СТРАННОСТИ В ОТНОШЕНИЯХ ВЛАДИМИРА ПУТИНА И СЕРГЕЯ КОГОГИНА ПРОДОЛЖАЮТСЯ

Премьер РФ Владимир Путин вчера на партийной конференции Единой России дал четко понять лобби производителей грузовиков, что программа утилизации устаревшего коммерческого автопарка требует введения запрета на эксплуатацию автомобилей определенного года выпуска, а это непростое решение. В своей традиционной манере раскритиковал Путин грузовики «КАМАЗ», призвав гендиректора камского автозавода Сергея Когогина делать машины для людей.  

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЛОГИСТИКИ

Вчера на межрегиональной партийной конференции, проходившей в Нижнем Новгороде с участием премьера РФ Владимира Путина, одним из главных выступающих был гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин. Он пояснил, что представляет здесь интересы предприятий автопрома, и вкратце обрисовал ситуацию в отрасли.

«Традиционно автопроизводство в Поволжье располагается вокруг треугольника Нижний Новгород – Набережные Челны – Тольятти. Вокруг них концентрируются несколько сот предприятий-смежников. Можно говорить, что сегодня в регионе сформировался кластер», - начал доклад Когогин, не устояв перед соблазном ввернуть модное для Татарстана словцо («кластер») из гарвардского учебника Майкла Портера.  

Рассказывая о плюсах и минусах сложившегося кластера, руководитель КАМАЗа говорил об отлаженной логистике и одновременно о зависимости от развитости инфраструктуры. «Конвейер работает с запасом деталей на два часа, и любое нарушение логистики может быть катастрофичным для производителя», - пояснил он.

ВСЕ НОВОЕ – ПОСЛЕ УНИВЕРСИАДЫ

Стратегия КАМАЗа, по словам его руководителя, сегодня включает увеличение масштаба бизнеса, подразумевающего выход на рынок других стран и повышение конкурентоспособности,   устранение технологического отставания.

Похвастался Когогин и открытием корпоративного университета (втуза), который работает совместно с КГТУ им. Туполева (КАИ). Также в планах КАМАЗа к 2014 году начать выпуск новой качественной продукции, создав новую компонентную базу.

Поблагодарив Путина за беспрецедентную господдержку, которая обеспечила в дальнейшим 30-40% роста, Когогин заявил, что к 2020 году предприятие намерено инвестировать 119 млрд. рублей: «Половину этой суммы сгенерируем сами, а половина – это средства партнеров-инвесторов».

УТИЛЬ И АКЦИЗЫ КАК СРЕДСТВО ДЛЯ ШЕВЕЛЕНИЯ

Когогин, известный, как опытный и успешный лоббист своего предприятия, и в этот раз не преминул воспользоваться возможностью получить новые преференции. Он предложил простимулировать обновление парка коммерческих автомобилей через программу утилизации.

«Сегодня в РФ полтора миллиона грузовиков, из них 700 тысяч – старше 15 лет. Подавляющая часть этого автопарка – «КАМАЗы». Так, всего в России есть 723 тысяч «КАМАЗов», около 200 тысяч – за рубежом. Из российских «КАМАЗов» 469 тысяч - старше 15 лет и 120 тысяч – старше 25 лет», - отчеканил Когогин, а затем перечислил все плюсы, которые принесет программа утилизации грузовиков – разгрузка дорог, безопасность, экология, скорость доставки и экономия топлива.

По словам топ-менеджера КАМАЗа, потребитель должен понимать, что он выигрывает в случае обновления коммерческого автопарка. Скачок в новый сегмент стоимостью дополнительно 120-130 тысяч рублей следует чем-то оправдать – например, экономическими льготами или акцизами на дизтопливо. «С помощью акцизов мы сможем расшевелить. Сейчас новые «КАМАЗы» расходуют 15-20 литров дизтоплива на 100 километров, в то время как расход у старых машин 36 – 40 литров на 100 километров», - резюмировал Когогин    

КУКУШКИ И ПЕТУХИ КАК ПРЕЛЮДИЯ

Путин внимательно выслушал почти получасовую речь Когогина. Что примечательно, в этот раз премьер вспомнил фамилию гендиректора КАМАЗа (однажды, было дело, забыл), но, похоже, все-таки так ее и не выучил, прочитав по листочку.

«Если кто не понял, кто это выступил, то это Когогин Сергей Анатольевич, директор…. Вы же гендиректор КАМАЗа?», - спросил Путин. (Это был очень странный момент, в конце концов, автомобильных заводов у нас в стране по большему счету осталось пара-тройка, и все они фактически под контролем Ростехнологий - опорной структуры Путина… Интересно, с чем связана именно такая «забывчивость» Путина по отношению к Когогину?).

Камера показывала лицо улыбающегося Когогина, который, похоже, отвлекся, поскольку смотрел на экран со слайдами. Директор КАМАЗа очнулся лишь тогда, когда премьер повторил вопрос.

«Несколько лет назад мы попытались Сергея Анатольевича перевести на другое крупное предприятие (имеется в виду АвтоВАЗ – ред.), но тогда Минтимер Шарипович воспротивился, заявляя, что тот является эффективным менеджером. Что ж, менеджмент КАМАЗа много сделал. Примите ответную шайбу, - сказал Путин и тут же вспомнил пословицу про кукушку и петуха, которые источают похвалы в адрес друг другу. Но комплименты премьера оказались прологом к другой русской поговорке – про то, как мягко стелют, но жестко спать.

КАК ПУТИН НЕ СМОГ ПРОДВИНУТЬ МУЖИКАМ КАМАЗ

Путин продолжил: «Недавно я инспектировал трассу Чита - Хабаровск и всеми силами пытался продвигать вашу машину. Не могу сказать, что с большим успехом. Во время поездки я познакомился с дальнобойщиками. Они завели меня в машину, не посадили, а завели – я встал в полный рост. В этом американском тягаче есть двуспальное место, холодильник. Это машина для людей. Понятно, что в США сильные профсоюзы, да и покупатели другое брать не будут. Как идет ваша разработка новой кабины? Дальнобойщики сказали, что у КАМАЗа с двигателем есть вопросы».

Когогин внешне не растерялся и ответил премьеру в том духе, что в США создана дорожная сеть с колеей более 20 метров, да и дороги позволяют формировать автопоезда длиной более 20 метров.

- У нас европейский стандарт. Он будет соответствовать всем европейским стандартам, - сказал Когогин.

«Дело не в стандартах, а в том, что ожидает потребитель. Я обещал мужикам передать их замечания. И делаю это публично», - резюмировал в своей традиционной манере Путин.

Далее премьер подробно остановился на программе утилизации коммерческих автомобилей. «При утилизации легковых авто мы имеем дело с физлицами, а коммерческие авто – у юрлиц, фирм, использующих автомобили в коммерческих целях. Создать условия, чтобы начали избавляться от старой техники, означает запрет эксплуатации автомобиля кого-то года. Это чувствительный вопрос. Прежде, чем поставить подпись под таким постановлением, нужно тысячу раз подумать. Хорошо подумать... Но, надо сказать, что мы помогли максимально производителям грузовой техники, предоставив госзаказ по линии минобороны, МЧС и т.д.», - напомнил Путин лоббистам отрасли масштаб помощи властей им в кризис.

Но все это говорилось так, что почему-то не было сомнений, что и в этот раз автопроизводители будут услышаны Москвой.   

Арслан Минвалеев