РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В СОСЕДНЕЙ РЕСПУБЛИКЕ, ПОХОЖЕ, ТОЛЬКО НАЧИНАЮТ НАБИРАТЬ СВОИ ОБОРОТЫ

Назревает сенсация федерального масштаба, связанная с Башкортостаном: Счетная палата России собирается провести там комплексную проверку и особенно законности приватизации башкирского ТЭКа в 2003 году. Заговорили о том, что по ее итогам в республиканский и федеральный бюджеты возвратятся $2,5 млрд., осевшие в семейных компаниях Урала Рахимова - сына экс-президента республики.

КТО, ЧТО, ЗА СКОЛЬКО КУПИЛ И КУДА УВЕЛ СОБСТВЕННОСТЬ

Председатель Счетной палаты Сергей Степашин, который прилетел в вчера Уфу на совещание по вопросам эффективности использования бюджетных средств, неожиданно заявил, что палата планирует расследовать приватизацию БашТЭКа. Он высказался весьма недипломатично: "На протяжении длительного времени прежнее руководство Башкирии допускало существенное отступление от федерального законодательства и многочисленные финансовые нарушения".

Степашин напомнил, что проверки СП "ранее показывали серьезные занижения налогооблагаемой базы Башнефти и нефтехимического комплекса, что привело к факту утраты контроля над главной в республике государственной нефтяной компанией". И специально уточнил: речь идет о приватизации башкирского ТЭКа в 2003 году: "Увы, Башкирия реально потеряла свою собственность. И вы знаете, кто, как и за сколько продавал. Счетная палата будет проводить диагностирование того, кто, что, за сколько купил и куда увел собственность".

Указ, который разрешил продажу активов башкирского ТЭКа, Муртаза Рахимов издал в 2002 году. К тому времени башкирской топливной компании (БТК) были переданы 93,4% акций госхолдинга Башнефтехима.

"СИСТЕМА" УЖЕ ЗАЯВИЛА, ЧТО КОРПОРАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ
ДОБРОСОВЕСТНЫМ ПРИОБРЕТАТЕЛЕМ АКТИВОВ

Счетная палата семь лет тому назад уже проводила аудит приватизации. Бывший тогда аудитором Владислав Игнатов назвал продажу активов "беспрецедентным случаем хищения активов из федеральной собственности". По итогам проверки было даже возбуждено уголовное дело, но недавно его закрыли – за истечением срока давности.

Новая проверка Башкортостана должна начаться уже в ноябре нынешнего года. Возможно, она продлится до февраля 2011-го. В республику отправятся сразу несколько аудиторов. Их проверка коснется конца 2009-го, 2010 года и, если понадобится, более раннего периода. Что интересно, комплексная проверка эффективности использования бюджетных средств и законности приватизации в Башкирии была включена в план работы СП на коллегии 30 августа – то есть уже после отставки Рахимова.

Сегодня предприятия башкирского ТЭКа контролирует АФК "Система" Владимира Евтушенкова. Представитель этой компании заявил Интерфаксу, что корпорация является добросовестным приобретателем активов – сделка по приобретению контрольных пакетов акций нефтяных предприятий Башкортостана за примерно $2 млрд. была завершена в начале апреля 2009 года.

ЕСТЬ ВОПРОС ― ЦЕНА ВОПРОСА

Возможные последствия предстоящей проверки в республике оценивают по-разному. Лидер объединенной оппозиции РБ Рамиль Бигнов считает, из заявления Степашина можно сделать вывод о двух вариантах развития событий: возможен или возврат активов в республиканскую собственность путем установления незаконности приватизации, или возврат в бюджет тех денег, которые были уплачены АФК "Система" фондам, подконтрольным Уралу Рахимову. Бигнов говорит:

- Будет поставлен вопрос о возврате бюджету структурами Урала Рахимова двух с половиной миллиардов долларов, которые они получили за акции "Башнефти", трех уфимских НПЗ и "Башкирнефтепродукта". Хотя, возможно, речь пойдет о возврате денег компании АФК "Система", которая должна будет вернуть предприятия ТЭКа в собственность Башкирии.

Впрочем, Степашин вчера заявил, что "никаких переделов собственности не будет", реприватизации не произойдет, но "есть вопрос ― цена вопроса". Поэтому некоторые эксперты уверены, что те $2,5 млрд., которые осели в четырех так называемых благотворительных фондах, позже переформированных в четыре ООО, могут быть возвращены в федеральный и республиканский бюджет (50 на 50). Такой вариант развития событий станет ударом по благополучию семьи Рахимовых, тем более что маячит и возбуждение нового уголовного дела. Последнее, по видимому, как угроза…

НА УРОВНЕ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ

Эксперты высказывают разные мнение о возможных причинах комплексной проверки Башкортостана.

Первое, наиболее реальное, – что решение принималось на уровне президента России.

Второе – проверку можно объяснить личным конфликтом президента Башкортостана Рустэма Хамитова и владельца Системы Евтушенкова. Хамитов давно невзлюбил Евтушенкова за то, что тот активно лоббировал кандидатуру экс-премьера РБ Раиля Сарбаева на пост главы республики. Чиновник, близкий к республиканскому правительству, уверяет: Хамитов против того, чтобы Система расширялась в Башкирии, так как это может стать плацдармом для возвращения Сарбаева, а проверка может сказаться и на Системе, это запугивание Евтушенкова. Источник также сообщил, что три недели назад Хамитов и Евтушенков встречались, причем оба остались встречей не очень довольны. Впрочем, в окружении Хамитова говорят, что эти двое ни разу не встречались друг с другом, так как "не было велено" сверху, а главным переговорщиком выступает президент Системы Леонид Меламед, который прилетал в РБ 7 сентября и встречался с президентом.

Бигнов высказывает еще одну вероятную причину проверки Счетной палаты: банальная необходимость наполнять республиканский бюджет: "Республика оказалась в ситуации, когда бюджет абсолютно голый: ранее его на 60 процентов формировал ТЭК плюс формировались внебюджетные фонды, сопоставимые с бюджетом. При этом надо понимать, что Рахимов всегда имел возможность просить предприятия раскошелиться на социальные нужды в случае необходимости, а у Хамитова этих рычагов нет".

Вице-президент центра политтехнологий Георгий Чижов также считает, что кампания по проверке Счетной палатой приватизации башкирского ТЭКа согласована с нынешним президентом Хамитовым: "Ему надо окончательно расправиться с командой Рахимова, но без неприятных для себя последствий… Степашин подводит базу для дальнейшей кадровой чистки – там можно найти кучу нарушений, чтобы убрать людей Рахимова тихо и без их возражений".

Елена Чернобровкина (По материалам www.gazeta.ru,
газеты "Коммерсантъ")

 

Рафаэль Хакимов – директор института истории АН РТ:

- Я считаю, что природные ресурсы – это, прежде всего, народное достояние. Нефть, газ должны принадлежать народу, и государство должно отдавать себе в этом отчет. Тем более в России, где основной бюджет складывается на продаже сырья. Я не экономист и от бизнеса далек, поэтому не могу сказать, удастся ли возвратить 2,5 миллиарда долларов, если признают незаконность приватизации башкирского ТЭК. В этом отношении в Татарстане следят за бюджетообразующими предприятиями. Их не так много, всего 10-15. И здесь государственный пакет всегда сохранялся. А если государственного пакета в Башкирской ТЭК не было, то, вероятно, и деньги вряд ли удастся вернуть.

Римзиль Валеев – шеф казанского бюро радио "Азатлык" ("Свобода"), сопредседатель федеральной национально-культурной автономии татар России:

- Во-первых, я очень далек от башкирского ТЭКа. Во-вторых, считаю, что сначала нужно доказать, собственно, незаконность ее приватизации. Если она незаконна, то пусть взыскивают деньги, если законна, то нет. Конечно, если приватизацию признают незаконной, это будет показатель работы Счетной палаты России. И тогда сразу возникнет вопрос: а куда смотрела Москва раньше? В одиночку же такие вещи не делаются! Мне очень любопытно знать, чем это закончится. Тут я полностью доверяю Степашину. Могу добавить только, что новый президент Башкортостана Рустэм Хамитов получил республику в довольно зыбком состоянии.