперед, скажем, что на коллегии минсельхоза, которая началась сразу после обхода выставки, тему удобрений поднимал и Минниханов. «Марат Готович всю жизнь мечтал о бесплатных удобрениях, но коммунизм прошел», — грустно-иронично заметил президент РТ. Он напомнил о вводе в строй «Аммония», готового обеспечить треть потребности республики в удобрениях, но заметил, что деньги все равно за них платить придется.

МИННИХАНОВ — ГЛАВАМ РАЙОНОВ: «АСГАТ АХМЕТОВИЧ ДАВНО БЫ ВАС ПОСАДИЛ...»

Импортозамещение и санкции тем временем влияют на животноводство самым непосредственным образом. По словам замдиректора управления продаж Слободского машиностроительного завода Кировской области Татьяны Петровой, спрос на системы навозоудаления и приготовления кормов в прошлом и нынешнем году в Татарстане и в целом по России идет в гору.

«Потребители настроились на отечественного товаропроизводителя, и кризис нас подталкивает к развитию, — говорит собеседница. — Помогают субсидии, но не напрямую. Их выделяют сельхозпроизводителю, которому минсельхоз компенсирует часть затрат в соотношении 40 на 60. Естественно, они заинтересованы и дальше с нами работать. Импортных комплектующих у нас практически нет — только ось и колеса из Италии. Варианты замены мы тоже просчитывали, но по характеристикам пока заменить не получается. Удорожание техники было, но ненамного — где-то на 5 процентов».

«Оси у нас тоже покупаются в Италии, — поделился менеджер по продажам набережночелнинской компании «Технотрон» Расам Абзалов. — Российские производители за это не хотят браться, потому что им нужны большие партии, а таких мы предложить не можем».

С прошлого года у промышленников наблюдается рост заказов. «Даже не успеваем выполнять, благодаря возмещению затрат производство увеличилось на 50 процентов», — соглашается гендиректор Кузембетьевского ремонтно-механического завода Мензелинского района Ханафи Каримов. «Только итальянские мотороредукторы импортные, остальное — российского производства. Ищем российских производителей, так как евро дорожает — стоимость продукции из-за этого выросла процента на 3 - 4, — сообщил Каримов. — Хотелось бы, чтобы объем финансирования оставался на прежнем уровне, не сокращался».

Правда, в товарном объеме производство упало на 20%, но в суммарном находится на уровне прошлого года, поделился своими наблюдениями Радик Шайдуллин, директор лаишевского завода ООО «ХаРаШа» по производству сеялок и запчастей к ним. «Импортные только диски, стоимость на них не изменилась, как стоила в евро, так и стоит, — сказал Шайдуллин. — Вопрос в качестве российских дисков, подходящих я найти пока не могу, а если и есть, то они становятся дороже импортных. Хоть сколько денег не давай аграриям, их все равно будет мало!»

Затем, после обхода VIP'ами выставки, началась коллегия минсельхоза, где выяснилось, что валовый продукт отрасли вырос до 214 млрд. рублей. В Поволжском округе Татарстан по этому показателю — на первом месте. «Занимая менее 10 процентов сельхозугодий, сельхозтоваропроизводители РТ производят почти 20 процентов сельхозпродукции ПФО. Среди регионов РФ республика занимает 4-е место», — отметил Ахметов. Минниханов положительно оценил темпы прироста сельхозпродукции, но заметил, что в наступившем году надо их увеличить, а в перспективе и вовсе довести до 5 - 10% ежегодно. Он предупредил глав районов о недопустимости искажения показателей по животноводству — мол, прибыль нужна, а не приписки. «Асгат Ахметович давно бы вас посадил», — полушутя-полусерьезно намекнул он главам районов, кивнув в сторону руководителя аппарата Асгата Сафарова с его полицейским прошлым.

«БИЗНЕС Online» готовит подробный материал с коллегии.