СТРОЙСБЕРКАССЫ, ДОХОДНЫЕ ДОМА И ДЕНЬГИ ИНВЕСТОРОВ
          

Вчера на сайте минстроя РТ был наконец-то опубликован проект программы "Развитие жилищного строительства в РТ в 2011-2015 годах", который явно готовился в сумасшедшем темпе и носит явно лоббистский характер. Ведь уже на следующей неделе его будет защищать на самом верху в Москве лично Рустам Минниханов. Цена вопроса невероятно высока - 432 млрд. рублей, из которых львиную долю (287,4 млрд. рублей) составят кредиты и средства населения. Эти деньги планируется привлекать через институт стройсберкасс, который до сих пор не удавалось запустить в России из-за банковского лобби.

СЛУШАТЬ БУДУТ ПУТИН И БАСАРГИН

На следующей неделе президент Татарстана Рустам Минниханов презентует в Москве республиканскую целевую программу "Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан в 2011-2015 годах". Ожидается, что в обсуждении примет участие и российский премьер Владимир Путин.

Кстати, татарстанская жилищная программа будет скорее всего интегрирована в федеральную целевую программу "Жилище" (2011-2015 гг.) с общим объемом финансирования более 300 млрд. рублей. Поэтому защищать программу главе Татарстана придется прежде всего перед главой минрегионразвития РФ Виктором Басаргиным

Вчера на сайте минстроя РТ был опубликован проект программы "Развитие жилищного строительства в Республике Татарстан в 2011-2015 годах", который будет представлен в Москве.  Сразу заметим, что минстрой РТ явно затянул с подготовкой такого масштабного документа. Ведь речь идет о ключевом направлении развития республики -   жилищном строительстве. Этот вопрос касается практически каждого жителя Татарстана. По идее, специалисты и игроки рынка должны бы несколько месяцев его обсуждать – туда ли мы идем, с теми ли домами, материалами, архитектурой и т.д. А тут такая спешка…

ПОЛТРИЛЛИОНА НА ЖИЛЬЕ

Теперь о деньгах. Ожидается, что программа в течение пяти лет аккумулирует фантастическую сумму - 432 млрд. рублей. Причем, напрямую из федерального бюджета планируется привлечь "лишь" 18,372 млрд. рублей. Интересно, что вдвое больше на реализацию программы должен направить бюджет республики – 37,1 млрд. рублей. Средства местных бюджетов составят 4,5 млрд. рублей.

Понятно, что ожидается участие инвесторов, которые должны вложить в РТ 52,2 млрд. рублей и так называемые средства "институтов развития" - АИЖК, Фонда ЖКХ, Федерального фонда развития жилищного строительства и Внешэкономбанка. Все вместе они должны выделить до 32,304 млрд. рублей. Но самую существенную часть программы – больше половины всех средств – составляют кредиты и средства населения: 287,4 млрд. рублей. Они и станут локомотивом жилищного бума. 

Вместе с программой власти республики намерены взять на себя обязательства по увеличению ввода жилья на 5% ежегодно. Так, если в 2011 году этот показатель должен вырасти с 2 млн. кв. м. до 2,1 млн. кв. м, в 2015 году по задумке разработчиков Татарстан должен строить уже 2,8 млн. кв. м. В результате реализации программ планируется улучшить показатель обеспеченности жилья с 23,3 кв.м. до 25,6 кв.м.

БАНКИ, ЧИНОВНИКИ И ОТСУТСТВИЕ ДЕВЕЛОПЕРОВ

Среди узких мест в стройкомплексе республики минстрой назвал наличие административных барьеров при оформлении различной разрешительной документации. Борьба с административным ресурсом, по задумке министерства, должна привести к сокращению сроков строительства до 755 дней, от идеи проекта до сдачи объекта в эксплуатацию.

Настоящим бичом в программе названо отсутствие подготовленных к застройке земельных участков, обеспеченных коммунальной инфраструктурой, а также недоступность для большинства застройщиков кредитных ресурсов. Так, по данным министерства в 2008-2009 годах процентная ставка по банковским кредитам на реализацию жилищных проектов для застройщиков доходила до 28–34% годовых, и сегодня они еще остаются высокими.

Среди других проблем названы изношенность предприятий стройиндустрии (износ основных фондов на уровне 60-70%). Для перевооружения предприятий по выпуску стройматериалов, по подсчетам минстроя, требуется 23,8 млрд. рублей. Самым последним негативным фактором назван дефицит высокопрофессиональных… девелоперов. Интересно, куда они подевались? Кризис всех уничтожил что ли…

СДЕЛАЙ ВРАГА ДРУГОМ

К факторам, негативно влияющим на динамику спроса на рынке жилья, разработчики программы назвали низкий уровень доходов населения, отсутствие на рынке доступных ипотечных продуктов и маневренного фонда муниципальных образований для социального найма. Отдельно выделено отсутствие нормативной базы, стимулирующей развитие системы жилищных строительных и накопительных кооперативов и системы стройсберкасс.

В связи с последним пунктом минстрой предлагает целый комплекс мер, включающий разработку нормативной базы и внедрение пилотных проектов на основе соглашений кабмина РТ с рядом банков, в частности Сбербанком и Ак Барс банком, о создании строительных сберегательных касс. Прежде все попытки запустить институт стройсберкасс в России наталкивались на мощное банковское лобби, которое до сих пор не дало принять в Госдуме РФ закон об этих финансовых институтах. Теперь минстрой пытается взять банки в союзники.

БЮДЖЕТ ПОДАРИТ КАССИРАМ 20%

Согласно видению разработчиков программы, механизм будет выглядеть следующим образом: проценты по вкладам сберкассы будут определять самостоятельно, но есть ограничение: ставка процента по кредитам на покупку жилья не должна превышать ставку по вкладу в сберкассу более чем на три пункта. Планируется, что за счет бюджетных средств по вкладам будет добавляться ежегодно до 20% от накопленной суммы. Воспользоваться кредитом можно не ранее чем через два года с момента открытия вклада. На перепродажу построенного через сберкассы жилья министерство предлагает наложить ограничение, действующие в течение пяти лет с момента его постройки, – иначе будет применяться повышенная ставка налога с продаж (до 20-25% от стоимости жилья).

Предлагается, что стройсберкассы на первых порах будут открываться для категорий граждан, состоящих на учете по поводу улучшения жилищных условий. Нормативно-правовую базу планируется подготовить в течение 2011 года.

Среди других немногих оригинальных инициатив минстроя - развитие сегмента доходных домов на рынке жилья, который предлагается апробировать на территориях концентрированного размещения производительных сил в Закамском регионе республике – применительно к комплексу нефтеперерабатывающих заводов в Нижнекамске и ОЭЗ "Алабуга".

Арслан Минвалеев

 

Справка

Необходимые дополнительные инвестиции для наращивания объемов ввода жилья.

(руб.)

Период
Ввод жилья
(тыс. кв. м)
Прирост ввода жилья к базовому году
Значение индекса-дефлятора*,
%
Реальная средняя стоимость строительства 1 кв. м с учетом инфляции
Стоимость строительства объема ввода жилья, дополнительного к базовому уровню
2010
(базовый год)
2 000
0
 
30 000
0
2011
2100
100
6,6
31980
 
3 198 000 000,00
 
2012
2210
210
5,8
33834,84
 
3 721 832 400,00
 
2013
2321
321
5,4
35661,92
 
7 881 284 620,56
 
2014
2555
555
5,4
37587,66
 
17 102 387 626,62
 
2015
2810
810
5,4
39617,39
 
28 128 353 310,99
 
ИТОГО:
 
1 696
 
 
60 031 857 958
 

 

Перспективные объемы и структура  ввода жилья в РТ на 2010-2015гг.

(кв. м)

Показатель
Годы
2009 г.
(факт)
2010 г.
(прогноз)
2011 г.
(прогноз)
2012 г.
(прогноз)
2013 г.
(прогноз)
2014 г.
(прогноз)
2015 г.
(прогноз)
Планируемые объемы ввода жилья, кв.м.
2 010 214
2 000 000
2 100 000
2 210 000
2 321 000
2 555 000
2 810 000
Многоэтажное жильё,
в том числе:
1 235 039
1 100 000
1 184 131
1 223 769
1 264 632
1 412 871
1 520 263
- панельное, в том числе комбинированное с кирпичом
521 186
464 200
555 226
573 812
592 972
701 449
782 379
- монолитно-каркасное
и сборно-монолитное
233 422
207 900
214 341
221 516
228 912
244 256
252 950
- из штучных стеновых материалов
480 430
427 900
414 564
428 442
442 748
467 166
484 933
Индивидуальное жильё,
в том числе:
775 175
900 000
915 869
986 231
1 056 368
1 142 129
1 289 737
- из штучных стеновых материалов
539 289
657 437
707 259
727 288
779 010
818 417
888 297
- сборно-каркасные, щитовые, быстровозводимые из комплектов заводской готовности
134 803
164 336
183 160
186 941
211 258
226 423
244 471
- из других материалов (деревянные, панельные, объемно-блочные и другие)
101 083
78 228
25 450
72 002
66 100
97 290
156 969