ПУБЛИЧНАЯ ЛЕКЦИЯ ШРИ ШРИ РАВИ ШАНКАРА В БАСКЕТ-ХОЛЛЕ: ЧТО ЭТО БЫЛО? ЧАСТЬ 1-я

"Секрет секретов" – так громко и загадочно называлась публичная лекция индийского гуру Шри Шри Рави Шанкара, которая прошла вечером в минувшую пятницу в Баскет-холле. Она вовсю рекламировалась в Казани, как кульминация недели йоги "На одном дыхании…" Поскольку газета «БИЗНЕС Online» не вписалась в ряды тех, кто был очарован мощной рекламой и посмела высказать свою точку зрения на гуру, редакцию атаковали телефонными звонками возмущенные соратники йога. Поэтому газета отправила на лекцию не только своего корреспондента, ставшего для последователей гуру персоной нон-грата, но и попросила написать репортаж про "Секрет секретов" своего эксперта – кандидата философских наук Владимира Марченко. Публикуем оба материала.

ПОЦЕЛОВАЛА ПОЛ У НОГ ГУРУ

Девушки были очаровательны. Фотомодельного вида, с ногами от ушей, в коротком и обтягивающем. Они стояли у входа и болтали. Их функция так и осталась для меня невыясненной: в ходе последующего действа они нигде не засветились. Может быть, они пришли сами по себе, просто так, для увеличения количества красоты в Баскет-холле.

Таких девушек меньше всего можно было ожидать на лекции индийского йога. Я рассчитывал увидеть слегка сумасшедших, с горящим взором, в какой-нибудь безумной одежде, прижимающих к груди портреты гуру, с красными точками между бровей на месте третьего глаза — аджна-чакры. Но таких я не увидел, как ни всматривался. Может быть, они где-то и наличествовали, но от моего взора ускользнули. Впрочем, во время церемонии поднесения подарков заезжей знаменитости одна из женщин преклонила колена и поцеловала пол у его ног. Но выглядела она вполне обычно.

Публика в целом оказалась самой обыкновенной. Помимо вполне современных молодых людей и девушек на свидание к гуру явились и люди среднего возраста, ничем не выделяющиеся в толпе, а также пожилые и даже весьма пожилые люди. Самыми сумасшедшими были матери с маленькими детьми — один был совсем младенец, месяцев двух от роду; он попеременно пребывал на руках у матери и бабушки. Может быть, нахождение в одном зале с гуру должно было сделать его счастливым на всю жизнь или помочь излечиться от болезни. Впрочем, близко к гуру их не подносили.

Зал был не совсем полон: внизу, на площадке, и на трибунах свободных мест не было, но примерно треть яруса пустовала.

Обстановка была в точности такой, какая бывает перед концертом эстрадной звезды: множество звуковой и световой аппаратуры, толпы техников, звуко- и светорежиссёров, осветителей, охранников и разнообразных загадочных персонажей с бейджиками, шатающихся по залу с неведомыми целями. Два ярких видеоэкрана: в глубине — большой, на котором вертелись какие-то абстрактные фигуры, прямо перед ним — маленький, на котором показывали видео и самого гуру. Камерный оркестр на сцене. Плюс триста баянистов, приготовившихся побить какой-то рекорд для книги Гиннесса и сидевших на трибунах по сторонам сцены. Никакой йогой здесь и близко не пахло: йога требует тишины и сосредоточенности. Важнейшим требованием к йогину всегда было соблюдение тайны места и времени занятий. Не только потому, что погрузиться в высшее состояние йоги — самадхи — может при посторонних только великий йог, но и потому, что человек в самадхи абсолютно беспомощен, потому что внешне ничем не отличается от трупа. "Йога — это быть мёртвым, оставаясь живым", как определяют йогу адепты натхов, одного из бесчисленных ответвлений йоги.

В такой обстановке от "международного гуманитарного лидера" можно было ожидать чего угодно, кроме йоги, хотя акция проходила в рамках так называемой Всемирной недели йоги — что само по себе не плохо, потому что вроде как приобщает людей к здоровым духовным и физическим ценностям.

Йоги и не было. Была какая-то музыка, по громкости вполне пригодная для рок-концерта (децибел сто, пожалуй, набралось), под которую на сцену вышла группа танцоров в белых одеждах, с чем-то вроде больших марлевых ситечек в руках, которые изображали то крылья у танцовщиц, то, видимо, облака, то нечто совсем непонятное, а в конце были подняты вверх и так и остались висеть где-то над сценой. Национальную и культурную принадлежность танца определить было затруднительно: логично было ожидать имитации поз хатха-йоги, которые у простого человека с йогой и ассоциируются, но ничего такого не случилось.

СВЯТЕЕ ВСЕХ СВЯТЫХ?

Наконец, объявленный ведущими с большой помпой, почти в истерическом крике, появился сам Шри Шри Рави Шанкар — невысокий человек с классической внешностью йога: свободные белые одежды, длинные волосы (впрочем, когда он повернулся спиной к залу, над затылком обнаружилась круглая лысина) и большая борода.

Несмотря на могучую рекламу, из которой следует, что Шри Шри и так далее является выдающимся духовным лидером современности, я узнал о его существовании, только увидев его имя на билбордах. Имя его меня смутило: "шри" в приложении к имени означает "святой", "великий", "знаменитый", в переносном смысле — просто учитель.

Понятно, когда мы пишем, скажем, "святой Бернард". Но что бы могло означать "святой святой Бернард?" Святее всех святых? Дважды святой Царствия Небесного? Учитель учителей? Это уже язык Кузи из "Универа": "Потеря потерь!"

Сочетание Рави Шанкар (которое, по официальной биографии, дано Шри Шри при рождении) тоже вызывает большие сомнения: подлинный Рави Шанкар (ему уже 90 лет) — знаменитейший индийский музыкант и композитор, популяризатор индийской музыки и индийской культуры на Западе, друг Джорджа Харрисона и Иегуди Менухина, с которым он не раз вместе гастролировал, и даже участник эпохального фестиваля в Вудстоке. Именоваться Рави Шанкаром и гонять по миру с лекциями — это всё равно как зваться Александр Пушкин и ездить по провинции, читая собственные плохонькие стихи.

А МЫ-ТО, СИРЫЕ, ДУМАЛИ…

Лекция "международного гуманитарного лидера" свелась к тезису кота Леопольда: "Давайте жить дружно!" Был также симпатичный психотерапевтический момент, который в йоге именуется йога-нидрой, а в психотерапии — словесным внушением. Йога-нидра, кстати, создана совсем недавно — в середине прошлого века Свами Сатьянандой Сарасвати, лишь в прошлом году ушедшем в махасамадхи, и наверняка не без влияния техник аутогенной тренировки Шульца, которые сами суть не что иное, как адаптированные к европейской ментальности йогические техники. Такой взаимообмен всегда полезен для обеих сторон. 10-минутное расслабление было громко названо "медитацией", хотя от настоящих изменённых состояний сознания отстоит так же далеко, как фитнес-йога — от настоящей йоги.

Под конец лекции гуру открыл аудитории три великих секрета правильной семейной жизни (всё шоу называлось "Секрет секретов" — ребята точно насмотрелись "Универа"): оказывается, жена никогда не должна, как выразился индийский учитель, наступать на ум мужа; муж, в свою очередь, никогда не должен наступать на эмоции жены; ну и, само собой, они никогда не должны сомневаться в любви к друг дружке.

А мы-то, сирые, думали…

После лекции было поднесение подарков гуру его адептами, упомянутое уже целование пола у его ног, а также одевание Святого Святых в национальную татарскую одежду — халат с поясом и тюбетейку, после чего издалека он сделался совершенно неотличим от настоящего татарина.

К счастью, Шри Шри не занимался исцелением, не совершал загадочных пассов и вообще не строил из себя гуру — что уже само по себе характеризует его с хорошей стороны. В отличие от Кашпировского и прочих подобных.

В целом — уровень среднего психотерапевта. Не больше. Но и не меньше.

Затем было побитие рекорда книги Гиннесса 300-ми баянистами с участием местных эстрадных звёзд и всеобщее торжество. В общем, нормальное развлекательное шоу.

Но ввиду присутствия индийского гуру с подозрительным именем остался вопрос: так что ж это было?

ВЫ — ЛЮДИ. ПОДТВЕРЖДАЮ

Я нарочно выпустил из рассказа ключевой момент всего действа: выйдя на сцену, ещё перед лекцией, "международный гуманитарный лидер" вручил представителю мэрии некий знак, символизирующий, что Казань — это город общечеловеческих ценностей.

То, что Казань — это образец толерантности, дружелюбия, гостеприимства, взаимодействия и даже дружбы различных религий, народов, культур, — мы и так знаем. Для этого не надо выписывать из-за границы индусов с громкими именами. Мы и сами могли бы кому хошь такие знаки вручать: учредить и вручать. Имеем полное право. (Хорошая, кстати, идея, — дарю мэрским пиарщикам).

Но на нас давит комплекс неполноценности. Мы всё ещё провинциалы. Нам мало того, что у нас есть Кремль, Кул Шариф, Булгар, Свияжск, Благовещенский собор, Казанская икона Божьей матери и много чего другого, включая всем известное торжество общечеловеческих ценностей. Нам обязательно надо, чтобы приехал хоть какой-нибудь захудалый учитель оттуда и сказал бы: "Да, ребята, общечеловеческие ценности у вас есть. Вы — люди. Подтверждаю". И чтобы непременно круглая печать была на сертификате и знак, который можно на стол поставить и гостям демонстрировать. А то ведь подумают, что у нас на улицах каждый день мусульмане с христианами и иудеями воюют. А со знаком и печатью — уже ясно, что нет.

Нормальная такая PR-акция получилась. Не шедевр, конечно, но на "четвёрку" тянет. Уровень нормального пиарщика, точно так же, как уровень Шри Шри и так далее — уровень нормального психотерапевта.

СПЛОШНОЙ PR, СПЛОШНОЙ PR

Итак, весь Святой Святых и так далее — это сплошной PR. Начиная с несколько безумного имени. Выстроенный, грамотный, отлаженный, накатанный PR. Рука грамотных политтехнологов за версту видна.

Вот, например, "международных наград" гуру насчитывается более 30-ти. Среди них есть и Орден полярной звезды — высшая награда Монголии, и некая "Гуманитарная награда" от города Брэмптон в Канаде, и загадочная индийская (без дальнейших уточнений) награда "Архитектор мира во всём мире". Только ордена Ленина не хватает…

Биография — тоже выдающаяся (по крайней мере, так ее нам преподносят): в возрасте 6 лет начинает учиться у Сударака Чатурведи, соратника Махатмы Ганди. В 17 лет получает учёную степень (не сказано, впрочем, какую именно). Начиная с 20 лет читает лекции по всему миру. В 26 лет основывает в Бангалоре некоммерческую общественную гуманитарную организацию "Искусство жизни" ("Art of Living Foundation"). В 30 лет получает от президента Индии награду и высшее звание йога в Индии — "Йога Широмани" ("Величайшая Драгоценность Йоги")… Ну и так далее.

Возможно такое?

Начать учиться йоге с детства — это да. Для индуса нормально. Тот же Сатьянанда Сарасвати в возрасте 6 лет уже испытал сверхчувственный опыт — что, кстати, и подвигло его заняться йогой, чтобы понять, что же с ним такое происходит. И учился он йоге до 31-летнего возраста, из которых 19 лет провёл в ашраме своего учителя Свами Шивананды. Затем он в качестве аскета отправился странствовать по Индии, Афганистану, Бирме, Непалу, Цейлону, учась у знаменитых йогов, проповедников и святых, и странствовал так 8 лет. И лишь после этого, в возрасте около 40 лет, в 1963 году, он полностью осознал свою миссию и создал Международное Содружество Йоги и Бихарскую школу йоги.

Другой знаменитый индийский учитель и проповедник 20-го века, Джидду Кришнамурти, оказавший немалое влияние на духовную жизнь Европы и США, стал выступать с лекциями самостоятельно, без присмотра Теософского общества, примерно лишь в возрасте Христа, через несколько лет после того, как впервые обрёл духовный опыт.

НО В 20 С НЕБОЛЬШИМ ЛЕТ?!

Традиция странствующих проповедников — не только индийская. Таких и в Европе, и на Востоке хватало. Но только в Индии эта традиция приобрела законченные формы, что, в частности, объясняется чисто технологической природой йоги — это не религия, а именно технология достижения цели — слияния с Мировым духом. Фактически йога — это концентрированные, очищенные от религиозных признаков техники любых религий, направленные на достижение изменённых состояний сознания, которые везде называются по-разному, но всегда имеют одну суть. Поэтому православный монах, проповедующий в Индии, выглядел бы несколько дико, а вот йог, преподающий хоть в России, хоть в США, — абсолютно органичен.

Глядя на Шри Шри и так далее, видишь, насколько деградировало искусство индийских странствующих проповедников, насколько оно стало жертвой пиара и чьих-то политических задач. Лекция расхваленного индийского гуру по сути ничем, не считая 10 минут йога-нидры, не отличалась от проповеди протестантского пастора, которых мы насмотрелись в своё время по российскому телевидению. Свами Сатьянанда и Парамаханса Йогананда учили настоящей йоге — им было чему учить, потому что оба были настоящими йогинами и ушли из этого мира, достигнув махасамадхи. У меня нет сведений насчёт Сатьянанды, но Парамаханса Йогананда, достигнув махасамадхи в 1952 году в Лос-Анджелесе, как и полагается святому, обрёл нетленное тело, что и было зафиксировано документально. Джидду Кришнамурти был крупным мыслителем, настоящим философом. Его стихией был публичный диспут. Его идеи оказали заметное влияние на развитие физики, у него было много друзей среди учёных.

ОТКУДА СРЕДСТВА-ТО?

Наш гость — это совсем другое. Это не йогин и не мыслитель. Это, скорее, благотворитель, пункт сбора гуманитарной помощи. Что, однако, неплохо. Если верить рассказанному его адептами, его организации делают много благих дел: например, помогают жертвам стихийных бедствий и терактов, причём помогают вполне действенно: строят дома, снабжают пострадавших водой, продовольствием, одеждой, проводят с ними психотерапевтическую работу, восстанавливая психику после тяжёлых травм. В принципе, это тоже йога — в восьмичленной схеме Патанджали первая часть, "йама" — правильное обращение с внешним миром, включающая, в частности, сострадание и милосердие. Но в этом пункте у йоги нет ничего отличного от любой другой религии, которая провозглашает любовь к ближнему, ненасилие и т.п. Всё это, между прочим, стоит немалых денег, даже при условии, что волонтёры ничего не получают: дома, одежда, еда, транспорт стоят больших денег. Таких на лекциях не заработаешь. Откуда средства-то?

Похоже, что их даёт The World Bank Group (на сайте гуру даже их баннер есть) — мощнейшая структура глобального характера, включающая Международный банк реконструкции и развития, Международную ассоциацию развития, Международную финансовую корпорацию, Многостороннее агентство по инвестиционным гарантиям и Международный центр по урегулированию инвестиционных споров. Одна из ключевых мировых финансовых организаций.

Вот эта структура легко могла организовать лекции 20-летнего проповедника по всему миру, создав ему образ великого йога и учителя, устроить так, что индийский Forbes признал его одним из самых влиятельных людей Индии, профинансировать все организации гуру и их благие деяния, войти в Нобелевский комитет с предложением дать Шри Шри Нобелевскую премию мира (уже два раза пытались; пока Нобелевский комитет устоял, но против The World Bank Group разве устоишь? — дадут когда-нибудь, тем более что индус действительно благими делами занимается; что и говорить — достоин) и вообще создать вокруг этого приятного человека, так соответствующего классическому образу йогина, мощную бизнес-структуру, в которой сам Учитель Учителей — лишь фронтмен, может быть, даже приглашённый солист. Сам гуру тут вообще может быть не при чём. Я даже готов поверить, что он настоящий йог — в Индии это возможно, хотя его фигура настолько пиаровского происхождения, что поверить нелегко. Настоящий йог самопиаром не занимается — ему некогда.

И ХОРОШО СЛЫШНО ЧАВКАНЬЕ ПАУКОВ

Банк, тем более глобальная финансовая структура, денег на ветер бросать не будет. На каждый вложенный доллар она потребует энного количества долларов прибыли. Эта прибыль не обязательно сразу выражена в долларах: сначала кормим и поим, строим дома, школы простые и школы йоги, в которых учебные программы тоже, конечно, не с потолка взяты; помогаем правительствам, воспитываем народ, — и вот после этого доход можно будет считать и в долларах, потому что местная экономика перейдёт в нужные руки. Собственно, всё это происходит, вернее, уже произошло на наших глазах.

Похоже, Шри Шри Рави Шанкар — лишь маленький винтик этой огромной системы, который не обязательно знает, на кого он в действительности работает. Ему просто нравится помогать людям, и он рад, что ему дают на это деньги. Он счастлив, что кто-то финансирует его школы йоги, в которых он сам составляет учебные программы, успешно отстраняя конкурентов (а в коммерческой йоге их более чем достаточно). Он радуется, что молодёжь с радостью ходит на "супердинамичный тренинг Yes!+" Он ужасно доволен, что его одели в халат и тюбетейку, подарили тёплые носки и угостили чак-чаком. Он чувствует себя божеством, вручая аборигенам свидетельство о том, что они тоже люди и преданы общечеловеческим ценностям. У него всё хорошо. Он счастлив и самодостаточен.

А всё остальное — глобализация, прибирание к рукам мировой экономики, тотальные фальсификации, вроде "озоновой дыры" или "глобального потепления", всегда имеющие выход в виде прямой выгоды организаций типа The World Bank Group, — оно за кадром. И, может быть, только в самадхи можно увидеть (насколько это слово вообще применимо к такому состоянию) всю эту финансовую паутину, опутавшую мир, и самих пауков, с хорошо слышным чавканьем высасывающих соки из глупых мух, попавших в их смертельные сети.

Владимир Марченко,
кандидат философских наук