ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ РАВИЛЯ ЗАРИПОВА С ЧИТАТЕЛЯМИ "БИЗНЕС ONLINE". ЧАСТЬ 1-Я

Какими будут экономика и промышленность Татарстана в ближайшие 20 лет? Что происходит с крупнейшими предприятиями республики? Насколько обоснованно мнение, что татарстанскую "оборонку" и машиностроительные компании поглощает федеральный центр? На эти и другие темы шел диалог читателей «БИЗНЕС Online» с министром промышленности и торговли РТ Равилем Зариповым. Сегодня мы публикуем ее первую часть.

НА ЧЕМ РАСТЕМ?

- Равиль Хамматович, прежде чем задать вам вопросы, поступившие от наших читателей, хотелось бы поговорить об итогах работы промышленности с начала года. Что происходит: рост, падение? Каковы основные тенденции?

- Если посмотреть статистику, то по итогам 8 месяцев у нас объем промышленный продукции составляет около 655 млрд. рублей. По сравнению с январем-августом прошлого года рост составляет более 8%. Но при этом мы еще не выходим на докризисный уровень, так что успокаиваться рано.

- Каковы основные точки послекризисного роста в Татарстане?

- Первая - это нефтехимия. Здесь роль сыграло то, что на мировых рынках сбалансировались цены на продукцию наших компаний. Вторая точка – машиностроение. Прежде всего, это касается автомобильной тематики. Неплохая ситуация у нас в легкой промышленности, там тоже пошел определенный рост. Как и в производстве продуктов питания.

В целом, практически во всех областях есть положительная динамика, экономика сегодня более-менее чувствует себя устойчиво практически по всем направлениям. В республике во время кризиса нам удалось сохранить основные тенденции развития в промышленности. Прежде всего имею в виду такие крупные проекты в области химии-нефтехимии, которые реализует группа Татнефть – ТАНЕКО. Играет свою роль развитие индустриальных парков, особой экономической зоны "Алабуга". Ну и надо сказать, что такие крупные компании как КАМАЗ, Соллерс, Казанский вертолетный завод в этом году ведут очень активную работу.

Стабилизация связана с позитивными факторами, которые есть на мировых рынках. Цены на нефть сегодня стабилизировались, находятся на уровне выше 70 долларов за баррель. Прогнозы на следующий год показывают, что ниже они не будут. Это создает оптимальный фон для татарстанской экономики. Плюс антикризисные меры, которые были приняты в целом по Российской Федерации и по Татарстану, дали хорошие результаты. Я считаю, что промышленность чувствует себя в рамках развития. Но при этом нам надо активно вести работу в части модернизации экономики, промышленности, включая прежде всего элементы инновационных технологий.

- Каков прогноз по объему промпроизводства в Татарстане по итогам года?

- Мы думаем, рост к 2009 году составит около 7%, объем промышленного производства прогнозируется на уровне 968 млрд. рублей.

- Добрый день, Равиль Хамматович! Экономику Татарстана условно можно разделить на три составляющие: 1. С (углерод) – нефтяные и нефтехимические предприятия. 2. Fe (железо) – промышленные предприятия. 3. Si (кремний) – IT-компании. Согласно данной классификации, какова на Ваш взгляд, структура экономики Республики Татарстан на сегодняшний день? И какой она должна стать, по Вашему мнению, в перспективе к 2020 году для более полного использования экономического потенциала Республики? Заранее благодарю за ответ! (Шаяхметов Ильдар)

- Если проанализировать валовой региональный продукт по итогам 2009 года, то около 40% составляет доля промышленности и более 14% - сфера услуг и торговли. Таким образом, где-то около 55% валового регионального продукта обслуживается нашим министерством. Остальное - это строительство - около 12%, транспорт, сельское хозяйство и прочие отрасли.

- А какую часть промышленности составляет нефтедобыча?

- По итогам 8 месяцев 2010 года около 33% составляет добыча полезных ископаемых, около 55% - обрабатывающие производства, в том числе машиностроение, 8,7% - производство и распределение электроэнергии, газа, воды.

- Еще один вопрос на тему будущего экономики РТ. Равиль Хамматович, как вы думаете, какие отрасли промышленности будут ключевыми в экономике Татарстана в долгосрочной перспективе (в ближайшие 20-30 лет)? (Фахертдинов И.Ш.)

- Мы ставим себе задачу модернизации экономики и промышленности в Республике Татарстан, при этом имея в виду, что в центре внимания должно быть привлечение инновационных технологий. Иначе нельзя быть конкурентоспособным.

Износ основных средств как в Российской Федерации, так и в Татарстане на многих предприятиях уже составляет более 50%. А мировая экономика показывает, что срочная модернизация, обновление основных фондов новыми видами оборудования требуются уж при 40% износа. Исходя из этого, основными направлениями развития экономики РТ в любом случае будут существующие точки роста. Это глубокая переработка углеводородов, развитие отрасли химии-нефтехимии.

Второе направление связано с развитием автомобильной тематики. Здесь ставится задача выхода на экологические параметры евро-4, евро-5. Кроме КАМАЗа и сборки Fiat, мы рассматриваем еще развитие достаточно большого сегмента рынка – это производство автокомпонентов. Оно требует большого объема хорошего оборудования, новых технологий.

Третье направление – это информационные технологии. Это один из основных инструментов в части ведения и развития бизнеса, вопросов, связанных с оказанием услуг для бизнеса в реальном масштабе времени.

Безусловно, сельское хозяйство, транспортные услуги будут востребованы. Но локомотивами являются химия-нефтехимия, автомобильная индустрия. Одно рабочее место в этих отраслях создает десятки рабочих мест в сопутствующих отраслях. Если мы добываем 30 миллионов тонн нефти в год, то нам надо как можно в большем объеме создавать добавочный продукт в химии-нефтехимии.

СОТРУДНИЧЕСТВО ИЛИ ПОГЛОЩЕНИЕ?

- Уважаемый Равиль Хамматович! В период президентства Рустама Минниханова наметились основные тенденции в экономике: усиление зависимости Татарстана от федеральных заимствований, постепенная потеря контроля над ключевыми предприятиями. Признаете ли вы эти тенденции и как их оцениваете? Спасибо (Алексей Макаров)

- Тенденция усиления определенных функций со стороны федеральных органов сегодня есть, это не секрет. Но если речь идет о том, что ряд наших предприятий находятся в федеральной собственности или вошли в различные госкорпорации, то хочу дать пояснения. Для Татарстана очень важно сегодня, чтобы наши предприятия развивались стабильно, чтобы у них были стратегические партнеры, чтобы люди чувствовали свою перспективу в части обеспечения рабочими местами, чтобы были стабильные выплаты по налогам, по заработной плате.

В период кризиса мы остро чувствовали отсутствие загрузки предприятий, отсутствие заказов. Если посмотреть на оборонный комплекс РТ, то заказы для него идут через федеральные структуры - министерство обороны, другие ведомства. Благодаря этому работа Казанского вертолетного завода расписана уже на два года вперед. То же самое и у КАМАЗа. Да, его акции находятся в федеральной собственности через "Ростехнологии". И благодаря этому мы видим поддержку федеральных властей.

Если работать активно с федеральными властями, с заказчиками, то всегда можно найти направление стабильного развития наших предприятий. Поэтому я считаю, что нет какого-то отрицательного влияния со стороны федерального центра в части работы промышленности. Наоборот, мы сегодня достаточно активно работаем с Объединенной авиационной корпорацией, с Судостроительной корпорацией. С ними у нас есть подписанные соглашения, которые направлены на то, чтобы продвигаться в созидательном режиме. Я могу привести несколько таких примеров. Сегодня идет освоение новых вертолетов МИ-38. Без федеральных ресурсов им было очень сложно это делать.

Или взять визит Президента Татарстана в Австрию с участием генерального директора ОАК Федорова. Мы там обсудили вопросы, как нам дальше работать, как привлекать инвестиции для создания новых материалов. В этих вопросах мы стараемся объединиться и совместно продвигаться вперед. Сегодня подписаны соглашения с федеральными структурами, расписан конкретный план работы, понятно, кто за что отвечает. Были какие-то шероховатости в организационном плане, но сегодня уже удается найти приемлемые формы работы и с Объединенной авиационной корпорацией, и с Вертолетами России, Судостроительной корпорацией.

- Другими словами, все татарстанские предприятия "оборонки" вошли в какие-либо федеральные структуры. Кто-то в Ростехнологии, кто-то в Судостроительную корпорацию. Или есть еще неопределенность по каким-то компаниям?

- Мы сейчас ведем консультации по предприятиям, которые входят в отрасль приборостроения. Здесь тоже готовятся определенные соглашения. Еще надо учитывать, что есть избыток мощностей оборонных предприятий в целом по Российской Федерации. Это реалии жизни сегодня, от этого никуда не уйдешь. И всем разделить понемногу, за счет этого дозагружать - невозможно. Поэтому в этой отрасли идет определенная реорганизация, которая учитывает преимущества наших предприятий, наличие у них высококвалифицированных специалистов и инженерных центров.

Почему КВЗ так резко вперед пошел? Потому что там занимались разработкой новых изделий. Почему КАМАЗ сегодня ведет активную инвестиционную политику? Потому что научно-технический центр КАМАЗа всегда рассматривает ситуацию хотя бы на шаг вперед. Наличие инженерного центра, института по разработке новых модификаций всегда дает конкурентные преимущества предприятиям. В полной мере это относится к Казанькомпрессормашу, КМПО, Зеленодольскому заводу им. Горького, ряду других предприятий.

- На данный момент происходит поглощение крупнейшими предприятиями России различных секторов экономики Татарстана - в области машиностроения, нефтехимии, продуктового ритейла и т.д. Эти предприятия, так или иначе, подконтрольны Правительству РФ. Как вы считаете, это своеобразная расплата за 1000-летие Казани и Универсиаду-2013? Или решающую роль в этом играет финансовая зависимость республики от федерального бюджета? (Гарифуллин Вилен)

- Чтобы для наших предприятий из федерального центра диктовали некие правила и условия работы - я так не считаю. Наоборот, мы стараемся использовать эти инструменты для пользы наших предприятий, я приводил уже примеры по оборонному комплексу. Где есть деньги? Где есть платежеспособный заказчик? Это те же самые нефтегазовый комплекс, оборонный комплекс, транспорт, сельское хозяйство. Анализируя ситуацию в кризис, мы пришли к выводу, что такие крупные корпорации как Российские железные дороги, Роснефть, Лукойл, Автоваз могут быть партнерами наших компаний и дадут им возможность заработка.

В конце прошлого и в течение этого года нам удалось с этими корпорациями встретиться, подписать соглашения, протокольные решения. Они посетили Татарстан, их топ-менеджеры увидели многие наши предприятия. Мы выслушали их комментарии, замечания, приняли к сведению. Где нет информации, постарались презентовать нашу продукцию. И сегодня наши предприятия этими инструментами воспользовались. В этом направлении неплохо работают КАМАЗ, Казанский компрессорный завод, КМПО. Сегодня Татарстан завершил работу над соглашением с Газпромом на пять лет. Все машиностроительные предприятия сегодня активно подключились и находят свою нишу в рамках сотрудничества с Газпромом. Даже в кризисный 2009 год для нужд Газпрома нашими предприятиями было поставлено товарной продукции на 4 млрд. рублей. Неплохо. Сегодня, например, Компрессорный завод имеет миллиардные контракты с Роснефтью, с ЛУКОЙЛом. Думаю, такое взаимодействие с крупными федеральными корпорациями приносит только позитивный эффект. Причем сотрудничество происходит не из-за лоббирования, а на конкурсной основе. Здесь очень важна цена и качество, и сроки изготовления. Работая с нашими коллегами-директорами, наше министерство старается открыть им возможности, чтобы они могли учувствовать в тендерах, в показах своей продукции. Безусловно, идет жесточайшая борьба за заказы. Но с другой стороны, надо, чтобы и директора тоже на местах не сидели. Под лежачий камень вода не течет, всем надо активно продвигать свою продукцию.

- Когда вы говорите про Газпром, хочется спросить о ситуации на тех предприятиях РТ, которые особенно сильно от него зависят. Это, во-первых, Казаньоргсинтез. Как вы оцениваете ситуацию на нем после реструктуризации долгов и введения в кризис особой схемы поставки этана Газпромом?

- Вопросы, связанные с отраслью химии и нефтехимии сегодня находятся в компетенции министерства энергетики. Но насколько я знаю, Казаньоргсинтез работает сегодня достаточно стабильно. Да, было очень сложно в 2009 году. И менеджмент, и руководство республики здесь очень активно работали и нашли ту форму, которая даст предприятию дальнейшие перспективы роста.

- Другое предприятие, которое сильно зависит от взаимоотношений с Газпромом - КМПО. Насколько мы знаем, сейчас идет борьба структур, близких к Газпрому, за контрольный пакет этого предприятия, они владеют уже 40,5%. В то же время большой пакет (44%) в КПМО имеет республика. Какова стратегия РТ по отношения к этому предприятию, кто в итоге будет его контролировать?

- Что касается КМПО, кроме своих основных функций я еще и председатель совета директоров. Недавно мы проводили заседание совета директоров, где рассматривали итоги полугодия, задачи до конца года. Те задачи, которые КМПО взял на 2010 год, я считаю, успешно выполняются. Да, у многих присутствует вопрос: а кто контролирует? Кто хозяин? Я так думаю, кто бы ни был хозяином, кто бы его не контролировал, главный вопрос для КМПО - чтобы был стратегический партнер, ориентированный на позитивное развитие предприятия.

Поэтому сегодня не ставится вопрос, кто именно должен контролировать это предприятие. Никто из акционеров не заинтересован, чтобы оно работало убыточно. На последнем совете директоров мы обсудили перспективы развития КМПО. Конечно, они прежде всего связаны с взаимоотношениями с Газпромом. Но не только! Также мы сейчас активно работаем и на других рынках. Это Казахстан, Туркмения – это те страны СНГ, кто имеет углеводородное сырье и нуждается в оборудовании для его перекачки. Наши установки сегодня очень конкурентоспособны. Но с другой стороны, у КМПО много конкурентов. Поэтому, чтобы предприятие работало стабильно, надо прежде всего иметь устойчивые заказы. Если одним из партнеров будет структура, которая успешно сотрудничает с Газпромом, я думаю, от этого будет только больше пользы. Особенно на фоне снижения оборонных заказов.

- Еще вопрос по КМПО. Насколько мы знаем, была попытка начать на КМПО производство двигателей для вертолетов Ми-38, разработанных украинской "Мотор Сич", но Рособоронпром этому препятствует. Будет ли реализован этот проект?

- Этот вопрос мы обсуждаем. У нас подписан ряд протокольных решений в части сотрудничества с "Мотор Сич", у этого вопроса есть определенные исторические корни. А вообще идея в том, чтобы "Мотор Сич" поставлял агрегаты, а мы здесь в Казани осуществляли бы окончательную сборку двигателей, испытания и поставку для Рособоронпрома.

Но с другой стороны, Рособоронпром сегодня ведет программу создания аналогичных вертолетных двигателей на других предприятиях, которые находятся в составе Рособоронпрома и получают на эти цели бюджетные финансовые ресурсы. Естественно, в этой ситуации возникает ряд вопросов. Но, с другой стороны, мы во время встречи с руководством Рособоронпрома обсудили эту тему в рамках работы в кооперации. Мы будем вести партнерские отношения без создания какой-либо ненужной конкуренции.

Вопрос с повестки дня не снимается, проект "Мотор Сич" имеет свои положительные стороны. Это освоенные двигатели, испытанные. Да, там что-то надо еще доводить. На это тоже требуется время. Но я хочу подчеркнуть, что мы не стараемся создавать какие-то конфликтные ситуации как внутри России, так и между нами и "Мотор Сич".

АУТСОРСИНГ И КООПЕРАЦИЯ

- Многие предприятия РТ так или иначе связаны друг с другом: это и взаимная кооперация, закупки материалов и комплектующих, оказание услуг и т.д. Эти отношения складываются в основном стихийно, как получится, и в них, естественно, действуют законы экономической целесообразности: никто не будет покупать более дорогую или менее качественную продукцию только из-за того, что ее предлагает татарстанское предприятие. Но при прочих равных условиях будет правильно, если предприятия РТ будут отдавать предпочтение друг другу. Считает ли ваше министерство необходимым и возможным взять на себя работу по созданию механизма взаимодействия между предприятиями РТ? Предпосылки для такой работы есть: наши предприятия, в отличие от соседнего Башкортостана, не скуплены неуправляемыми московскими бизнес-структурами. (Зарипов Ринат)

- Вопрос очень интересный. Мне кажется, он волнует многих директоров наших предприятий. И меня, как министра промышленности и торговли, этот вопрос всегда интересовал.

Я должен сказать, что лично сам стараюсь заниматься этой темой и искать приемлемую форму взаимодействия для наших предприятий. В этих вопросах нам помогают Ассоциация промышленных предприятий РТ, Торгово-промышленная палата.

Эту проблему мы сами подняли еще в период кризиса, когда очень остро стоял вопрос о дозагрузке наших предприятий.

Как вы знаете, в Челнах в свое время был создан индустриальный парк "Мастер", рядом с КАМАЗом на свободных площадях. О чем идет речь? КАМАЗ отдал сегодня его резидентам производство ряда комплектующих на аутсорсинг, то есть перестал сам их делать. На площадях парка "Мастер" сегодня работает более сотни малых и средних предприятий, там создано несколько тысяч рабочих мест. Это только один такой пример.

Второй пример – "Соллерс" в Елабуге. Если посмотреть на машины FIAT Ducato, то локализация производства по этим машинам составляет около 28-30%. Причем больше половины этих комплектующих делают татарстанские предприятия. Мы проводили несколько совещаний по данной теме. Одно из совещаний состоялось с участием Рустама Нургалиевича в Зеленодольске. Потом на КАМАЗе. На них мы приглашаем заинтересованных в таком взаимодействии директоров. А это более 50-60 предприятий.

Рассматриваем на базе конкретного предприятия опыт его работы, смотрим, что они могли бы отдать в аутсорсинг, в каких видах услуг он нуждается.

Также мы реанимировали работу республиканского центра субконтрактации. В нем размещаются заказы тех предприятий, которые ищут поставщиков по изготовлению тех или иных узлов и агрегатов. Там же размещаются запросы наших предприятий, которые нуждаются в разработке каких-либо новых изделий. Сегодня на сайте центра есть около 400 предложений и заказов. Причем это не просто республиканский сайт, это межрегиональный ресурс. Мы работаем со многими центрами субконтрактации, которые есть в Российской Федерации.

Кроме того, мы проводим системные встречи с директорами, где они откровенно рассказывают о своих проблемах, о своих преимущественных факторах, и рассматриваем возможные варианты передачи заказов в аутсорсинг для малого и среднего бизнеса.

- А можете ли рассказать о конкретных результатах?

- Да, могу привести несколько примеров. У нас было много вопросов, связанных с заводом Радиоприбор. Как известно, он накопил большие долги. Но мы нашли для него ряд интересных заказов от предприятий автопрома - датчики, приборы. То есть мы стараемся заинтересовать разные отрасли, чтобы они между собой кооперировались.

Очень большой эффект дают выставки на Казанской ярмарке по химии-нефтехимии, по дорожно-строительной, автомобильной тематике.

Это не просто показ продукции, там еще идут заседания, круглые столы, встречи топ-менеджмента предприятий.

Я думаю, что аутсорсинг – это одно из направлений, которое даст определенный эффект для загрузки малого и среднего бизнеса. А крупные предприятия благодаря ему могут снизить себестоимость выпускаемей продукции. Ведь у малого и среднего бизнеса разные уровни налогообложения, небольшие предприятия зачастую могут сделать продукцию дешевле. При этом они сегодня заинтересованы сделать качественно, в срок. Поэтому сегодня надо не стесняться крупным предприятиям идти в этом направлении, отдавать на аутсорсинг непрофильные направления бизнеса: логистику, автотранспортные предприятия и т.д. Это намного выгоднее, чем отапливать и содержать недозагруженные мощности.

БИЗНЕС Online