МИД и минэнерго по-разному смотрят на проблему международных договоренностей о регулировании добычи нефти. Как сообщил «Известиям» высокопоставленный дипломатический источник в Москве, в российских дипломатических кругах не уверены, что только что вышедший из-под санкций Иран будет готов идти на договоренности по квотам добычи нефти. На Смоленской площади считают, что вновь пришедший на нефтяную площадку игрок не станет замораживать или тем более снижать производство, а наоборот, может намеренно демпинговать, выбрасывая на рынок большие объемы нефти по низкой цене, чтобы обрушить рынок и вернуть себе место на нем. Это расходится с позицией минэнерго, которое выступает за договоренности о снижении добычи черного золота.

Оценку российского МИДа подтвердил и министр нефти Ирана Бижан Зангане, который по сообщению иранского информагентства Shana, заявил 16 февраля, что Иран не будет снижать свою долю на рынке нефти. Он сделал акцент на том, что, во-первых, рынок перенасыщен, а во-вторых — Иран не будет пересматривать свою долю. При этом Зангане не уточнил, согласна ли страна ограничить рост добычи.

Кроме того, в МИДе полагают, что снижение производства черного золота в традиционных нефтедобывающих государствах приведет к заполнению рынка американской сланцевой нефтью.

Ранее стало известно, что Россия, Саудовская Аравия, Катар и Венесуэла готовы заморозить добычу нефти на уровне января. Правда, с оговоркой — если и другие страны-производители нефти присоединятся к инициативе. Такое заявление сделал министр энергетики РФ Александр Новак 16 февраля после встречи в Катаре с представителями ОПЕК.

После объявления достигнутых соглашений в Дохе Ирак и Кувейт, по информации западных агентств, выразили готовность присоединиться к договоренности. Правда, нет уверенности, что и другие члены ОПЕК, а также страны-производители, не входящие в организацию, готовы поступить так же.

В министерстве энергетики РФ сохраняют надежду на консенсус в вопросе если не снижения, то хотя бы ограничения квот на производство. Остается также надежда и на проведение переговоров членов ОПЕК с другими производителями нефти в ближайшее время. Для этого российская делегация старается заручиться поддержкой других участников нефтяного рынка.