ТАТАРСТАН МОЖЕТ ПОДДАТЬСЯ УГОВОРАМ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ?

Сенсационное заявление сделал один из влиятельных представителей татарстанской элиты Фатих Сибагатуллин. Экс-глава Нурлатского района, а ныне депутат Госдумы России заявил, что руководитель Татарстана Рустам Минниханов готов отказаться от наименования должности «президент» – в случае сохранения за ним всех властных полномочий. Казанский кремль заявление народного избранника не комментирует. Напомним, что ранее Татарстан был одним из немногих российских регионов, который выступил против «терминологической инициативы» Рамзана Кадырова.

 ОТСТУПНЫЕ ЗА ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКУЮ РЕФОРМУ

Еще 12 августа руководитель Чечни Рамзан Кадыров выступил с неожиданной инициативой, предложив завершить «парад региональных президентов» и оставить название «президент» только для первого лица страны. «Терминологическую инициативу», высказанную явно не без содействия московского Кремля, тут же, как водится, охотно подхватили и поддержали многие федеральные и региональные политики. Против выступили только Татарстан и новый президент Башкортостана.

Но вот теперь, похоже, начался заход с другой стороны – изнутри. Власти Татарстана подталкиваются к тому, чтобы они присоединились к общему хору глав национальных республик. Во всяком случае это следует из заявления татарстанского депутата Госдумы России Фатиха Сибагатуллина, которое носит явно сенсационный характер. Сибагатуллин в интервью некогда влиятельной газете «Наша Версия» (основана известным журналистов Артемом Боровиком) заявил – приводим полную цитату:

«Впрочем, можно быть уверенным, что центру удастся «убедить» и татарстанское руководство в важности терминологической реформы. Депутат Госдумы от «Единой России» Фатих Сибагатуллин отметил, что президент республики Рустам Минниханов готов согласиться на переименование своей должности при условии сохранения полномочий. Ведь время его предшественника Минтимера Шаймиева, решительно отстаивавшего символы суверенитета республики, осталось в прошлом».

Что интересно, Фатих Сибагатуллин относится к тем представителям татарстанской номенклатуры, которые всегда были близки к казанскому Кремлю, и которым многое прощалось. Так, он на протяжении шести лет возглавлял министерство сельского хозяйства РТ. Затем, после громкого скандала в 1996 году, был отправлен главой в Нурлатский район. В 2007 году стал депутатом Госдумы РФ. Кстати, согласно последнему рейтингу Slon.ru, Сибагатуллин является одним из крупнейших землевладельцев среди госдумевцев.

Не исключено, что высказывание о готовности Рустама Минниханова отказаться от президентства из уст Сибагатуллина можно рассматривать как пробный шар, чтобы сесть за стол переговоров.

 ИХ БЫЛО 13

В России до последнего времени президентский статус имели лидеры Бурятии, Башкортостана, Марий Эл, Татарстана, Удмуртии, Чувашии, Якутии, Адыгеи, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ингушетии и Чечни. Напомним, что инициативу Кадырова поддержала целая плеяда северокавказских республик – Ингушетия, Дагестан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, а также Марий Эл...

Некое ощущение двойственности оставила позиция нового главы Башкортостана Рустэма Хамитова. Сначала он, ссылаясь на свой небольшой политический опыт, просил время на раздумье, затем кивал на администрацию президента РФ, – которая при его назначении не имела ничего против наименования «президент». 

«КАК ЭТО МОЖНО БУДЕТ ОБЪЯСНИТЬ НАСЕЛЕНИЮ»

Единственным из всех регионов, кто четко и однозначно выступил против предложения главы Чечни, оказался Татарстан. Причем официальную позицию озвучил пресс-секретарь казанского кремля Андрей Кузьмин. Он в интервью «Интерфаксу» заявил, что в Татарстане есть Конституция, и в ней все написано: «А именно, что высшим должностным лицом республики является президент. Никаких инициатив по внесению изменений в основной закон республики, связанных с наименованием руководителя региона, а именно президента, в Татарстане нет».

Не менее жестко о «кадыровской» инициативе высказался первый президент РТ, госсоветник Минтимер Шаймиев, который заявил, что парламент Татарстана, скорее всего, не примет поправки в Конституцию РТ. «Если и появятся подобные предложения, то Госсовет Татарстана, скорее всего, не пойдет на изменение Основного закона республики,— заявил Шаймиев.— Как это можно будет объяснить населению, когда не прошло и полугода, как наш новый президент Рустам Минниханов принародно принес клятву верности Конституции, положив на нее руку…».

МЕДВЕДЕВ: «Я НЕ БУДУ ВОЗРАЖАТЬ»

Но, похоже, в последнее время давление на власти Татарстана усиливается. Решающую роль, видимо, сыграло подключение к дискуссии российского президента. В интервью телеканалу «Россия 24» Дмитрий Медведев заявил, что «нужно посмотреть на эту инициативу (об отказе от названия «президент» для глав регионов РФ – ред.), если сами субъекты к этому готовы, я возражать не буду… Вообще-то, названия должностей могут быть разными. Но, с другой стороны, эти названия не должны вносить сумятицу, создавать недоразумения… Это сами регионы должны решить… Поэтому, если наши коллеги-губернаторы, президенты с такими инициативами будут выходить, этот вопрос может быть рассмотрен. Может быть, законодательство можно поменять… Но инициатива должна принадлежать самим руководителям субъектов Федерации и законодательным органам… У нас все-таки Федерация, и каждый субъект имеет свою специфику. Но, с другой стороны, должны быть и некие унифицированные начала…».

Кстати, на сегодняшний день от наименования «президент» уже отказались руководители двух кавказских республик – глава Чечни Рамзан Кадыров и Ингушетии Юнус-бек Евкуров, которые через местные парламенты инициировали внесение необходимых поправок в республиканское законодательство.

Арслан Минвалеев 

 

На момент выхода материала получить официальный комментарий пресс-службы Казанского кремля «БИЗНЕС Online» не удалось.