ЭФФЕКТ САРАФАННОГО РАДИО И ВНУТРЕННИЙ ТУРИЗМ

Сегодня в ходе делового понедельника в исполкоме Казани за туризм отчитывался Михаил Зотов, пришедший на пост директора комитета содействия развитию туризма на смену Евгении Лодвиговой. Надо отдать должное — всего за несколько лет ей удалось перейти от тусклых разговоров о необходимости навигации к таким ярким проектам, как курсирующие по городу двухэтажные автобусы, «Казанские велоночи» и раскрашенные в ста разных странах мира медведи Бадди, сгенерировавшие только в Казани 15 тыс. фотографий в сети Instagram. Так что за прошлый год Зотов отчитывался по сути за сделанное Лодвиговой.

Он констатировал, что 2015 год «выдался насыщенным на события, которые отразились на развитии туристической отрасли». За счет этого Казань приняла 2,1 млн. туристов, что на 20% больше, чем в 2014 году. Пиковая загрузка пришлась на майские праздники, новогодние каникулы и прошедший в июле-августе чемпионат по водным видам спорта. Доля иностранцев в потоке невелика — 100 тыс. человек из США, Китая, Турции, Испании. Большая часть туристов — жители России.

«У китайцев неподдельный интерес к нашему городу, приезжает масса людей. Первым делом они едут в музей Ленина, — рассказал Зотов о предпочтениях жителей Поднебесной. — Внутренний туризм сейчас начинает набирать довольно серьезные обороты. Если не увеличение, то как минимум на тех же цифрах мы останемся».

Отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», Зотов сообщил, что точкой роста он видит качественный туристский сервис. «Мы уже переходим от количества в качество, — считает глава комитета. — Очень много людей, которые возвращаются в город. Те, кто уезжает, отзываются положительно, дальше происходит эффект сарафанного радио. Этот снежный ком станет нашей основной точкой роста».

В городе за 2015 год открылось 6 новых гостиниц, из которых крупные это «Ногай» на 167 номеров, «Мано» (66), DoubleTree by Hilton (93). Рост номерного фонда составил 5% и достиг 7,4 тыс. номеров на 16 тыс. мест. Среднегодовая загрузка казанских отелей в 2015 году составила 54%, в пиковые моменты она достигала 90%.

Кстати, по итогам 2015 года был опубликован рейтинг городов мира с лучшими отелями, в котором Казань заняла 42-е место. Рейтинг Тrivago Global Reputation Ranking составлен на основе более 200 млн. отзывов туристов c более чем 200 порталов для бронирования гостиниц. Среди российских городов в этом рейтинге Казань опередил только Калининград, традиционно ориентирующийся на европейские стандарты. Как ни странно, Москва по этому критерию не попала даже в первую сотню рейтинга.

Средний срок пребывания отдыхающих в Казани тоже увеличился до 3 - 4 дней, тогда как в 2014 году он составлял 2 - 3 дня. «Этому способствовало появление новых объектов показа и разработка совместно с гильдией экскурсоводов четырех новых туристических маршрутов», — объяснил увеличение ночевок Зотов.

Основной точкой притяжения в городе остается Казанский кремль
с 2,1 млн. экскурсантов (фото: kazan-kremlin.ru)

ТУРИЗМ КАК СПАСИТЕЛЬ ВО ВРЕМЯ КРИЗИСА

Основной точкой притяжения в городе остается Казанский кремль с 2,1 млн. экскурсантов — тех, кто купил билеты на экскурсию. Вторым по силе притяжения стал гостинично-развлекательный комплекс с аквапарком «Казанская Ривьера» — он принял 829 тыс. человек.

Чтобы понять, сколько денег оставили туристы, в исполкоме создают методику по подсчету экономического эффекта туристической отрасли. «Принято во всем мире считать примерно по 100 долларов на человека, которые оставляет турист с учетом проживания, питания, — уточнил Зотов. — Пока я не готов точно сказать, но как только систему мы сделаем, будет уже ясно».

В прошлом году в начале мая стартовали экскурсии по озеру Кабан, в этом году с открытием речной навигации удивлять туристов будут экскурсиями по Казанке в катерах на воздушной подушке от ресторана «Круиз» до стадиона «Казань Арена». Уже сейчас разработан событийный календарь на 2016 год, в который вошли мероприятия как предыдущих лет, так и новые. В частности, планируется провести фестиваль ремесел «Казанский кот». К сожалению, никаких подробностей на эту тему не прозвучало.

«Еще одна идея — продлить работу площадок Сабантуя. Это уникальный праздник, который знают все, и он четко ассоциируется с Татарстаном и служит дополнительной рекламой», — рассуждал в ходе отчета Зотов.

Для насыщения информационного пространства качественной информацией в планах у комитета перевод сайта gokazan.ru на иностранные языки и вывод на топовые позиции в поисковых системах с полной информацией для туристов. Важно охватить все популярные соцсети, чтобы стать ближе потенциальному туристу, считает Зотов. Отдельно он остановился на проекте IhelpKazan, суть которого в обучении инициативных граждан истории города, иностранным языкам и другим навыкам, которые в дальнейшем можно использовать для оказания помощи туристам на улицах города.

«Сегодня гостеприимство — наше конкурентное преимущество. Большинство отзывов об Универсиаде и чемпионате мира по водным видам спорта отмечают доброту и отзывчивость наших граждан. Мы надеемся, что проект еще больше смотивирует людей на проявление доброжелательности и открытости к туристам, ведь каждая вежливая улыбка — это составляющая образа города», — отметил Зотов.

Глава исполкома Денис Калинкин турпоток назвал «впечатляющим». Город стабильно держится на верхних позициях в рейтингах наиболее привлекательных городов России. «Мы мотивируем гостей приезжать качественной инфраструктурой и событиями, а туристы мотивируют нас поддерживать уровень инфраструктуры на должном уровне, а также генерировать поток интересных для них мероприятий, — заявил Калинкин. — В ситуации экономического кризиса туризм — одна из важнейших точек роста для города, поэтому качество сервиса и туристических услуг требует огромного внимания».

«В возрождение Старо-Татарской слободы вложено много
средств, воли, мы добились качественного перелома» (фото: kzn.ru)

«НАШ ПАЦИЕНТ НЕ ТОЛЬКО ЖИВ»

Пять лет назад наиболее посещаемыми местами были кремль и «Ривьера», теперь появились новые магниты, считает сити-менеджер. Один из важнейших — Старо-Татарская слобода, жизнь которой контролирует префектура «Старый город», площадью 648 га, на которой находится 96 объектов исторического наследия.

Префект Марат Усманов сообщил, что «без политической воли восстановление руинированных кварталов было бы невозможно». Что до результатов, то только в новогодние праздники слободу посетили более 25 тысяч гостей, а набережная Кабана составила конкуренцию Кремлевской набережной,

«Атмосферно это абсолютно разные вещи, но ценность в этом и состоит, что казанцы и гости города имеют разные предложения», — заявил Усманов. Только в течение одного летнего дня слобода принимает более 40 автобусов с туристами. Пользуясь случаем, Усманов добавил, что «это требует решения вопроса стоянки для туристических автобусов, поскольку год от года поток только увеличивается».

В 2015 году префектура провела работы по изучению пустующих историко-архитектурных объектов, находящихся на территории слободы, с целью эффективного использования. «Ведем работу с собственником одного из крупных исторических объектов в префектуре — комплекса пивоваренного завода Петцольда», — сообщил Усманов, добавив, что проект отдан на экспертизу, а строительство первой очереди начнется в апреле 2016 года. С сожалением Усманов рассказал о приостановке работы в зданиях, реконструкцией которых занимается компания ASG, принадлежащая миллиардеру Алексею Семину. На момент подготовки материала компания не ответила на запрос «БИЗНЕС Online».

«В возрождение Старо-Татарской слободы вложено много средств, воли, мы добились качественного перелома, — заявил Калинкин. — Сегодня задача стоит шаг за шагом дойти до каждого уголка слободы и привести все в порядок. Четыре года назад начатые работы журналисты метко назвали реанимацией, сегодня наш пациент не только жив, но и активно восстанавливает жизненные функции».