ИНТЕРНЕТ-КОНФЕРЕНЦИЯ ВЯЧЕСЛАВА ЗУБАРЕВА С ЧИТАТЕЛЯМИ "БИЗНЕС ONLINE". ЧАСТЬ 1-Я

Больше всего в кризис пострадали продажи автомобилей среднего уровня, а спрос на бюджетные машины, напротив, существенно возрос. Как и цены на новые автомобили всех классов, которые увеличились, в среднем, на 25% за два года. Впрочем, до восстановления рынка на уровень 2008 года еще далеко. На эти и другие темы шел разговор читателей с председателем совета директоров компании "ТрансТехСервис" в ходе интернет-конференции «БИЗНЕС Online». Сегодня мы публикуем ее первую часть.

ЧТОБЫ ОТЫГРАТЬ ПАДЕНИЕ 2008-ГО, НАДО РАСТИ
МИНИМУМ НА 100% В ГОД

— Вячеслав Викторович, для начала, хотелось бы поговорить о ситуации на автомобильном рынке. Каким было первое полугодие в Татарстане, России и в вашей компании?

— Автомобильный рынок в целом за эти полгода прошел минимальную точку - пик кризиса - и началось восстановление. Это произошло, пожалуй, в марте. Каждый месяц после этого положительная динамика увеличивалась.

По сравнению с первым полугодием 2009 года общий прирост рынка по России составил 2%. Это не много. Но надо учитывать, что динамика шла по нарастающей. Если в январе-феврале был спад, в марте – среднее между спадом и подъемом, то апрель, май и июнь – это, несомненно, стабильный рост.

Сегодня на автомобильном рынке Татарстана идет заметное оживление: продажи за летние месяцы существенно возросли. Что касается ТТС, то мы начали расти с февраля, и опережаем рынок на 20-30%. Благодаря этому, увеличивается наша доля.

Хотя говорить о восстановлении рынка на уровень 2008 года еще рано. Тогда продажи упали на 50%. Чтобы отыграть падение 2008-го, надо расти минимум на 100% в год. Даже если в этом году будет прирост рынка на 50%, это все равно будет падение на 30% к 2008 году.

— Кризис существенно повлиял на казанский автомобильный рынок. Какие-то игроки ушли, какие-то пришли. Об этом хотелось бы узнать подробнее.

— Любой кризис сопровождается уходом с рынка некоторых игроков. Кроме того, в Татарстане некоторые компании существенно сократили свои доли. У нашей компании, напротив, идет прирост бизнеса.

Что касается других игроков, то я могу судить об их финансовом состоянии только из открытых источников – и, прежде всего, через вашу газету, поскольку вы подробно об этом пишете. Так что это мне надо у вас спросить.

Судя по моим наблюдениям, вместе с нами растет группа РРТ. Об этом говорит тот факт, что они выходят с новыми брэндами, причем достаточно агрессивно. Вспомнить с ходу кого-то еще я не могу, хотя наверняка есть и другие автомобильные компании, которые увеличили свое присутствие на рынке.

— Сколько сейчас автосалонов в Казани и сколько их нужно, по вашему мнению, чтобы рынок был достаточно насыщен?

— Официальных дилерских центров в Казани 50, из них 18 принадлежат ТТС. Нет такой формулы, при помощи которой можно посчитать, сколько их нужно, ведь салон салону рознь. Сейчас дефицита в мощностях по обслуживанию автомобилей нет. Но поскольку количество продаваемых и эксплуатируемых машин будет расти, поэтому и количество автосалонов должно увеличиваться.

— Сколько салонов закрылось в Казани?

— Редко какой салон заявляет об официальном закрытии, поэтому такой статистики нет в природе. Действительно, некоторые игроки уходят с рынка, у кого-то отзывается лицензия. В Казани таких не много, есть регионы, которые пострадали гораздо больше.

 

БОЛЬШЕ ВСЕГО ПОСТРАДАЛИ ПРОДАЖИ
 АВТОМОБИЛЕЙ СРЕДНЕГО УРОВНЯ

— Читатель Марсель спрашивает: не кажется ли вам, что автомобильный рынок в Казани очень хорошо пережил кризис? Ушло не так много игроков, не покинули рынок игроки с большой кредитной нагрузкой.

— У всех компаний есть заемные средства. Другое дело, что это должны быть разумные займы, не влияющие на финансовую стабильность компании.

— Разумные - это сколько?

— Для разного бизнеса разные цифры. Разумна та сумма кредита, которую можно обслуживать без ущерба для бизнеса. Это может быть миллиард или 100 миллионов. Главное, чтобы соблюдался баланс доходов и платежей. Чтобы кредитная нагрузка не ввергла предприятие в убыточность. Краткосрочные убытки, конечно, могут быть в тактическом плане, но в долгосрочной перспективе должна быть прибыль.

— А как кризис изменил предпочтения покупателей? Стали больше покупать дешевые машины?

— В самый пик кризиса и после этого выросла доля бюджетных автомобилей. Дешевым ни один автомобиль назвать нельзя, потому что в любом случае – дорогое удовольствие.

В целом тенденция по России такая, что больше всего в кризис пострадали продажи автомобилей среднего уровня. Когда потребитель начинает затягивать пояс, он не может совсем отказаться от покупки машины, но приходится отказаться от каких-то ее опций. Поэтому отдается предпочтение более бюджетным моделям. Вторая тенденция - удорожание средней стоимости автомобиля.

ЦЕНЫ БУДУТ РАСТИ. ЭТО НЕ ЧЬЯ-ТО ПРИХОТЬ

— В целом насколько выросли цены на иностранные модели автомобилей?

— Я всегда об этом говорил: цены будут расти. Это не чья-то прихоть, а закон экономики. Выпуск автомобилей уменьшился, а поскольку были потрясения, то это привело к увеличению издержек. Ни одна компания не может себе позволить долго быть убыточной. Поэтому производители начинают поднимать стоимость автомобилей, что доходит и до потребителя. Свою роль сыграли скачки курсов валют, и изменение законодательства: в частности, были повышены таможенные пошлины на ввоз иномарок в 2009 году.

Так же на рост цен повлияло увеличение себестоимости автомобилей. В начале 2009 года у производителей было много складских автомобилей, что вынуждало продавать машины себе в убыток. Когда складские запасы были распроданы, начался рост цен.

По сравнению с 2008 годом цены выросли, думаю, что на 25%. Подорожание дифференцировано и условно. К примеру, какие-то машины снимают с производства, и на их место приходят новые модели – они дороже, но и лучше по своим характеристикам. В целом, средняя стоимость автомобилей в России выросла на 25-30%.

— Читатель спрашивает, почему вы продали свой банк?

— У нас был "Автокредитбанк". Когда мы искали формат холдинга, то рассматривали модель, когда есть свой банк, своя страховая компания, своя лизинговая компания. Но впоследствии мы убедились, что проблемы управленческого характера должны решать специалисты. В результате, стратегия была скорректирована: мы решили сохранить узкую специализацию. Наше банковское дело и страховая компания - это несколько иное. Поэтому все сопутствующие бизнесы мы продали (новым бенефециаром Автокредитбанка стал владелец нефтяной компании "СМП-Нефтегаз" Фоат Комаров – прим. ред.).

С VOLVO БЫЛА НЕ РАБОТА, А МУЧЕНИЕ

— Мы знаем, что вы отказались от Volvo? Или это они от вас отказались?

— Нами было принято решение о прекращении сотрудничества с этой компанией.

— Чем оно было вызвано?

— Скажу с не дипломатической прямотой: потому что у них абсолютно не адекватная позиция. Это вообще сложно назвать сотрудничеством. Кстати, мы были не одиноки - дилерская сеть Volvo сильно поредела.

У нас было полное расхождение в понимании бизнеса, в интересах и отношениях с клиентами, в отношении дилер-дистрибьютор. С Volvo была не работа, а мучение. Но это решение нам все равно далось тяжело. Мы продали достаточно большое количество автомобилей. Я лично проводил переговоры на разных уровнях с просьбой, с требованием, чтобы нам дали возможность обслуживать эти машины. Но все-таки нас отключили от программы, без которой качественное обслуживание невозможно. Нас заверили, что здесь будет достойный дилер, но свое обещание так и не выполнили.

— А ближайший дилерский центр где находится?

— В Ульяновске и Москве. Это, конечно, неудобно. Хотя дистрибьютор компании Volvo заявил, что у него много претендентов на дилерство в Татарстане.

— В республике продавалось много машин этой марки?

— Точной цифры назвать не могу, но отмечу, что эта марка не была особенно популярной. В продвижении на рынке они допускали много ошибок. Их стратегия и тактика была не очень грамотной.

— Эта ситуация с Volvo была до покупки компании китайцами или после?

— Мы с Volvo выясняли отношения на протяжении всей работы, и официально перестали быть их дилерами с 1 октября 2009 года. То есть до китайцев.

— Они уже были тогда в состоянии предпродажной подготовки?

— Мне сложно сказать. Это достаточно редкий случай, когда мы не могли придти к соглашению с дистрибьютором. Вообще, это единственный случай.

— Есть вероятность, что вы вернетесь к дилерству Volvo. Если да, то на каких условиях?

— Никогда не говори никогда. У меня нет предубеждения против этой марки. Если изменится позиции дистрибьютора, то все может быть. Мы же не сами по себе работаем,  мы работаем в единой цепочке с производителем. Поэтому когда имеет место постоянный тлеющий конфликт и взаимное непонимание, работа невозможна. Сама марка имеет шансы на жизнь и развитие. Мы тоже собираемся развиваться и увеличивать количество автосалонов.

— А еще с какими-то партнерами вы расстались за время кризиса?

— За время кризиса ни с какими брэндами мы сотрудничество не прекратили. Мы свернули программу развития по отдельным городам. Где-то приостановили открытие новых автосалонов. Приостановили проект Mazda в Кирове, в Оренбурге.

ОБЪЕМ РЫНКА ЛЮКСОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ КАЗАНИ –
1 200 МАШИН В ГОД

— А новых партнеров вы приобрели с начала кризиса?

— Да, мы расширили портфель брэндов – у нас появились Volkswagen и Lexus.

— Вы начали работать с Lexus в самый разгар кризиса. Наш читатель Марат прислал вопрос: Каковы перспективы рынка машин класса люкс в Татарстане, как он изменился за последние 2 года? Что ожидается в ближайшее время?

— Реализация машин класса люкс будет расти не только в Татарстане, но и во всем мире. Причем, рост будет больше, чем у автомобилей среднего класса. Пока такие авто продаются буквально поштучно.

— У вас продается Jaguar. Какие еще марки?

— Из люксовых это Рorsche, Jaguar, Land Rover, BMW, Audi, Lexus.

— Сколько автомобилей таких марок продается?

— Jaguar - это эксклюзивная марка, не имеющая широкого распространения. А BMW и Audi - это распространенные и популярные машины. Мы продаем их по 30-40 в месяц только в Казани. Объем казанского рынка люксовых автомобилей составляет где-то 1 200 машин в год.

— В свое время, когда вы только открыли салоны Jaguar и Рorsche, эксперты говорили о том, что это большой риск, потому что за этими люксовыми марками предпочитали ездить в другие города России или за границу.

— Любой бизнес - это риск. Безусловно, чем более эксклюзивный автомобиль, тем сложнее и интереснее его продавать. Но проект Рorsche у нас достаточно успешный. На данный момент риск себя оправдывает.

Надо сказать, что автолюбитель Татарстана достаточно продвинутый. Это профессионал - у него достаточно высокие требования как к автомобилю, так и к обслуживанию. Мы отталкивались от этого, когда начинали работать с люксовыми марками. Не продвинутый клиент не сможет оценить всех достоинств дорогого автомобиля. Он думает, какой смысл переплачивать, когда покупаешь одно и то же.

На полном серьезе некоторые люди мне доказывали, например, что Toyota лучше, чем Mercedes и BMW. Дело в том, что у люксовых брэндов есть свои преимущества, которые нужно уметь понимать и оценивать. У нас количество продвинутых клиентов достаточно высоко. Это одно из требований. Кроме того, что у него должны быть деньги для покупки автомобиля, он еще должен понимать, что он покупает. Поскольку у нас достаточно квалифицированный потребитель, мы посчитали возможным продвигать такие дорогие, но очень качественные брэнды.  

— Владеете ли вы данными, какое количество родстеров и какое джипов продается в вашем салоне Porsche? Такое ощущение, что по Казани ездят одни Cayenne.

— Наверное, 80-90% - это Cayenne. А процентов 10-20 - все остальное.

— Почему так? Что говорят покупатели?

— Дороги.

— То есть люди готовы купить Porsche Cayenne за 6 млн. рублей только из-за того, что дороги плохие?

— Вы ездите по трассе Челны-Казань? Я очень часто. А еще есть зима. И даже если знаешь каждую ямку на дороге, один-два удара на колеса я принимаю. К сожалению – это наша беда. Здесь со мной согласятся 100% всех автолюбителей. Именно плохие дороги одна из причин того, что у нас наиболее популярны джипы.

ПРОКАТОМ АВТОМОБИЛЕЙ ЗАНИМАТЬСЯ НЕ ПЛАНИРУЕМ

— Вопрос о развитии компании. Был момент, когда вы свернули некоторые новые проекты. Ирек спрашивает: планирует ли ТТС расширить сеть автосалонов по России? С точки зрения привлечения инвестиционных средств - время оптимальное: заемщиков мало, а бизнес у вас реальный.

— Чувствуется, что вопрос задал человек осведомленный. Мне нечего добавить, он абсолютно прав. Время действительно подходящее. Финансовое положение нашей компании устойчивое, мы готовы к дальнейшему расширению и будем продолжать развитие.

— Почему в Нижнекамске вы представлены только одной маркой? Есть ли перспективы открыть вторую?

— У нас в Нижнекамске представлен Ford. Расширение сети в небольших городах приостановилось по всей России. Экономика этого дилерского центра оставляет желать лучшего, так как там спрос, мягко говоря, невелик. Но в ближайшее время, по мере наращивания объемов продаж автомобилей в Татарстане, я думаю, появится интерес для открытия дилерских центров в таких городах, как Нижнекамск. Это просчитывается бизнес-планом в каждом отдельном случае.

Возможно, дистрибьюторы пересмотрят свои инвестиционные требования. Если реально появляется возможность окупать дилерский центр, то нужно его открывать. Если этого нет, то это путь к кризису и банкротству компании, а мы этого себе позволить не можем.

— Как вы оцениваете появление и развитие в Татарстане салонов по прокату автомобилей? Насколько перспективен этот рынок? Вашей компании это интересно?

— Я не являюсь специалистом в этой области, но думаю, что если по всему миру этот бизнес присутствует, то рано или поздно он придет и в Татарстан. Мы этим заниматься не планируем. Но я позитивно отношусь к этому: чем больше услуг, тем выше качество жизни.

У АВТОМОБИЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОЧЕНЬ БОЛЬШАЯ ИНЕРЦИЯ

— Сейчас главная проблема - это отсутствие на рынке новых автомобилей. Люди стоят в очередях и ждут свою модификацию. Это сдерживает развитие рынка и его участников?

— Дефицит автомобилей действительно есть, но вместе с тем наблюдается и рост продаж. Конечно, наличие большего числа автомобилей у дилеров способствовало бы росту рынка, но не было бы определяющим фактором.

Со временем дефицит будет исчезать. Он связан с тем, что у автомобильной промышленности очень большая инерция. Это не только конвейер, который можно включить побыстрее или продлить срок его работы. В автомобиле тысячи деталей, и все поставщики запланировали свою работу под определенную программу. Когда эта программа растет, необходимо время, чтобы вся эта цепочка нарастила объем продаж. Раз есть спрос, то он будет удовлетворяться.

В первую очередь, продажи будут зависеть от платежеспособности покупателей.

— А дистрибьюторы о чем говорят? К концу года очереди на новые автомобили сократятся?

— Каждый дистрибьютор имеет свои планы по производству, общемирового плана нет, есть только прогнозы. Насколько я знаю, по мнению аналитиков, будет продолжаться прирост рынка.

Но я не думаю, что рост будет таким же агрессивным, как до кризиса. Сейчас на этот рост действуют два фактора. Это отложенный спрос: многие люди в период кризиса воздержались от покупки автомобилей. А когда поняли, что кризис закончился, стали охотнее кредитоваться. Второе - это программа утилизации. Она способствует росту продаж "АвтоВАЗа". Эта программа не нами придумана, и здесь нужно использовать опыт таких стран, как Германия, который показывает, что как только программа утилизации заканчивается, это очень сильно ударяет по спросу.

Как будет у нас, я прогнозировать не берусь.

РЫНОК АВТОКРЕДИТОВ ВЫШЕЛ НА ДОКРИЗИСНЫЙ УРОВЕНЬ

— Сколько машин у вас продается в кредит?

— В среднем 30%.

— А до кризиса как было?

— Так же было. Поэтому можно сказать, что мы вышли на докризисный уровень. Я имею в виду не годовую динамику, а показатели последних месяцев.

— Как вы относитесь к экспресс-кредитованию на покупку автомобиля? До кризиса каждый юнец мог позволить себе иномарку, сейчас банки в этом плане стали осторожнее?

— Все должно быть разумно, любые крайности рискованны. Банки должны сделать выводы из кризиса, ведь никому не нужно, когда кредит получает неплатежеспособный потребитель. Это большой удар, причем не только финансовый, но и психологический. Когда человек не может отдать свои долги, это для всех плохо.

— Уточните, пожалуйста, как вы сотрудничаете с банками? Банк ведь вам полностью возмещает стоимость автомобиля, а потом сам разбирается с заемщиком?

— Да, мы, по сути, являемся посредниками между банком и заемщиком. Мы не несем ответственности за качество заемщика и не проверяем его.

— Именно поэтому вы не вводите фирменную рассрочку на свои машины?

— Нет. Не вводим потому, что всем должны заниматься профессионалы. Бизнес в сфере кредитования - это отдельный бизнес, который является частью банковского дела, а не автомобильного. Мы практиковали это предыдущие годы и поняли, что не надо этим заниматься.

РЫНОК КАЗАНИ ПЕРЕНАСЫЩЕН ДИЛЕРАМИ GENERAL MOTORS

— Согласны ли вы с тем, что успехи ТТС во многом обусловлены отсутствием в Татарстане крупных игроков? Признаете ли вы ошибку, что проморгали Chevrolet и Opel в Казани?

— Я не согласен с тем, что у нас отсутствует конкуренция, и нет крупных игроков. Просто эта конкуренция невидима со стороны. По крайней мере, когда объявляется тендер на какой-то брэнд, в нем участвуют достаточно крупные игроки. В Казани один из самых конкурентных автомобильных рынков, здесь много автосалонов, площадей и сервисных мощностей.

Что касается ошибки с Chevrolet и Opel, то надо относиться к этому философски. Объять необъятное невозможно, поэтому в чем-то мы проиграли. Вообще, эти марки интересны, но я считаю, что сегодня рынок Казани перенасыщен дилерами General Motors.

КАКОЙ СМЫСЛ ДЕЛАТЬ В КАЗАНИ ВТОРОЙ АВТОСАЛОН JAGUAR?

— Какова политика производителей в части конкуренции между дилерами? Иногда мы видим, что некоторые марки продвигает только один дилерский центр. А бывает наоборот - вот Ford есть у вас, и у "Сапсана".

— Политика у производителя такая, что должно быть продвижение марки и качественное обслуживание. В каждом конкретном случае они принимают решение на основе индивидуального подхода. Они могут решить, что одного автосалона недостаточно и нужен второй. Или примут решение, что на данный регион или город достаточно одного дилерского центра. Это зависит от размеров дилерского центра, от рынка и от спроса. К примеру, какой смысл делать в Казани второй автосалон Jaguar?

А чтобы понять, с кем сотрудничать, объявляется тендер, на котором решение в пользу того или иного дилера принимается по совокупности качества предложений. Дилером может стать существующий игрок, либо новый.

— Читатель спрашивает, планируете ли вы открывать салон Lexus, который находится у ТРК "Тандем"? Или это стройка века?

— Нет, это точно не стройка века. Для таковой наша стройка мелковата. Мы приостановили строительство в период кризиса и сейчас планируем вернуться к этому проекту. В настоящее время проводится подробный анализ, чтобы улучшить его.

— Но это в любом случае будет Lexus?

— Да, там будут Toyota и Lexus.

— Некоторое время назад, проезжая мимо этой стройки, можно было наблюдать забавную картину – на паспорте объекта строительства написано "Автосалон Lexus", а на недостроенных этажах стоят Renault Logan. Что они там делали?

— Картина действительно забавная, надо будет посмотреть. Наверное, площадку просто использовали для временного хранения автомобилей.

РАБОТАТЬ С ОТЕЧЕСТВЕННЫМ ПРОИЗВОДИТЕЛЕМ НЕ ТОЛЬКО БИЗНЕС, НО И ГРАЖДАНСКИЙ ДОЛГ

— Сабаев Марсель спрашивает: "Какие планы у вас на люксовые брэнды? Планируете ли вы продавать Mercedes, Chrysler? Дело в том, что "НУР-Авто" без пяти минут банкроты, мы ждем вас!"

— НУР-Авто комментировать я не могу, так как знаю столько, сколько прочитал в вашей газете. Что касается развития каких-то новых брэндов, то может быть. Хотя определенных договоренностей, о которых можно было бы объявить, пока нет. Как только появятся, мы сразу объявим.

— Читатель спрашивает, планирует ли ТТС продавать Saab?

— Saab производит General Motors, поэтому продавать его должны дилеры GM. Мы этим заниматься не предполагаем.

— ТТС не хочет стать официальным дилером Honda?

— В Казани есть салоны Honda. По моему, их официальный дилер – компания "Сапсан".

— По Honda у вас тоже нет планов?

— К этому должна располагать рыночная ситуация, должно быть согласие с двух сторон: нашей и со стороны дистрибьютора. Переговоров с Honda мы на данный момент не ведем.

— Почему вы сняли с себя дилерство "АвтоВАЗа" в Казани? Помню, вы продавали Жигули и не плохо даже... Неужели Toyota продавать рентабельней? Пожалуйста, вернитесь на рынок! (Сабаев Марсель)

— Ну, как я уже сказал, это зависит не только от нас. Да, мы работали длительное время с АвтоВАЗом. Но так получилось, что по ряду причин нам показалось невозможным продолжать работу в качестве дилера АвтоВАЗа. Я думаю, что эти причины носили субъективный фактор.