ЗА ВРЕМЯ ВНЕДРЕНИЯ  ЛИН-ТЕХНОЛОГИЙ НА АВТОГИГАНТЕ УДАЛОСЬ ВЫСВОБОДИТЬ 600 МЛН. РУБЛЕЙ ОБОРОТНЫХ СРЕДСТВ ТОЛЬКО ЗА СЧЕТ СОКРАЩЕНИЯ ЗАПАСОВ
 

Сегодня на КАМАЗа состоялся запуск проекта "Маяк". Это новая система управления производством, основанная на бережливых технологиях, которая внедряется КАМАЗом совместно со стратегическим партнером – германским концерном Daimler и фирмой "Лин Каучинг" - консультантом по производственным системам ведущих автомобильных предприятий Европы.  
 

ВЛОЖИТЕ РУБЛЬ - ПОЛУЧИТЕ ТРИ 

О торжественном  запуске проекта объявили руководитель производственной системы концерна Daimler Кристоф Зигель, генеральный директор компании "Лин Каучинг" Герт Хаар-Йоргенсен, исполнительный директор фирмы Найджел Уоринг, генеральный директор ОАО "КАМАЗ" Сергей Когогин и зам.министра промышленности и торговли РТ Гульнара Ахмадеева.  

Напомним, что  два года назад было принято решение об интеграции двух производственных систем КАМАЗа и Daimler, а в начале этого года подписано соглашение о сотрудничестве. Первым этапом в реализации проекта "Маяк" стало обучение руководителей КАМАЗа в Германии на фабрике имитации производственных процессов. Позже топ-менеджеры посетили заводы  Daimler в Мексике и США.  

О результатах  длительной подготовки не без восторга (насколько это возможно для сдержанных немцев) рассказал  Уоринг: 

- Главная задача нашей компании не просто давать советы, а знать, что и как делать. У нас 32 специалиста, которые работают по всему миру. Система "Маяк" позволит сделать процессы производства наиболее прозрачными. Главная концепция проекта – единый подход руководства во всех зонах компании. "Маяк" построен на философии модели компании "Тойота", основной постулат которой - "знать как". Преимущества системы – это достижение безопасности, организация поставок, снижение затрат, корпоративная культура. Экономический эффект от одного вложенного рубля составляет от 3 до 9 рублей. Но самое главное – обеспечивается стабильность компании.  

Внедрение методов  и инструментов бережливого производства на КАМАЗе позволит создать новую систему управления качеством, достичь сокращения количества переделок на 50%, повысить производитель труда на 20%. В результате к 2012 году КАМАЗ только на одном конвейере сможет выпускать 48 тыс. автомобилей в год, работая в две смены.  

Вчера узнал  о знаменитой русской поговорке  "долго запрягают, но быстро едут", что отражает идею нашего проекта "Маяк". Мы долго проводили подготовительную работу, зато теперь будем быстро внедрять задуманное. Верим, что нас всех ждет успех". 

ДВА ГОДА УШЛО, ЧТОБЫ  ПОНЯТЬ – НАМ ЭТО  НАДО!

Сергей Когогин - генеральный директор ОАО "КАМАЗ":

- Два года у нас ушло на то, чтобы понять, что это надо сделать. И когда мы занялись этим проектом, то видим, как быстро пошли все процессы. Мы, конечно, можем выполнить эту работу и сами, но в союзе с Daimler и Лин Коучингом сделаем всё быстрее и без ошибок. После окончания проекта наше производство ничем не будет отличаться от производства Daimler. 

Зигель сказал с акцентом: "Добрый день, дамы и господа". Поупражнявшись в русском языке, он предупредил, что в пятницу на КАМАЗ приедет руководство Daimler, чтобы посетить зону внедрения проекта "Маяк".  

"На протяжении четырех лет мы внедряем производственную систему Даймлер на заводах Европы, Японии, Индии, Китая. Мы имеем опыт запуска шести проектов "Маяк" и уже убедились в эффективности того, что предлагаем. Первый этап – старт проекта "Маяк", второй – внедрение концепции бережливого производства во вспомогательных зонах и третий этап – внедрение единой системы во всех зонах компании. Первые результаты на КАМАЗе уже впечатляют – я вижу улучшения", - заявил Кристоф Зигель. 

Кстати, аналогичный  проект "Маяк" сейчас готовится в  Сименс (в работе ветряных генераторов - ред.). Об этом сообщил Йоргенсен: "Мы 8 лет работаем с Daimler, и считаем их систему управления наиболее эффективной во всей Европе".

 Ахмадеева назвала проект событием для всей республики: "Название Маяк очень символично, поскольку КАМАЗ является своеобразным проводником в данной работе. Его пример уже доказал многим предприятиям, что бережливое производство эффективно, и как сказал бизнесменам президент РТ Рустам Минниханов: "Это ваше всё!" 

Во время пятиминутного брифинга, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», Когогин заметил, что за время внедрения лин-технологий на КАМАЗе, удалось увеличить ритмичность производства, высвободить от 600 млн. рублей оборотных средств за счет сокращения запасов. По словам камазовского генерала, экономический эффект уже исчисляется миллиардами.  

ДО  ТОЙОТЫ ДАЛЕКО 

Если раньше на одного камазовца приходилось 1,2 лин -предложения, то сегодня этот показатель 2,75. Однако до Тойоты с ее десяткой предложений от каждого работника еще далеко. Журналист «БИЗНЕС Online» убедился, что на рабочих местах действительно стало чище. Запас деталей, что был замечен на производстве, рассчитан только на два часа, и здесь следят за его обновлением. В результате избавления от затаривания и прочих неудобств затраты на лин-технологиии окупились уже в сто раз, говорят на заводе.  

Светлана  Шадрина 

Справка

Lean – в переводе – "постный, стройный". Лин – это философия компании "Тойота", построенная на принципах бережливого производства.  
Coaching – означает "плыть в одной лодке с первыми руководителями